ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА
Клинический гипноз постоянно встречается с проблемой неверной информации. Большинство такой информации легко предвидеть, что облегчает ее распознание и коррекцию. Гипноз обычно представляется как мощная форма контроля сознания и большинство недоразумений основано на таком представлении (Levitan, Jevne, 1986, Mann, 1986;Udolf, 1981; Wester, 1984).
Разговор с клиентом о его убеждениях и о том, что он ожидает от гипнотического и психотерапевтического опыта, необходим чтобы получить уверенность в том что он обладает знаниями, дающими возможность принять сознательные решения, касающиеся процесса лечения. Когда же существует опасность того, что знания клиента в данной области недостаточны, придерживающийся принципов этики компетентный профессионал может дать такому человеку столько информации, сколько будет необходимо для того чтобы он мог позитивным образом участвовать в лечении. Предполагаю, что существуют случаи в которых клиентам необходима лишь минимальная часть информации, но есть и такие, где необходимо дать множество данных. Отдельные люди имеют различные нужды, которые можно выяснить лишь благодаря беседе. Необходимо всегда помнить, что хорошо информи-рованный клиент имеет намного больше шансов на то чтобы его терапия завершилась удачей (Kirsch, Council, 1992).
Вовлекая ищущих помощи в дискуссию о их ожиданиях и убеждениях о гипнозе, можно узнать в какой степени их знание полезно. В моей практике для этой цели я пользуются обычно тремя вопросами:
Встречались ли вы ранее с гипнозом?
Испытали ли вы его на себе или же ваша информация пришла из
вторых рук?
Какое впечатление это произвело на вас?
Если клиент лично не сталкивался с гипнозом, то полезными бывают дальнейшие вопросы:
При каких обстоятельствах вы встретились с гипнозом?
Кем был гипнотизер и какая у него (у неё) была квалификация?
Как вам объяснили происшедшее?
Какие техники к вам применили?
Удался ли этот опыт? Почему?
Как вы себя после этого чувствовали?
Почему вы снова хотите обратиться к гипнозу?
От собранной таким образом информации зависит в значительной степени подход к клиенту. Необходимо при этом помнить, что множество вопросов зачастую утомляют и могут восприниматься как допрос, поэтому нужно быть деликатным (Erikson, Rossi, 1979; Moor, 1982).
Если у клиента не было непосредственного контакта с гипнозом, то необходимыми могут оказаться следующие вопросы:
Приходилось ли вам наблюдать демонстрацию гипноза? Слышали
ли вы ранее о гипнозе?
В каком контексте?
Знаете ли вы о применении гипноза?
Знакомы ли вы с человеком, непосредственно на себе ощутившим
гипноз?
Если да, то как он описывал это переживание?
Если клиент ответит на все эти вопросы, мы сможем многое узнать о его отношении к гипнозу. Станет возможным использовать его ошибочные представления, уменьшение его нереальных страхов или укрепление его позитивных убеждений (Weitzenhoffer, 1957; Zilbergeld, 1986).
Особое значение имеет вопрос о конкретной технике гипноза, с какой мог столкнуться клиент. В случае когда такой опыт не удался или оставил неприятные воспоминания, использование такой техники гарантирует неудачу. Если мы не спросили клиента о его предыдущем опыте, то рискуем случайно повторить его негативный опыт прошлого.
Если клиент сам не встречался с гипнозом то узнать его убеждения еще более существенно. Истории, которые рассказаны посторонними людьми, услышанные от тех кто "в этом разбирается", часто являются сильно преувеличенными. Многие клиенты боятся возмож-ности того что их сознание будет "контролироваться", однако ожидая, что это как с помощью волшебной палочки приведет к достижению быстрых эффектов (Tompson, 1988).
Основной проблемой большинства клиентов, имели ли они контакт с гипнозом или нет, является вопрос "контроля". Страх данного человека перед потерей контроля обычно является самой большой преградой, с какой может встретиться терапевт Вообще любое из распространенных ошибочных убеждений о гипнозе так или иначе связано со страхом Если его существование не учитывается и с ним не будет деликатно проведена работа, то он осложнит или сделает невозможным достижение терапевтических успехов Убеждение в том что гипноз имеет силу отобрать самоконтроль у человека, укреплялось всевозможными, уже описанными способами Если кто-то не имел де-ла с терапевтическим гипнозом, который вел профессионал в дружелюбной атмосфере заботы о клиенте, то страх перед ним может ему показаться полностью оправданным (Murray-Jobsis, 1986)
Источник: Майкл Д. Япко «Введение в гипноз»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи