Кеннет Ринг придерживается взгляда на то, что религиозность никаким образом не влияет на возможность наступления околосмертного переживания, а также на его содержание. Напомним, М. Роулингс описывает случай, когда его чрезвычайно религиозный пациент в состоянии клинической смерти пережил инфернальный опыт и два райских.
К. Ринг описывает в своей книге «Курс на Омегу» (Heading Towards Omega) случай одного антрополога, который считал себя агностиком. В возрасте сорока шести лет тот в результате несчастного случая сорвался в пропасть глубиной 50 футов. Спасательный вертолет доставил его без сознания в одну из больниц Лос-Анджелеса. Много недель этот человек провел в коме. За это время он испытал райское околосмертное переживание. Он прошел все пять этапов. Сначала он почувствовал себя спокойно и умиротворенно, взглянул с некоторого расстояния на свое тело. Потом пролетел сквозь темный туннель к золотому свету. Далее встретился с умершими близкими: «Я видел моего отца, который уже 25 лет, как умер. Я чувствовал себя окруженным его любовью». На вопрос, не кажется ли ему, что его переживание — сон, он ответил: «Нет, ни в коем случае. Это очень странное чувство, но я абсолютно уверен, что пребывал в некоего рода вечности».
Чтобы понять, как оценивает свой исследовательский материал Роулингс, мы должны познакомиться с механизмом вытеснения. Как известно, вытеснение по Зигмунду Фрейду является подавлением на бессознательном уровне. Если я, например, испытываю желание дать кому-либо оплеуху, но не делать этого не собираюсь, тогда в большинстве случаев произойдет вытеснение. Я подавляю мое желание дать кому-либо пощечину. Фрейд пишет о том, что если сексуальные стремления маленького мальчика направлены на его мать, то у него возникает чувство ненависти к отцу, и он начинает желать его смерти. Естественно, что эти тенденции невозможно воспринимать осознанно, и он их вытесняет. Это говорит о том, что процесс вытеснения всегда происходит на бессознательном уровне. То же самое происходит у людей, которые получили инфернальный околосмертный опыт. По Роулингсу, они просто вытеснили эти переживания из своего сознания, поскольку они оказались для них слишком болезненными.
Если мы возьмем случай религиозного пациента Роулингса, то увидим, что он смог вытеснить первое негативное переживание и сохранил в своей памяти лишь два позитивных опыта. Здесь мы наблюдаем, как в ходе вытеснения репродуцируется содержание памяти. Факт избирательного содержания памяти приводит большинство ученых-специалистов к предположению о том, что они опрашивали своих пациентов в более поздний период, когда воспоминания о негативном опыте были уже вытеснены.
Работа Роулингса вызывает критику и тем обстоятельством, что его исследования не содержат никаких статистических данных. Это означает, что его свидетельства еще нуждаются в научной проверке.
От начала и до конца его работа, как говорится, характеризуется усердием обращенного. Будучи «заново родившимся» христианином, он предлагает читателям основы того опыта, который закреплен в христианской точке зрения на рай и ад. Вместе с тем он действует уже за границами науки. Ринг пишет, что Роулингс заявил ему в частном разговоре, что больше не может оставаться «объективным». Моуди и Сабом, которые лично встречались с Роулингсом, говорят то же самое. Ни одному из этих исследователей не встретился случай с инфернальным переживанием, хотя они опрашивали своих пациентов сразу после того, как те приходили в себя. Напомню, что по специальности Сабом тоже кардиолог, как и Роулингс.
Известно, что люди, которые принимали психоделики, такие, как, например, мескалин, имели устрашающие, инфернальные видения. При этом подобные негативные переживания сохранились в постоянной памяти их испытавших. Имеются определенные параллели между негативными околосмертными опытами и видениями, вызванными галлюциногенными наркотиками. Из того факта, что наркоманы сохраняют свои негативные видения в памяти, можно усомниться в том, что все пережившие клиническую смерть, по Роулингсу, вытесняют свои негативные околосмертные опыты.
Ринг описывает, по меньшей мере, два случая селективной потери памяти в особенно сильных позитивных околосмертных переживаниях. Тотчас же после своих переживаний люди рассказывали о прекрасных картинах, открывшихся перед ними, а спустя некоторое время уже больше не могли их вспомнить. В понятиях фрейдистской концепции в таких случаях вытеснение не нужно.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод о том, что теория об адских околосмертных переживаниях не может считаться доказанной. Однако, несмотря на слабости и противоречия, которые обнаруживаются в работе Роулингса, мы не должны полностью отбрасывать его клинический материал.
Ринг дает объяснение феномену околосмертного переживания, в том числе и негативного характера. Он объясняет тот факт, что некоторые личности в процессе переживания близкой смерти проходят внутренний «кризис». Ринг называет этот феномен «кризисом выбора». В околосмертном переживании люди не воспринимают исходящую извне критику, а только самокритику. Даже если человек видит некое существо или слышит голос, который интерпретируется как нечто вне его личности, от этого существа, тем не менее, не исходит критика. Люди в той или иной степени ощущали чувство заботливого принятия. С этим эмоциональным содержанием связывается самоуважение или самокритика. Ринг приводит характерный отчет одного пациента, который предпринял попытку самоубийства. «Моим единственным ощущением было то, что я должен сам себе вынести приговор. Когда я размышлял о своей жизни, сначала об ужасных ее событиях, затем о приятных, я понял, что за глупости я совершил, вспомнил все свои ошибки. Я осознал, что судить тут будет меня только я сам».
Самокритика является типичным «стержневым опытом» и зачастую сопутствует околосмертному переживанию.
К. Ринг описывает в своей книге «Курс на Омегу» (Heading Towards Omega) случай одного антрополога, который считал себя агностиком. В возрасте сорока шести лет тот в результате несчастного случая сорвался в пропасть глубиной 50 футов. Спасательный вертолет доставил его без сознания в одну из больниц Лос-Анджелеса. Много недель этот человек провел в коме. За это время он испытал райское околосмертное переживание. Он прошел все пять этапов. Сначала он почувствовал себя спокойно и умиротворенно, взглянул с некоторого расстояния на свое тело. Потом пролетел сквозь темный туннель к золотому свету. Далее встретился с умершими близкими: «Я видел моего отца, который уже 25 лет, как умер. Я чувствовал себя окруженным его любовью». На вопрос, не кажется ли ему, что его переживание — сон, он ответил: «Нет, ни в коем случае. Это очень странное чувство, но я абсолютно уверен, что пребывал в некоего рода вечности».
Чтобы понять, как оценивает свой исследовательский материал Роулингс, мы должны познакомиться с механизмом вытеснения. Как известно, вытеснение по Зигмунду Фрейду является подавлением на бессознательном уровне. Если я, например, испытываю желание дать кому-либо оплеуху, но не делать этого не собираюсь, тогда в большинстве случаев произойдет вытеснение. Я подавляю мое желание дать кому-либо пощечину. Фрейд пишет о том, что если сексуальные стремления маленького мальчика направлены на его мать, то у него возникает чувство ненависти к отцу, и он начинает желать его смерти. Естественно, что эти тенденции невозможно воспринимать осознанно, и он их вытесняет. Это говорит о том, что процесс вытеснения всегда происходит на бессознательном уровне. То же самое происходит у людей, которые получили инфернальный околосмертный опыт. По Роулингсу, они просто вытеснили эти переживания из своего сознания, поскольку они оказались для них слишком болезненными.
Если мы возьмем случай религиозного пациента Роулингса, то увидим, что он смог вытеснить первое негативное переживание и сохранил в своей памяти лишь два позитивных опыта. Здесь мы наблюдаем, как в ходе вытеснения репродуцируется содержание памяти. Факт избирательного содержания памяти приводит большинство ученых-специалистов к предположению о том, что они опрашивали своих пациентов в более поздний период, когда воспоминания о негативном опыте были уже вытеснены.
Работа Роулингса вызывает критику и тем обстоятельством, что его исследования не содержат никаких статистических данных. Это означает, что его свидетельства еще нуждаются в научной проверке.
От начала и до конца его работа, как говорится, характеризуется усердием обращенного. Будучи «заново родившимся» христианином, он предлагает читателям основы того опыта, который закреплен в христианской точке зрения на рай и ад. Вместе с тем он действует уже за границами науки. Ринг пишет, что Роулингс заявил ему в частном разговоре, что больше не может оставаться «объективным». Моуди и Сабом, которые лично встречались с Роулингсом, говорят то же самое. Ни одному из этих исследователей не встретился случай с инфернальным переживанием, хотя они опрашивали своих пациентов сразу после того, как те приходили в себя. Напомню, что по специальности Сабом тоже кардиолог, как и Роулингс.
Известно, что люди, которые принимали психоделики, такие, как, например, мескалин, имели устрашающие, инфернальные видения. При этом подобные негативные переживания сохранились в постоянной памяти их испытавших. Имеются определенные параллели между негативными околосмертными опытами и видениями, вызванными галлюциногенными наркотиками. Из того факта, что наркоманы сохраняют свои негативные видения в памяти, можно усомниться в том, что все пережившие клиническую смерть, по Роулингсу, вытесняют свои негативные околосмертные опыты.
Ринг описывает, по меньшей мере, два случая селективной потери памяти в особенно сильных позитивных околосмертных переживаниях. Тотчас же после своих переживаний люди рассказывали о прекрасных картинах, открывшихся перед ними, а спустя некоторое время уже больше не могли их вспомнить. В понятиях фрейдистской концепции в таких случаях вытеснение не нужно.
Из всего вышеописанного можно сделать вывод о том, что теория об адских околосмертных переживаниях не может считаться доказанной. Однако, несмотря на слабости и противоречия, которые обнаруживаются в работе Роулингса, мы не должны полностью отбрасывать его клинический материал.
Ринг дает объяснение феномену околосмертного переживания, в том числе и негативного характера. Он объясняет тот факт, что некоторые личности в процессе переживания близкой смерти проходят внутренний «кризис». Ринг называет этот феномен «кризисом выбора». В околосмертном переживании люди не воспринимают исходящую извне критику, а только самокритику. Даже если человек видит некое существо или слышит голос, который интерпретируется как нечто вне его личности, от этого существа, тем не менее, не исходит критика. Люди в той или иной степени ощущали чувство заботливого принятия. С этим эмоциональным содержанием связывается самоуважение или самокритика. Ринг приводит характерный отчет одного пациента, который предпринял попытку самоубийства. «Моим единственным ощущением было то, что я должен сам себе вынести приговор. Когда я размышлял о своей жизни, сначала об ужасных ее событиях, затем о приятных, я понял, что за глупости я совершил, вспомнил все свои ошибки. Я осознал, что судить тут будет меня только я сам».
Самокритика является типичным «стержневым опытом» и зачастую сопутствует околосмертному переживанию.
Источник: Такис Евдокас «Смерть — великая иллюзия»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи