Интуиция
Традиционное определение интуиции описывает этот метаконструкт как «...имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить» (Vaughan, 1979). Оценка интуиции, несмотря на очевидную ее важность в отдельных случаях (Bastick, 1982; Cosier & Alpin, 1982; Goldberg, 1983), все еще остается редкостью. Так, сама природа современного общества подчеркивает важность интуиции, на которую мы полагаемся, когда испытываем трудности в повседневной жизни, и хотя мы располагаем большим числом альтернатив, нам не хватает времени, чтобы разобраться в них. Интуиция высоко ценится в сфере профессиональных решений (Ray & Meyers, 1989; Rockenstein, 1988), в открытиях (Browers, Regehr, Balthazard & Parker, 1990) и в случае известности отдельного человека (например, Эсте Лаудер, основательница огромной косметической фирмы, была известна своей интуитивной способностью предсказать лучше любых маркетинговых исследований успех парфюмерных продаж). Тем не менее многие исследователи указывали на то, что интуиция может повести нас по неверному пути и оказаться источником систематических ошибок при принятии решений (Ross, 1977, цит. по: Bowers et al., 1990).
Нет единодушного мнения относительно того, что же собой представляет интуиция или как она развивается (Goldberg, 1983). В научной литературе часто возникают разногласия, касающиеся трех основных тем: интуиция в противоположность интеллекту и логике (Nutt, 1989; Simonton, 1980); интуиция и творчество (Bastick, 1982; Finke, Ward & Smith, 1992), интуиция и неявные знания (Reber, 1989; Shirley & Langan-Fox, 1996).
Голдберг (Goldberg, 1983) отметил многочисленные аспекты (или функции) интуиции. Он предложил классифицировать этот конструкт по шести категориям, в рамках которых интуиция рассматривается как способ открытия, творчества, оценки, приведения в действие, предсказания и озарения. Первые два аспекта интуиции связывают ее с творческим процессом: она или часть, или его средоточие. Последний из шести аспектов, озарение, относится к самореализации (Голдберг использовал такие синонимы, как samadhi, satori, нирвана, космическая энергия, мистическое единение с Богом). Третий, четвертый и пятый аспекты, согласно Голдбергу, связывают интуицию с неявными знаниями, даже если сам автор научной концепции и не применял такую терминологию. Описывая оценку как аспект интуиции, Голдберг ссылается на опыт финансовых прогнозистов, которые строят планы на основе формального анализа технических данных, но учитывают и свои ощущения (интуицию) при принятии актуальных решений (например, стоит приобретать или сбрасывать ценные бумаги). Интуиция заставляет людей сначала проявить активность, а затем искать объяснения, что подчас бывает трудно выразить словами. Оперативная интуиция отвечает за то, что часто характеризуют как удачу. Голдберг считает, что и те люди, которые всегда знают, где и когда им нужно быть, и те, чья жизнь, кажется цепью случайностей, обладают именно этим ее аспектом. Интуиция предсказания относится и к творчеству, и к практике. В качестве ее иллюстрации можно привести интуицию профессора, способного увидеть потенциал своих студентов. Предсказание такого рода, конечно, опирается на доступные логические подтверждения (например, оценки, идеи, заинтересованность), но все же это нечто большее.
Связь между интуицией и неявными знаниями — очень важный момент в построении теории о развивающемся процессе решения практических проблем. Неявные знания ориентированы на действия, и обычно их приобретают без непосредственной посторонней помощи. Они помогают конкретному человеку достигать значимых для него целей (Strenberg et al., 1995). Неявные знания имеют три особенности: они процедурные, они значимы в достижении важной для конкретного человека цели, они приобретаются при незначительном содействии извне. Эти знания образуют важную часть практического интеллекта (Sternberg, 1995с, 1997а, 1997Ь). Считается, что интуиция является результатом обучения (формального и неформального) и опыта (Reber, 1989). Учащийся приобретает знания, которые необходимы для интуитивного мнения относительно конкретного предмета. Специалисты, обладающие высокопрофессиональной интуицией, особо ценятся в различных организациях (Rockenstein, 1988). Многие менеджеры заявляют, что они полагаются на интуицию и на «положительные ощущения» (Ray & Myers, 1989). Более того, было показано, что менеджеры, которые опираются в принятии решений, связанных с большим риском, на интуицию в той же мере, что и на анализ, добиваются более существенных результатов, чем те, кто не поступает так (Ray & Myers, 1989).
Ряд исследователей, в том числе Ширли и Ланган-Фокс (Shirley & Langan-Fox, 1996), писали о том, что неявные знания и интуиция имеют много общего. Ребер (Reber, 1989), например, определяет интуицию как когнитивное состояние, которое возникает при определенных условиях и направлено на то, чтобы помочь человеку осуществить свой выбор и найти правильную линию поведения. Интуитивно ощущать, что хорошо, а что плохо, чувствовать, что будет работать, а что нет, представлять ситуацию в целом, чтобы «принять решение», не объясняя этапы, ведущие к принятию этого решения, — эти навыки предполагают имплицитное знание и развитие необходимой базы неявных знаний.
Традиционное определение интуиции описывает этот метаконструкт как «...имеющиеся у нас знания, источник и способ получения которых мы не можем объяснить» (Vaughan, 1979). Оценка интуиции, несмотря на очевидную ее важность в отдельных случаях (Bastick, 1982; Cosier & Alpin, 1982; Goldberg, 1983), все еще остается редкостью. Так, сама природа современного общества подчеркивает важность интуиции, на которую мы полагаемся, когда испытываем трудности в повседневной жизни, и хотя мы располагаем большим числом альтернатив, нам не хватает времени, чтобы разобраться в них. Интуиция высоко ценится в сфере профессиональных решений (Ray & Meyers, 1989; Rockenstein, 1988), в открытиях (Browers, Regehr, Balthazard & Parker, 1990) и в случае известности отдельного человека (например, Эсте Лаудер, основательница огромной косметической фирмы, была известна своей интуитивной способностью предсказать лучше любых маркетинговых исследований успех парфюмерных продаж). Тем не менее многие исследователи указывали на то, что интуиция может повести нас по неверному пути и оказаться источником систематических ошибок при принятии решений (Ross, 1977, цит. по: Bowers et al., 1990).
Нет единодушного мнения относительно того, что же собой представляет интуиция или как она развивается (Goldberg, 1983). В научной литературе часто возникают разногласия, касающиеся трех основных тем: интуиция в противоположность интеллекту и логике (Nutt, 1989; Simonton, 1980); интуиция и творчество (Bastick, 1982; Finke, Ward & Smith, 1992), интуиция и неявные знания (Reber, 1989; Shirley & Langan-Fox, 1996).
Голдберг (Goldberg, 1983) отметил многочисленные аспекты (или функции) интуиции. Он предложил классифицировать этот конструкт по шести категориям, в рамках которых интуиция рассматривается как способ открытия, творчества, оценки, приведения в действие, предсказания и озарения. Первые два аспекта интуиции связывают ее с творческим процессом: она или часть, или его средоточие. Последний из шести аспектов, озарение, относится к самореализации (Голдберг использовал такие синонимы, как samadhi, satori, нирвана, космическая энергия, мистическое единение с Богом). Третий, четвертый и пятый аспекты, согласно Голдбергу, связывают интуицию с неявными знаниями, даже если сам автор научной концепции и не применял такую терминологию. Описывая оценку как аспект интуиции, Голдберг ссылается на опыт финансовых прогнозистов, которые строят планы на основе формального анализа технических данных, но учитывают и свои ощущения (интуицию) при принятии актуальных решений (например, стоит приобретать или сбрасывать ценные бумаги). Интуиция заставляет людей сначала проявить активность, а затем искать объяснения, что подчас бывает трудно выразить словами. Оперативная интуиция отвечает за то, что часто характеризуют как удачу. Голдберг считает, что и те люди, которые всегда знают, где и когда им нужно быть, и те, чья жизнь, кажется цепью случайностей, обладают именно этим ее аспектом. Интуиция предсказания относится и к творчеству, и к практике. В качестве ее иллюстрации можно привести интуицию профессора, способного увидеть потенциал своих студентов. Предсказание такого рода, конечно, опирается на доступные логические подтверждения (например, оценки, идеи, заинтересованность), но все же это нечто большее.
Связь между интуицией и неявными знаниями — очень важный момент в построении теории о развивающемся процессе решения практических проблем. Неявные знания ориентированы на действия, и обычно их приобретают без непосредственной посторонней помощи. Они помогают конкретному человеку достигать значимых для него целей (Strenberg et al., 1995). Неявные знания имеют три особенности: они процедурные, они значимы в достижении важной для конкретного человека цели, они приобретаются при незначительном содействии извне. Эти знания образуют важную часть практического интеллекта (Sternberg, 1995с, 1997а, 1997Ь). Считается, что интуиция является результатом обучения (формального и неформального) и опыта (Reber, 1989). Учащийся приобретает знания, которые необходимы для интуитивного мнения относительно конкретного предмета. Специалисты, обладающие высокопрофессиональной интуицией, особо ценятся в различных организациях (Rockenstein, 1988). Многие менеджеры заявляют, что они полагаются на интуицию и на «положительные ощущения» (Ray & Myers, 1989). Более того, было показано, что менеджеры, которые опираются в принятии решений, связанных с большим риском, на интуицию в той же мере, что и на анализ, добиваются более существенных результатов, чем те, кто не поступает так (Ray & Myers, 1989).
Ряд исследователей, в том числе Ширли и Ланган-Фокс (Shirley & Langan-Fox, 1996), писали о том, что неявные знания и интуиция имеют много общего. Ребер (Reber, 1989), например, определяет интуицию как когнитивное состояние, которое возникает при определенных условиях и направлено на то, чтобы помочь человеку осуществить свой выбор и найти правильную линию поведения. Интуитивно ощущать, что хорошо, а что плохо, чувствовать, что будет работать, а что нет, представлять ситуацию в целом, чтобы «принять решение», не объясняя этапы, ведущие к принятию этого решения, — эти навыки предполагают имплицитное знание и развитие необходимой базы неявных знаний.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи