Только тайна дает нам жизнь. Только тайна...
...Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное — отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого.
Заканчивается XX век — век двух мировых войн и выхода человечества в космос, овладения энергией атома и невиданного проникновения в глубинные тайны тела и психики — столетие перемен, не имеющих аналогов в человеческой истории. Находясь на пороге нового тысячелетия — тысячелетия, объявленного «эрой духа», — мы все чаще задумываемся о том, что же именно, «день грядущий нам готовит» и как мы сможем встретить и адаптироваться к его новшествам.
По мнению большинства футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы: установление гармонии с окружающей средой и собственной душой. На протяжении всего своего существования человечество пыталось решить эти извечные вопросы опираясь на две модели мира, порожденные взаимодополняющими модусами сознания: хило- и холотропным.
Хилотропное сознание (от греч. hile — материя и trepein — двигаться в определенном направлении) — ориентированное на материю сознание, в котором большинство из нас пребывает в повседневной жизни. Именно оно порождает привычные для нас установки по отношению к действительности: восприятия мира как состоящего из отдельных материальных элементов; времени как линейного; пространства как трехмерного; себя как физического тела с определенными границами и установленными возможностями; событий как жесткой связи причин и следствий. При этом считается, что материя обладает плотностью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; будущие события недоступны непосредственному опыту; человек не может быть более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и то же не может быть истинным и неистинным в одно и то же время. Если мы оглянемся и посмотрим вокруг себя, то легко заметим последствия подобного «отчуждения» .человека — непрекращающиеся войны, авторитарные политические режимы, экологические кризисы, «порабощение» человека техникой, падение духовности и т. п.
Холотропное (от греч. holos — целое) сознание, напротив, предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов чувств. Опыт этого сознания альтернативен ньютоно-картезианскому миру материи: плотность и дискретность материи — это иллюзия, порождаемая определенной «аранжировкой» событий в сознании; время и пространство совершенно условны; в одно и то же время одно и то же пространство может заниматься многими объектами: прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек способен воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым, истинным, и не истинным; форма бытия и пустота небытия взаимозаменяемы и т. п.
В человеческой психике эти два модуса так же представлены и находятся в динамическом диалектическом взаимодействии. Однако в западной культуре принято полагать, что только холотропное сознание отражает объективную реальность мира, и рассматривать его как единственно нормальное и «законное». В связи с этим средний «здоровый» человек обладает достаточно развитой систем эй психологических защит от холотропных вторжений, расцениваемых как психопатологические проявления.
Вместе с тем с древних времен человечеству хорошо известно о том огромном терапевтическом и духовном потенциале, который несет в себе холотропный модус сознания. Недаром эти состояния, когда сознание человека может сужаться до пределов микромира или расширяться, охватывая весь макромир, в нашей культуре получили еще одно имя — особые.
В разных цивилизациях по-своему пытались компенсировать или заместить это фатальное расщепление, создав целый спектр самых разнообразных суррогатов: наркотики, телевидение, индустрию развлечений и т. п. Эти поиски находят свое отражение и в широко распространенном универсальном мотиве ностальгии по «потерянному раю».
К сожалению, только малая часть этого потенциала используется сегодня и в психотерапии — науке, по своему определению обязанной заботиться о гармонии души[1]. Несмотря на декларируемую априори многогранность и многомерность человеческой психики, многие направления психотерапии тем не менее остаются в пределах общепринятого взгляда на мир, зачастую как бы не замечая лечебной и духовной ценности холотропных (в нашей традиции — особых) состояний сознания.
Техники, обеспечивающие доступ к ним, весьма разнообразны, так же как и сами особые состояния сознания. Однако необходимо подчеркнуть, что не все необычные состояния сознания обеспечивают доступ к холотропной модальности. Так, например, сознание меняется, когда в наш организм попадают привычные продукты — сахар, кофеин, или когда отдельные участки головного мозга раздражаются электрическим током, или когда в результате биохимических изменений проявляются психические нарушения и т. п. Разные по интенсивности, они действительно изменяют сознание, но отнюдь не переводят его на качественно иной уровень функционирования.
В свете сказанного нами была предпринята попытка свести воедино сведения, касающиеся теории и практики психотерапевтической работы с особыми состояниями сознания. Главная цель данной книги заключалась в том, чтобы последовательно и всесторонне охарактеризовать такие особые состояния сознания как гипноз, сновидения, активное воображение, сенсорная депривация, предсмертные переживания, ритуальные трансформации, сверхчувствительное (экстрасенсорное, в нашей традиции — энергоинформационное) восприятие, медитации и т. п., и дать основы психотерапевтической практики в этих состояниях.
В литературе выделяют три основных подхода к оказанию психотерапевтической помощи.
Первый основывается на патологической модели — представлении о том, что человек, у которого есть психологические проблемы, является больным и не соответствующим «норме». Для лечения ему необходима квалифицированная помощь, которая оказывается в рамках отношений «психотерапевт — пациент». При этом попытки помочь самому себе (чтением специальной литературы, беседы с родственниками и друзьями, «работой над собой» и пр.) расцениваются как способствующие определенному повышению эффективности медицинского лечения, однако не играющие существенной роли в окончательном выздоровлении.
Второй-подход базируется на модели роста, когда человек с проблемами рассматривается как полностью соответствующий норме, но с перманентной возможностью всегда достичь большего. Согласно данному подходу, нормальная личность должна Постоянно развиваться и расти — в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к росту — естественное свойство человека, как и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует определенных усилий самого индивида.
Наконец, третий подход зиждется на модели Просветления, в которой основной упор делается на том, что нет никакой нормы, а следовательно, необходимости куда-то идти и что-то делать. Как говорит Дж. Энрайт: «бутон — это совершенный бутон, а не несовершенная роза». В рамках данного подхода актуальное ощущение счастья и благополучия не зависит от уровня достижений, наличия или отсутствия проблем и т. п.
Учитывая это, мы попытались осветить имеющийся обширный материал со всех трех позиций. Одной из особенностей книги является полифоничность: на ее страницах представлены почти все традиции, использующие работу с особыми состояниями сознания, постоянный диалог между представителями различных научных и духовных подходов, школ, моделей, практик и т. п.
Наряду с широко известными материалами в книге использованы оригинальные разработки авторов, многие годы работающих в этом направлении, и богатый опыт, накопленный кафедрой психотерапии Харьковского института усовершенствования врачей (ныне Харьковской медицинской академии последипломного образования), которая по праву считается основательницей Украинской школы психотерапии.
Из необъятного материала отобрано по возможности то, что способствует углубленному пониманию роли, структуры и функции особых состояний сознания и с чем чаше всего приходится сталкиваться современному психотерапевту. Оригинальная композиция разрешает пользоваться ею и как целостным произведением, и как своеобразной энциклопедией или справочником, позволяющим обучиться выбранному частному методу.
Мы надеемся, что, отсылая читателя к многочисленным сноскам, мы облегчим ему восприятие материала и проясним всевозможные терминологические тонкости.
Авторы считают своим приятным долгом искренне поблагодарить всех тех, кто содействовал созреванию и написанию этой книги: рецензентов: докторов медицинских наук — профессора кафедры А. А. Мартыненко и профессора кафедры психиатрии Львовского медицинского университета, президента Украинского общества психотерапевтов А. О. Фильца за критические замечания, способствовавшие улучшению этой книги;
ректора Харьковской медицинской академии последипломного образования, доктора медицинских наук, профессора Н. И. Хвискжа за многолетнюю поддержку исследований в избранном направлении;
доктора психологических наук, профессора кафедры прикладной психологии Харьковского государственного университета А. С. Кочаряна за постоянную открытость новым идеям и удивительный дар принятия и поддержки;
доктора медицинских наук, профессора кафедры психиатрии Н. И. Стрельцову;
клинического ординатора Д. М. Болотова за помощь в обработке материала и подготовке книги к печати;
Светлану — за вдохновение;
Викторию — за оптимизм и веру в победу;
а также всех наших друзей, коллег, курсантов и пациентов, совместно с которыми мы смогли открыть и исследовать мир особых состояний сознания.
Авторы прекрасно осознают, что любая книга всегда требует уточнений, комментариев и добавлений, поэтому с благодарностью примут все отзывы и пожелания читателей.
Ф. Г. Лорка
...Из всех приключений, уготованных нам жизнью, самое важное и интересное — отправиться в путешествие внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого.
Ф. Фчллипи
Заканчивается XX век — век двух мировых войн и выхода человечества в космос, овладения энергией атома и невиданного проникновения в глубинные тайны тела и психики — столетие перемен, не имеющих аналогов в человеческой истории. Находясь на пороге нового тысячелетия — тысячелетия, объявленного «эрой духа», — мы все чаще задумываемся о том, что же именно, «день грядущий нам готовит» и как мы сможем встретить и адаптироваться к его новшествам.
По мнению большинства футурологов, в недалеком будущем перед жителями планеты Земля остро встанут две глобальные проблемы: установление гармонии с окружающей средой и собственной душой. На протяжении всего своего существования человечество пыталось решить эти извечные вопросы опираясь на две модели мира, порожденные взаимодополняющими модусами сознания: хило- и холотропным.
Хилотропное сознание (от греч. hile — материя и trepein — двигаться в определенном направлении) — ориентированное на материю сознание, в котором большинство из нас пребывает в повседневной жизни. Именно оно порождает привычные для нас установки по отношению к действительности: восприятия мира как состоящего из отдельных материальных элементов; времени как линейного; пространства как трехмерного; себя как физического тела с определенными границами и установленными возможностями; событий как жесткой связи причин и следствий. При этом считается, что материя обладает плотностью; два объекта не могут занимать одно и то же место в пространстве; прошлые события необратимы; будущие события недоступны непосредственному опыту; человек не может быть более чем в одном месте одновременно; индивид способен существовать только в одном измерении времени; целое больше части; одно и то же не может быть истинным и неистинным в одно и то же время. Если мы оглянемся и посмотрим вокруг себя, то легко заметим последствия подобного «отчуждения» .человека — непрекращающиеся войны, авторитарные политические режимы, экологические кризисы, «порабощение» человека техникой, падение духовности и т. п.
Холотропное (от греч. holos — целое) сознание, напротив, предполагает восприятие себя как потенциально неограниченного поля сознания, имеющего доступ к любым аспектам реальности без участия органов чувств. Опыт этого сознания альтернативен ньютоно-картезианскому миру материи: плотность и дискретность материи — это иллюзия, порождаемая определенной «аранжировкой» событий в сознании; время и пространство совершенно условны; в одно и то же время одно и то же пространство может заниматься многими объектами: прошлое и будущее всегда доступны и могут быть эмпирически привнесены в настоящий момент; человек способен воспринимать себя в одно и то же время в разных местах; возможно в одно и то же время воспринимать различные системы времени; можно быть одновременно и частью, и целым, истинным, и не истинным; форма бытия и пустота небытия взаимозаменяемы и т. п.
В человеческой психике эти два модуса так же представлены и находятся в динамическом диалектическом взаимодействии. Однако в западной культуре принято полагать, что только холотропное сознание отражает объективную реальность мира, и рассматривать его как единственно нормальное и «законное». В связи с этим средний «здоровый» человек обладает достаточно развитой систем эй психологических защит от холотропных вторжений, расцениваемых как психопатологические проявления.
Вместе с тем с древних времен человечеству хорошо известно о том огромном терапевтическом и духовном потенциале, который несет в себе холотропный модус сознания. Недаром эти состояния, когда сознание человека может сужаться до пределов микромира или расширяться, охватывая весь макромир, в нашей культуре получили еще одно имя — особые.
В разных цивилизациях по-своему пытались компенсировать или заместить это фатальное расщепление, создав целый спектр самых разнообразных суррогатов: наркотики, телевидение, индустрию развлечений и т. п. Эти поиски находят свое отражение и в широко распространенном универсальном мотиве ностальгии по «потерянному раю».
К сожалению, только малая часть этого потенциала используется сегодня и в психотерапии — науке, по своему определению обязанной заботиться о гармонии души[1]. Несмотря на декларируемую априори многогранность и многомерность человеческой психики, многие направления психотерапии тем не менее остаются в пределах общепринятого взгляда на мир, зачастую как бы не замечая лечебной и духовной ценности холотропных (в нашей традиции — особых) состояний сознания.
Техники, обеспечивающие доступ к ним, весьма разнообразны, так же как и сами особые состояния сознания. Однако необходимо подчеркнуть, что не все необычные состояния сознания обеспечивают доступ к холотропной модальности. Так, например, сознание меняется, когда в наш организм попадают привычные продукты — сахар, кофеин, или когда отдельные участки головного мозга раздражаются электрическим током, или когда в результате биохимических изменений проявляются психические нарушения и т. п. Разные по интенсивности, они действительно изменяют сознание, но отнюдь не переводят его на качественно иной уровень функционирования.
В свете сказанного нами была предпринята попытка свести воедино сведения, касающиеся теории и практики психотерапевтической работы с особыми состояниями сознания. Главная цель данной книги заключалась в том, чтобы последовательно и всесторонне охарактеризовать такие особые состояния сознания как гипноз, сновидения, активное воображение, сенсорная депривация, предсмертные переживания, ритуальные трансформации, сверхчувствительное (экстрасенсорное, в нашей традиции — энергоинформационное) восприятие, медитации и т. п., и дать основы психотерапевтической практики в этих состояниях.
В литературе выделяют три основных подхода к оказанию психотерапевтической помощи.
Первый основывается на патологической модели — представлении о том, что человек, у которого есть психологические проблемы, является больным и не соответствующим «норме». Для лечения ему необходима квалифицированная помощь, которая оказывается в рамках отношений «психотерапевт — пациент». При этом попытки помочь самому себе (чтением специальной литературы, беседы с родственниками и друзьями, «работой над собой» и пр.) расцениваются как способствующие определенному повышению эффективности медицинского лечения, однако не играющие существенной роли в окончательном выздоровлении.
Второй-подход базируется на модели роста, когда человек с проблемами рассматривается как полностью соответствующий норме, но с перманентной возможностью всегда достичь большего. Согласно данному подходу, нормальная личность должна Постоянно развиваться и расти — в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к росту — естественное свойство человека, как и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует определенных усилий самого индивида.
Наконец, третий подход зиждется на модели Просветления, в которой основной упор делается на том, что нет никакой нормы, а следовательно, необходимости куда-то идти и что-то делать. Как говорит Дж. Энрайт: «бутон — это совершенный бутон, а не несовершенная роза». В рамках данного подхода актуальное ощущение счастья и благополучия не зависит от уровня достижений, наличия или отсутствия проблем и т. п.
Учитывая это, мы попытались осветить имеющийся обширный материал со всех трех позиций. Одной из особенностей книги является полифоничность: на ее страницах представлены почти все традиции, использующие работу с особыми состояниями сознания, постоянный диалог между представителями различных научных и духовных подходов, школ, моделей, практик и т. п.
Наряду с широко известными материалами в книге использованы оригинальные разработки авторов, многие годы работающих в этом направлении, и богатый опыт, накопленный кафедрой психотерапии Харьковского института усовершенствования врачей (ныне Харьковской медицинской академии последипломного образования), которая по праву считается основательницей Украинской школы психотерапии.
Из необъятного материала отобрано по возможности то, что способствует углубленному пониманию роли, структуры и функции особых состояний сознания и с чем чаше всего приходится сталкиваться современному психотерапевту. Оригинальная композиция разрешает пользоваться ею и как целостным произведением, и как своеобразной энциклопедией или справочником, позволяющим обучиться выбранному частному методу.
Мы надеемся, что, отсылая читателя к многочисленным сноскам, мы облегчим ему восприятие материала и проясним всевозможные терминологические тонкости.
Авторы считают своим приятным долгом искренне поблагодарить всех тех, кто содействовал созреванию и написанию этой книги: рецензентов: докторов медицинских наук — профессора кафедры А. А. Мартыненко и профессора кафедры психиатрии Львовского медицинского университета, президента Украинского общества психотерапевтов А. О. Фильца за критические замечания, способствовавшие улучшению этой книги;
ректора Харьковской медицинской академии последипломного образования, доктора медицинских наук, профессора Н. И. Хвискжа за многолетнюю поддержку исследований в избранном направлении;
доктора психологических наук, профессора кафедры прикладной психологии Харьковского государственного университета А. С. Кочаряна за постоянную открытость новым идеям и удивительный дар принятия и поддержки;
доктора медицинских наук, профессора кафедры психиатрии Н. И. Стрельцову;
клинического ординатора Д. М. Болотова за помощь в обработке материала и подготовке книги к печати;
Светлану — за вдохновение;
Викторию — за оптимизм и веру в победу;
а также всех наших друзей, коллег, курсантов и пациентов, совместно с которыми мы смогли открыть и исследовать мир особых состояний сознания.
Авторы прекрасно осознают, что любая книга всегда требует уточнений, комментариев и добавлений, поэтому с благодарностью примут все отзывы и пожелания читателей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи