ВВЕДЕНИЕ

Наука » Психология » Гипноз » Психотерапия в особых состояниях сознания
Только тайна дает нам жизнь. Только тайна...

Ф. Г. Лорка


...Из всех приключений, угото­ванных нам жизнью, самое важ­ное и интересное — отправиться в путешествие внутрь самого се­бя, исследовать неведомую часть себя самого.

Ф. Фчллипи


Заканчивается XX век — век двух мировых войн и выхода человечества в космос, овладения энергией атома и невиданно­го проникновения в глубинные тайны тела и психики — столе­тие перемен, не имеющих аналогов в человеческой истории. Находясь на пороге нового тысячелетия — тысячелетия, объяв­ленного «эрой духа», — мы все чаще задумываемся о том, что же именно, «день грядущий нам готовит» и как мы сможем встре­тить и адаптироваться к его новшествам.

По мнению большинства футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы: установление гармонии с окружающей средой и собственной душой. На протяжении всего своего существова­ния человечество пыталось решить эти извечные вопросы опи­раясь на две модели мира, порожденные взаимодополняющими модусами сознания: хило- и холотропным.

Хилотропное сознание (от греч. hile — материя и trepein — двигаться в определенном направлении) — ориентированное на материю сознание, в котором большинство из нас пребывает в повседневной жизни. Именно оно порождает привычные для нас установки по отношению к действительности: восприятия мира как состоящего из отдельных материальных элементов; времени как линейного; пространства как трехмерного; себя как физического тела с определенными границами и установлен­ными возможностями; событий как жесткой связи причин и следствий. При этом считается, что материя обладает плотнос­тью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; будущие события недоступны непосредственному опыту; человек не может быть более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и то же не может быть истинным и неистинным в одно и то же время. Если мы оглянемся и посмотрим вокруг себя, то легко заметим последствия подобного «отчуждения» .человека — непрекращающиеся войны, авторитарные полити­ческие режимы, экологические кризисы, «порабощение» чело­века техникой, падение духовности и т. п.

Холотропное (от греч. holos — целое) сознание, напротив, предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов чувств. Опыт этого сознания альтернативен ньютоно-картезианскому миру материи: плотность и дискрет­ность материи — это иллюзия, порождаемая определенной «аран­жировкой» событий в сознании; время и пространство совершен­но условны; в одно и то же время одно и то же пространство может заниматься многими объектами: прошлое и будущее всегда до­ступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек способен воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым, истинным, и не истинным; форма бытия и пустота небытия взаимозаменяемы и т. п.

В человеческой психике эти два модуса так же представлены и находятся в динамическом диалектическом взаимодействии. Однако в западной культуре принято полагать, что только холотропное сознание отражает объективную реальность мира, и рас­сматривать его как единственно нормальное и «законное». В связи с этим средний «здоровый» человек обладает достаточно развитой систем эй психологических защит от холотропных вторжений, расцениваемых как психопатологические проявления.

Вместе с тем с древних времен человечеству хорошо извест­но о том огромном терапевтическом и духовном потенциале, который несет в себе холотропный модус сознания. Недаром эти состояния, когда сознание человека может сужаться до пределов микромира или расширяться, охватывая весь макро­мир, в нашей культуре получили еще одно имя — особые.

В разных цивилизациях по-своему пытались компенсиро­вать или заместить это фатальное расщепление, создав целый спектр самых разнообразных суррогатов: наркотики, телевиде­ние, индустрию развлечений и т. п. Эти поиски находят свое отражение и в широко распространенном универсальном моти­ве ностальгии по «потерянному раю».

К сожалению, только малая часть этого потенциала использу­ется сегодня и в психотерапии — науке, по своему определению обязанной заботиться о гармонии души[1]. Несмотря на декларируемую априори многогранность и многомерность человеческой психики, многие направления психотерапии тем не менее оста­ются в пределах общепринятого взгляда на мир, зачастую как бы не замечая лечебной и духовной ценности холотропных (в нашей традиции — особых) состояний сознания.

Техники, обеспечивающие доступ к ним, весьма разнообраз­ны, так же как и сами особые состояния сознания. Однако необходимо подчеркнуть, что не все необычные состояния сознания обеспечивают доступ к холотропной модальности. Так, например, сознание меняется, когда в наш организм попадают привычные продукты — сахар, кофеин, или когда отдельные участки головного мозга раздражаются электрическим током, или когда в результате биохимических изменений проявляются психические нарушения и т. п. Разные по интен­сивности, они действительно изменяют сознание, но отнюдь не переводят его на качественно иной уровень функционирования.

В свете сказанного нами была предпринята попытка свести воедино сведения, касающиеся теории и практики психотера­певтической работы с особыми состояниями сознания. Глав­ная цель данной книги заключалась в том, чтобы последова­тельно и всесторонне охарактеризовать такие особые состояния сознания как гипноз, сновидения, активное воображение, сен­сорная депривация, предсмертные переживания, ритуальные трансформации, сверхчувствительное (экстрасенсорное, в на­шей традиции — энергоинформационное) восприятие, медита­ции и т. п., и дать основы психотерапевтической практики в этих состояниях.

В литературе выделяют три основных подхода к оказанию психотерапевтической помощи.

Первый основывается на патологической модели — представ­лении о том, что человек, у которого есть психологические проблемы, является больным и не соответствующим «норме». Для лечения ему необходима квалифицированная помощь, ко­торая оказывается в рамках отношений «психотерапевт — па­циент». При этом попытки помочь самому себе (чтением спе­циальной литературы, беседы с родственниками и друзьями, «работой над собой» и пр.) расцениваются как способствующие определенному повышению эффективности медицинского ле­чения, однако не играющие существенной роли в окончатель­ном выздоровлении.

Второй-подход базируется на модели роста, когда человек с проблемами рассматривается как полностью соответствующий норме, но с перманентной возможностью всегда достичь боль­шего. Согласно данному подходу, нормальная личность должна Постоянно развиваться и расти — в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к ро­сту — естественное свойство человека, как и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует определенных усилий самого индивида.

Наконец, третий подход зиждется на модели Просветления, в которой основной упор делается на том, что нет никакой нормы, а следовательно, необходимости куда-то идти и что-то делать. Как говорит Дж. Энрайт: «бутон — это совершенный бу­тон, а не несовершенная роза». В рамках данного подхода ак­туальное ощущение счастья и благополучия не зависит от уров­ня достижений, наличия или отсутствия проблем и т. п.

Учитывая это, мы попытались осветить имеющийся обшир­ный материал со всех трех позиций. Одной из особенностей книги является полифоничность: на ее страницах представлены почти все традиции, использующие работу с особыми состоя­ниями сознания, постоянный диалог между представителями различных научных и духовных подходов, школ, моделей, прак­тик и т. п.

Наряду с широко известными материалами в книге исполь­зованы оригинальные разработки авторов, многие годы работа­ющих в этом направлении, и богатый опыт, накопленный кафедрой психотерапии Харьковского института усовершенст­вования врачей (ныне Харьковской медицинской академии последипломного образования), которая по праву считается основательницей Украинской школы психотерапии.

Из необъятного материала отобрано по возможности то, что способствует углубленному пониманию роли, структуры и функции особых состояний сознания и с чем чаше всего при­ходится сталкиваться современному психотерапевту. Ориги­нальная композиция разрешает пользоваться ею и как целост­ным произведением, и как своеобразной энциклопедией или справочником, позволяющим обучиться выбранному частному методу.

Мы надеемся, что, отсылая читателя к многочисленным сноскам, мы облегчим ему восприятие материала и проясним всевозможные терминологические тонкости.

Авторы считают своим приятным долгом искренне поблаго­дарить всех тех, кто содействовал созреванию и написанию этой книги: рецензентов: докторов медицинских наук — профессора кафедры А. А. Мартыненко и профессора кафедры психиатрии Львовского медицинского университета, президента Украин­ского общества психотерапевтов А. О. Фильца за критические замечания, способствовавшие улучшению этой книги;

ректора Харьковской медицинской академии последипломно­го образования, доктора медицинских наук, профессора Н. И. Хвискжа за многолетнюю поддержку исследований в избранном направлении;

доктора психологических наук, профессора кафедры при­кладной психологии Харьковского государственного универси­тета А. С. Кочаряна за постоянную открытость новым идеям и удивительный дар принятия и поддержки;

доктора медицинских наук, профессора кафедры психиатрии Н. И. Стрельцову;

клинического ординатора Д. М. Болотова за помощь в обра­ботке материала и подготовке книги к печати;

Светлану — за вдохновение;

Викторию — за оптимизм и веру в победу;

а также всех наших друзей, коллег, курсантов и пациентов, совместно с которыми мы смогли открыть и исследовать мир особых состояний сознания.

Авторы прекрасно осознают, что любая книга всегда требует уточнений, комментариев и добавлений, поэтому с благодар­ностью примут все отзывы и пожелания читателей.

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.