ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИНДУКЦИИ

Наука » Психология » Гипноз » Введение в гипноз
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ИНДУКЦИИ
Использование полученного ранее гипнотического
опыта
Техника применения ранее полученного гипнотического опы-|та опирается на двух видах ощущений: 1) неформальном гипнотиче-I ском опыте, который может произойти в обычной жизни и не воспринимается как гипнотический; 2) формальных контактах с гипнозом, | особенно удачных.
Оба варианта могут использовать как структуру общего харак-[тера, так и конкретного. В случае версии, основанной на неформальном опыте гипноза, фаза привлечения внимания перед индукцией обычно включает разговор о природе гипноза. В определенный момент терапевт может начать внушать концентрацию, неподвижность и снижение темпа дыхания, гипнотическим образом описывая факторы при которых наступает гипноз: длительная поездка на машине, поглощенность интересной книгой или фильмом, массаж или купание в джакузи, погруженность в мечты, молитва или другая ситуация, в какой данный человек был полностью во что-то погружен или же испытал сильную концентрацию. Чтобы приблизить клиенту ситуацию естественного гипнотического опыта, необходимо перейти от нормаль-ного тона голоса к более спокойному, тихому, уменьшить артикуляцию. Когда клиент погружается в воспоминания, гипнотические (иде-одинамические) реакции начинают проявляться, что терапевт может использовать, согласно принципу связывания внушений. Чтобы войти в гипноз клиенту необязательно закрывать глаза, однако терапевт может порекомендовать сделать это, давая соответствующее внушение, непосредственное или косвенное.
В варианте, основанном на формальном гипнотическом опыте, в типичной преиндукционной фазе, терапевт занимается тем, что концентрирует внимание клиента на возможностях, которые дает гипноз и показывает, каким образом предыдущий опыт сможет помочь построить в будущем более полезные и удачные сессии. Если ранний опыт гипноза клиента был позитивным и значимым, то терапевт имеет солидную основу для дальнейших действий. Если, однако клиент негативно вспоминает свой контакт с гипнозом (как неудачный или в худшем случае, вредный), гипнотизеру необходимо быть осторожным и во время сессии как можно реже обращаться к этому событию. Разговор о примененных в том случае техниках и определение ситуационных и интерперсональных факторов поможет вам избежать неооз-нанного повторения негативного опыта.
Если прежний контакт с гипнозом был позитивным, то обращение к формальному гипнотическому опыту, который будет иметь конкретный характер, может быть связано с вовлечением данного человека в постепенный детальный контакт с этим событием. Такой ва-риант действий требует обычно сотрудничества клиента с терапевтом. Терапевт одновременно выспрашивает клиента, внушая возможные реакции и использует их по мере их проявления. Механизм индукции, в смысле структуры, тот же самый, как и в случае с неформальным гипнозом: когда данного человека поглотят воспоминания, связанные с этим реакции становятся более заметными. Терапевт может их использовать как основу для достижения желаемого результата.
Обращение к раннему гипнотическому опыту клиента, формальному или неформальному — один из самых легких и наиболее успешных методов индукции и углубления гипноза. Спонтанный свободный подход вызывает небольшое сопротивление, поскольку здесь не говорится о происходящем сейчас, а о том что было тогда. Такая дополнительная психологическая дистанция очень важна для клиента. Техники проведения гипнотической индукции, связанные с использованием раннего гипнотического опыта, достойны доверия и эластичны и если вы приобретете опыт их применения, они смогут сильно обогатить ваш репертуар техник индукции (Grinder, Bandler, 1981; Zeig, 1988).
Построение внутренней концентрации
Индукционный процесс построения внутренней концентрации включает подачу подстраивающихся утверждений (pacing statements) — содержащих информацию о том, какого внешнего раздражителя ожидать клиенту, в связи с ведущими утверждениями (leading statements), описывающими внутренние реакции, которые может испытывать данный человек. Отношение наводящих утверждений к ведущим свободное и не имеет влияния на успешность индукции. Оно зависит лишь от реактивности клиента. После оценки уровня внутренней или внешней концентрации данного человека, в момент когда терапевт желает приступить к индукции, он может выбрать такое отношение внушения внешнего характера к внушениям направленным внутрь, какое посчитает более подходящим для достижения цели. По мере необходимости он модифицирует их в зависимости от реакции гипнотизируемого. В начальной стадии некоторые клиенты так скон-центрированы, что им не нужна длительная индукция, а достаточно лишь утверждения вроде: "А теперь вы войдете в гипноз". Другим же наоборот, перед введение одиночного внутреннего ведущего внушения может потребоваться 5 или 10 внешних подстроечных внушений. По мере течения индукции, терапевт подает все меньше внушений внешнего характера и все больше внушений с внутренней ориентацией Возможность выбирать между внешними внушениями и внутренними и их комбинациями, типами сенсорных каналов, структур, а
• также стилей дает огромное пространство для свободных действий |(Grinder, Bandler, 1981).
Метафорические индукции с контекстными внушениями
Как основу индукции, вместо раннего личного опыта клиента, вы можете избрать метафоры, рассказы описывающие опыт
• другого человека, (животного, предмета) в другом времени и мес-' те. Таким образом увеличивается дистанция и уменьшается шанс
того, что данный человек почувствует опасность.
Описание способа конструирования метафор заняло бы целые тома, поэтому в этой книге я представлю его лишь поверхностно. При создании метафорических рассказов для нужд гипнотической индукции полезно иметь понятие о интересах клиента, его системе ценностей и хобби. Выдумывая рассказы, связанные с жизнью данного человека, вы получаете больше шансов увлечь его внимание. Чем более опытен терапевт — тем хитрее будут его вы-думанные истории. Метафоры, как метод индукции, могут ознакомить клиента с опытом других людей, укрепить контакт с терапевтом, привести к идентификации с героем или героями, заставляя поразмыслить о смысле представленной истории. Это, в свою очередь, стимулирует поиск смысла и значимых контактов, а все вместе создает внутреннюю концентрацию и увеличивает податливость на позднейшее содействие (Barker, 1985; Brown, 1993; Eisen, 1993; Hammond, 1990; Lankton, Lankton, 1989; Mills, Crowley, 1988). Индукция с помощью негативных внушений
У клиентов, для которых принципиальным является вопрос контроля, часто просматривается тенденция к негативным реакциям и сопротивлению. Если терапевт говорит: "Сейчас день", то гипнотизируемый отрицает это словами: "Сейчас ночь".
В гипнотической интеракции негативные реакции можно использовать для пользы индукции, по принципу "клин клином".
Когда клиенту, критически относящемуся к гипнозу, контролирующему свои реакции, дают негативные внушения, он совершенно естественно начнет их отрицать и прореагирует наоборот: таким образом терапевт, пользуясь негативными внушениями может получить требуемую реакцию. Необходимо однако опасаться, чтобы такое не стало рутинным в случае с некоторыми клиентами.
Негативные внушения применяются в индукционной фазе гипнотической интеракции с намерением использовать сопротивление клиента и облегчить ему вхождение в гипноз. В определенный момент гипнотизируемый осознает, что все негативные внушения привели к тому, что он поддался гипнозу. Обычно это поворотный пункт в контакте клиента с терапевтом. Клиент уже испытал ощущения, спровоцированные терапевтом, и не только перенес их без труда, но и принял их приятными и расслабляющими. Облегчение, какое вызывает сознание того, что не нужно больше сражаться за контроль, может глубоко повлиять на клиента. Теперь ему известно, что он способен удерживать контроль без необходимости сопротивляться. Это событие в дальнейшем послужит основой для будущего гипнотического опыта, который будет проводиться в соответствии с более позитивной схемой (Grinder, Bandler, 1981; Erickson, Rossi, 1979; Johnson, 1988).
Индукция с использованием техник дезориентации (запутывания)
Наиболее сложные гипнотические паттерны, какие необходимо изучить терапевту, это техники дезориентации, поскольку они... как бы это сказать, слегка запутаны. Эти методы целенаправленно разрушают нормальное психическое состояние данного человека, с целью увеличения его податливости внушению.
Когда мы ощущаем растерянность, мы останавливаемся и концентрируемся внутри себя (самоиндукция гипнотического состояния), чтобы привести в порядок нашу информацию и проанализировать свое состояние. Когда сознание занято поиском значений, бессознательное становится более восприимчивым к внушению.
Техника дезориентации может принимать множество форм, но все они входят в две категории: разрушение стереотипа или перегрузка. "Разрушение стереотипа" состоит в том, чтобы говорить и/или делать то, что спутает традиционный способ реагирования данного человека на конкретные вещи. Сенсорной перегрузкой называется перегрузка сознания клиента, информацией из различных источников, какую оно не может усвоить — так достигается его длительная занятость.
Применение в индукции техники запутывания требует от терапевта скорости и ежеминутного обдумывания своих действий. Чтобы терапевт не потерялся во внушении, которое строит, он должен уметь частично диссоциироваться.

Источник: Майкл Д. Япко «Введение в гипноз»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.