Внушение по общему характеру феномена

Наука » Психология » Гипноз » Убеждение и гипнотерапия
Внушение по общему характеру феномена

Перед описанием данного вида внушений следует кратко определить, что здесь подразумевается под словом феномен. В более узком понимании практических интересов гипнотизёра феномен обозначает любой естественный феномен проявлений тела и психических возможностей. Это может быть мечтание, воспоминание, невольное застывание тела или части тела в каталепсии, радость, страх, удовольствие, расслабление тела, ощущение лёгкости или тяжести и т.д. и т.п. Список почти бесконечен. Тем ни менее, здесь речь не идёт о более сложных, многосоставных и многоплановых психологических функциях.

Итак, внушение по общему характеру феномена используется для того, чтобы вызвать нужный феномен по форме. К смысловому содержанию феномена гораздо проще перейти, когда организм уже функционирует в режиме данного феномена. Это внушение, как правило, предваряет последующую работу с клиентом. К примеру, если попросить клиента вспомнить, как прошёл последний звонок в школе, где он учился, то организм и психика уже настраиваются на воспоминание. А из предваряющего воспоминания или серии воспоминаний намного проще перейти к искомому воспоминанию. Внушениями по общему характеру феномена можно проводить своего рода «пристрелку» к цели. Так бывает, когда речь идёт о необходимости подготовить клиента к восприятию внушаемой идеи, которую он изначально принять не готов, но в принципе принять может. В иных случаях с помощью внушений по общему характеру феноменов можно просто более плавно и осторожно работать с клиентом. Некоторые гипнотизёры бывают склонны этим внушением пользоваться как способом «прощупать» настрой, состояние и готовность клиента к какому-то изменению. Например, исследуют для дальнейшего использования – можно ли вызвать у клиента прилив позитивного настроения, если ему хорошо удаётся вспоминать или придумывать ситуации, в которых он чувствовал бы прилив сил и эмоциональный подъём.



Примеры:


Ситуация:


Не столько на приём, сколько просто в гости зашёл средних лет человек. В своё время он получил образование психиатра, вёл практику психотерапевта, а потом перешёл на проведение групповой работы в стиле свободных встреч. Он не любил называть себя психиатром и даже не говорил о своём образовании. Вокруг него всегда «кружилось» десятка полтора человек. Его взгляды отличались явным цинизмом и предельно биологизированным отношением к человеку. Он говорил, что если хочешь понять человека, то изучи поведение шимпанзе. Гипноз он считал профанацией от некоторых мошенников-психологов, эксплуатирующих истерические комплексы, и предметом экзальтированной веры тех, кто не был в ладах с реальностью и здравым смыслом. В кабинет к гипнотизёру «коллега» зашёл, чтобы в приятельской беседе разгромить «мракобесие» своего оппонента. В разговоре с гипнотизёром он согласился, что человек склонен проживать самые разные состояния, но состояние гипнотического транса у него не бывало, оно ему ненужно и неинтересно. В кресле «бывший» психиатр устроился удобно и настроился на интересный для него разговор о сути и разнообразии обычного житейского опыта. Гипнотизёр, в свою очередь, использовал эту ситуацию для незаметного погружения психиатра в гипнотический мир субъективных переживаний.



Варианты внушений (фразы):



«…Вы можете вспомнить.. самые ранние детские впечатления? Что-то такое, когда вы были ещё очень маленьким. Знания и опыт пришли потом, а тогда было.. просто детство, блаженство и много-много всего очень.. интересного и любопытного. Возможно, вам придут на память какие-то отрывки дня рождения. Вкусный торт, самые разные конфеты. Так приятно бывает.. на какое-то время полностью переместиться в то время. А какие у вас были.. любимые игрушки? Может, были и такие, которые вам очень хотелось иметь. Что больше всего любили.. в раннем детстве? Какие игры.. особенно увлекали? А как приятно бывает ещё и ещё раз вернуться.. к удивительной и светлой.. детской радости. Всё это где-то в нашей душе.. сосуществует одновременно с обычными делами, и мы всегда, хоть на какое-то время.. можем туда вернуться…».



«…Очень интересно.. было бы пообщаться с вами и в те времена, когда вы были студентом. Конечно же, весьма интересный.. самобытный молодой человек.. с острым умом.. и критичным взглядом на вещи. У вас в те времена.. появились какие-то действительно важные.. цели и планы. Вы практически сформировались как уникальная.. и неповторимая личность. Нюансы опыта пришли потом, а в то время развилась.. дерзкая, проникающая в суть вещей.. мысль. Уже тогда вы.. чрезвычайно много.. создали внутри себя.. и постоянно совершенствовали.. и совершенствуете.. в поиске, в известном смысле, идеалов…».



«…Что происходило.. в вашей душе, когда вы в первый раз.. влюбились? Вы совсем юноша.. и рядом с вами очаровательная.. и фантастически.. притягательная девушка. Ваши мысли и чувства.. посвящаются ей. Вам приятно.. о ней думать, хочется.. с ней говорить, находиться рядом, держать её руку.. в своей руке…».



«…Переместитесь, пожалуйста, сейчас.. в очень счастливые моменты.. своей жизни, когда вы наблюдали.. за своими.. совсем ещё маленькими детьми. Например, за младшеньким. Вспомните.. его ещё несмышлёное.. и такое забавное личико. Его.. первые шаги, улыбку и такой.. замечательный смех.. без причины. Какое наслаждение за ним наблюдать. А сколько нежности.. вы готовы.. ему отдать. Он.. – это огромная часть вашей души и, может быть, почти всё.. ваше сердце. Его радость.. это ваша радость, его успехи.. это ваши успехи, его счастье.. это ваше счастье. Вместе с ним.. живёт всё ваше сокровенное.. и самое настоящее…».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.