Модель персональной компетентности Гринспена и Дрискола
В работах Гринспена (Greenspan, 1981), Гринспена и Дрискола (Greenspan & Driscoll, 1997), Гринспена и Грэнфилда (Greenspan & Granfield, 1992) персональная компетентность рассматривается как конструкт, обобщающий знания и навыки, вовлеченные в процесс достижения целей и решения проблем. В то же время эти авторы полагают, что интеллект соотносится лишь с подкомпонентами тех навыков, которые участвуют в процессе мышления и осмысления. Последняя версия модели (Greenspan & Driscoll, 1997) описывает четыре области компетентности человека: физиологическую, эмоциональную, повседневную и академическую. Физиологическая, согласно этой модели, — функционирование органов (т. е зрение, сердечная деятельность), способность двигаться (т. е. сила, координация). Эмоциональная компетентность — темперамент (т. е. эмоциональность и отвлеченность) и характер (т. е. коммуникабельность и социальная ориентированность). Повседневная компетентность — практический (т. е. способность осмысливать и понимать повседневные проблемы) и социальный интеллект (т. е. способность осознавать и понимать социальные проблемы). Академическая включает в себя умозрительный интеллект (т. е. способность обдумывать и воспринимать задачи академического, абстрактного характера) и язык (способность понимать и общаться).
В модели Гринспена и Дрискола (Greenspan & Driscoll, 1997) учтена идея Кантор и Килстрома (Cantor & Kihlstrom) о том, что формы социального интеллекта есть связующее звено между интеллектом и особенностями личности. Тенденция рассматривать личность как источник желаний, а интеллект как источник возможностей побудила многих исследователей трактовать их как отдельные друг от друга конструкты. Модель Гринспена—Дрискола устанавливает, что социальные навыки определяются как интеллектуальными, так и неинтеллектуальными компонентами.
В работах Гринспена (Greenspan, 1981), Гринспена и Дрискола (Greenspan & Driscoll, 1997), Гринспена и Грэнфилда (Greenspan & Granfield, 1992) персональная компетентность рассматривается как конструкт, обобщающий знания и навыки, вовлеченные в процесс достижения целей и решения проблем. В то же время эти авторы полагают, что интеллект соотносится лишь с подкомпонентами тех навыков, которые участвуют в процессе мышления и осмысления. Последняя версия модели (Greenspan & Driscoll, 1997) описывает четыре области компетентности человека: физиологическую, эмоциональную, повседневную и академическую. Физиологическая, согласно этой модели, — функционирование органов (т. е зрение, сердечная деятельность), способность двигаться (т. е. сила, координация). Эмоциональная компетентность — темперамент (т. е. эмоциональность и отвлеченность) и характер (т. е. коммуникабельность и социальная ориентированность). Повседневная компетентность — практический (т. е. способность осмысливать и понимать повседневные проблемы) и социальный интеллект (т. е. способность осознавать и понимать социальные проблемы). Академическая включает в себя умозрительный интеллект (т. е. способность обдумывать и воспринимать задачи академического, абстрактного характера) и язык (способность понимать и общаться).
В модели Гринспена и Дрискола (Greenspan & Driscoll, 1997) учтена идея Кантор и Килстрома (Cantor & Kihlstrom) о том, что формы социального интеллекта есть связующее звено между интеллектом и особенностями личности. Тенденция рассматривать личность как источник желаний, а интеллект как источник возможностей побудила многих исследователей трактовать их как отдельные друг от друга конструкты. Модель Гринспена—Дрискола устанавливает, что социальные навыки определяются как интеллектуальными, так и неинтеллектуальными компонентами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи