ПСИХОТЕХНИКА «РЕИНКАРНАЦИОННОЙ ТЕРАПИИ»

Наука » Психология » Гипноз » Психотехнологии измененных состояний сознания
Говоря о реинкарнациях, мы затрагиваем тот пласт человеческой ментальности, который трудно оценить адекватно. Во-первых, для многих индологически ориентированных в мировоззренческом пла­не людей инкарнации являются реальностью и предметом для обсуж­дения. Во-вторых, для многих ученых само понятие инкарнации вы­зывает в лучшем случае скептическую усмешку. В-третьих, сама пси­хотехника «Реинкарнационной терапии» достаточно эффективно ис­пользуется психологами и психотерапевтами трансперсональной ори­ентации. Мы решили изложить данную психотехнику, опираясь на статью Михаила Бурняшева «Работа с прошлыми воплощениями» в нашем сборнике «Сознание и Дыхание» 1993 г..

Теория

Приступая к освещению достаточно сложной и неоднозначной темы переживаний прошлых воплощений (инкарнаций), хотелось бы сказать, что цель этого раздела состоит не в том, чтобы дать исчерпы­вающую информацию по данному вопросу. Скорее, это попытка пред­ставить некую карту данной области психики и помочь людям, испы­тавшим подобные состояния, в процессах дыхания или каким-либо другим образом разобраться в них и при желании продолжить свои исследования. Эта информация также будет полезна профессионалам, работающим с людьми в необычных состояниях сознания, которые могут использовать приведенные ниже методики для самоисследова­ния и практической работы.

Переживания прошлых воплощений (инкарнаций) — это личный опыт человека в необычных состояниях сознания, состоящий из сцен, событий, ясных и логически завершенных эпизодов, в которых он пе­реживает себя в другой форме (в другом теле, с иной внешностью), в другом времени (в прошлом) и при этом чувствует, что он — одна и та же индивидуальная сущность и в переживании (в прошлом времени), и в настоящем существовании (в настоящем времени). Эти пережи­вания относятся к трансперсональным и являются частью транспер­сональных матриц.

Есть ряд трансперсональных явлений, очень близких по форме к переживаниям прошлых воплощений. Это наследственные пере­живания, связанные с непосредственными предками по обеим ро­дительским линиям, коллективные и расовые переживания, а так­же переживания отождествления с другими лицами. Перечислен­ные явления близки между собой, поэтому при применении мето­дик, описанных ниже, возможно попадание в эти сопредельные об­ласти бессознательного. А при соответствующих допущениях и кор­рекции методик их можно применять при работе с такими пережи­ваниями.

Существует ряд техник, в которых довольно часто встречаются переживания прошлых воплощений. Их можно разделить на две ка­тегории. К первой относятся техники, в которых переживания про­шлых воплощений проявляются спонтанно, то есть не программиру­ются заранее. Это холотропное дыхание, свободное дыхание, ребе-финг, телесно-ориентированные психотехники и психоделическая терапия. Ко второй категории относятся техники, в которых эти пе­реживания направляются. Это различные управляемые медитации и визуализации, биоэнергосистемотерапия (БЭСТ), по Е. И. Зуеву, различные управляемые трансовые и гипнотические состояния. Можно предположить, что такие переживания встречаются и в дру­гих психотерапевтических техниках, но отбрасываются ими из-за узости концептуальных рамок используемых моделей психики. На­пример, психолог, строго придерживающийся в своей работе кон­цепций 3. Фрейда, при встрече с подобными феноменами просто от­бросит их или сочтет фантазией клиента, так как в картографии со­знания, используемой в традиционном психоанализе, нет транспер­сонального уровня.

Любая система, работающая с психикой человека, использует оп­ределенную картографию сознания, которая основывается на опре­деленных допущениях. О различных картографиях сознания и их сравнительном анализе более подробно можно прочитать в книге Ст. Грофа [20]. Картография Ст. Грофа содержит биографический, пе­ринатальный и трансперсональный уровни. На каждом из них дей­ствуют свои управляющие системы. На биографическом уровне это системы конденсированного опыта (СКО) — особые сгущения вос­поминаний (в Свободном Дыхании используется термин «матрица» или понятие раздробленного сознания), состоящие из опыта различ­ных жизненных периодов индивидуума, которые имеют похожую основную тему и элементы, связанные сильным эмоциональным за­рядом одного и того же качества (подавленная агрессия, страх, вина и др.). На перинатальном уровне это базовые перинатальные матри­цы (БПМ). На трансперсональном — трансперсональные матрицы, и можно предположить, что именно они определяют человеческую кар­му. Если в бессознательном преобладают трансперсональные матри­цы с отрицательным содержанием (например, в прошлой жизни че­ловек был постоянной жертвой), можно предположительно сказать, что карма плохая, и наоборот. Но в конечном итоге все зависит от конкретного человека.

Структура личности каждого человека содержит большое число СКО, от активизации той или иной СКО зависит его психическое и-эмоцио-нальное состояние. Из опыта психоделической и эмпирической тера­пии известно, что для полной интеграции отрицательной СКО и устра­нения ее влияния на психику человек должен вспомнить и осознать трав­мирующее переживание, лежащее в основе всей системы («ядро СКО»). Чаще всего оно лежит за пределами биографического — на перинаталь­ном и трансперсональном уровнях, тесно связанными между собой. Сондра Рей утверждает [131], что «почерк рождения» связан с прошлы­ми жизнями. Ст. Гроф, говоря о БПМ, выделяет в них два основных компонента — биологический и духовный, последний непосредствен­но связан с трансперсональной сферой.

В настоящей жизни СКО являются открытыми системами, то есть они постоянно пополняются новым опытом из возникающих жизнен­ных ситуаций. В прошлых жизнях также существуют СКО. С пози­ции настоящей жизни они являются закрытыми системами и имеют

Определенные особенности. Кроме переживаний, лежащих в основе Иистемы («ядра СКО»), существуют не менее важные переживания, жоторые делают эту систему завершенной, закрытой. Ими являются Ицэедсмертные переживания и смерть индивида в прошлой жизни. К этот момент подводятся итоги жизни, делаются выводы и принимаются решения, даются обещания, каждый такой вывод, решение, обе-Ицание закрывает определенную СКО. Эти события и события, лежащие в основе СКО, являются чрезвычайно важными и несут очень Ьильный эмоциональный заряд. Именно проработке и интеграции этих тереживаний надо уделить особое внимание.

Закрытые СКО прошлых жизней часто являются основой для СКО настоящей жизни. Кроме того, они оказывают влияние на формиро­вание БПМ, то есть на то, где, как, в каких условиях, у каких родителей рождается человек в настоящей жизни. А БПМ также являются осно­вой для СКО настоящей жизни. Можно сказать, что посредством этой связи осуществляется «закон кармы», то есть определенная проблема, которая не решается в одной жизни, как бы переходит в другую, обра­зуются «кармические хвосты».

Если проблема не разрешается на протяжении нескольких жизней, образуется сложная трансперсональная матрица, состоящая из не­скольких СКО, связанных одной темой и относящихся к разным воп­лощениям. Для проработки такой матрицы может потребоваться не­сколько погружений, прежде чем человек осознает и полностью ин­тегрирует ее «ядро».

Процесс образования трансперсональных матриц очень сложен, на их формирование оказывают влияние и другие составляющие (наслед­ственность, филогенетическая, расовая память, коллективное бессоз­нательное и др.).

Предложенная здесь модель является гипотетичной, но она объяс­няет многие явления, возникающие во время погружений. Так ли это на самом деле или нет, можно убедиться, используя техники погруже­ния, но не это важно. Хорошо то, что, используя их, можно осознать и решить свои определенные проблемы, а это уже факт, подтвержден­ный практикой.

Теперь переходим непосредственно к описанию техники управляе­мой визуализации, используемой для вхождения в прошлые воплощения.

Предварительные условия

Инструктор, проводящий погружения, должен иметь достаточный опыт погружений по этой методике, для того чтобы успешно ориенти­роваться в «пространстве», куда он попадает вместе с погружаемым, и чтобы в случае затруднений у погружаемого он мог быстро и эффек­тивно оказать необходимую поддержку и помощь.

Очень хорошо, если погружаемый располагает достаточным запасом времени (обычно процесс погружения занимает от одного до двух ча­сов, но в некоторых случаях он длится гораздо дольше), никуда не торо­пится и отложил на время погружения свои мысли о текущих делах и проблемах. От этого во многом зависит то, насколько эффективно прой­дет процесс расслабления и погружения. Желательно заранее объяс­нить погружаемому особенности процесса, познакомить его с теорией повторного рождения, от этого во многом зависит успех процесса.

Место для проведения погружения должно быть тихим и спокой­ным. Тут не должно быть посторонних и случайных людей, а также лиц, в присутствии которых погружаемый чувствует себя напряжен­но и не может расслабиться.

Между инструктором и погружаемым должны быть доверительные и доброжелательные отношения. Задача погружаемого — максималь­но довериться процессу, позволить ему вести себя, не вносить в него никаких установок: что должно быть, а что не должно, какие чувства и эмоции можно проявлять, а какие нет, что можно говорить, а что нельзя. Желательно отпустить мысли типа: «Если я скажу это, то обо мне подумают, что я...» или «Если я буду плакать, то обо мне скажут что я...» Ведущий должен способствовать раскрытию, создать поддержи­вающую обстановку и не вносить в процесс собственных оценок, вы­ступая в роли «беспристрастного наблюдателя».

Между ведущим и погружаемым- проводится предварительная бе­седа для уточнения проблемы, с которой собирается работать погру­жаемый. Иногда погружаемый формулирует проблему очень расплыв­чато и неопределенно, тогда надо помочь ему более точно сформули­ровать задачу предстоящего погружения, отбросить ненужные дета­ли или разделить сложную проблему на несколько последовательных этапов, определив для каждого погружения свою цель. От этого^о мно­гом зависит эффективность решения проблемы. Если все же возника­ют сомнения в точности формулировки, можно провести пробное погружение (инкарнационное обследование) с достаточно расплыв­чатой формулировкой, например: «Я хочу попасть в мою самую длин­ную жизнь» или «Я хочу попасть в мою самую тяжелую жизнь». Тако­го процесса бывает достаточно для уточнения темы следующих погру­жений, для осознания имеющихся проблем, а иногда и их непосред­ственного решения в этом погружении.

Погружаемому предлагают лечь, закрытьтлаза, найтиудобную позу (оптимальное положение — на спине), расслабиться физически и мыс­ленно.

Ведущий проводит расслабление спокойным ровным голосом, в медленном темпе, чтобы у погружаемого было достаточно времени на расслабление и визуализацию.

Процесс расслабления - «Золотая жидкость»

«Вдохни несколько раз глубоко, и если ты чувствуешь где-нибудь в своем теле напряжение, выведи его вместе с выдохом из своего тела.

Почувствуй, как тебя держит земля. Представь себе комнату, в ко­торой ты себя уютно чувствуешь. Убедись, что в этой комнате все по твоему вкусу. Найди место, где ты можешь лечь. Лежа взгляни на свои ноги и представь, что через пальцы твоих ног в твое тело втекает Золо­тая жидкость. И эта жидкость, куда бы она ни попадала, приносит пре­красное чувство расслабления и оставляет ощущение исцеления. За­меть, как Золотая жидкость постепенно проникает в твои ступни, че-I рез щиколотки дальше — в голень и колени. Она течет дальше, через колени в бедра. Почувствуй, как они при этом расслабляются. Разре­ши Золотой жидкости проникнуть в область таза и заполнить все внут­ренние органы. Почувствуй, как Золотая жидкость и здесь оставляет волны приятного ощущения лечащих энергий. Она проникает дальше в органы твоего живота, обволакивает и наполняет их. Позволь Золо­той жидкости через диафрагму заполнить твою грудную клетку.

Вдохни глубоко, так, чтобы твоя грудь смогла полностью наполнить­ся этой жидкостью. Она доходит до твоего сердца, ополаскивает его, ус­покаивает, и сердцебиение становится тише. Твое сердце бьется ровно и спокойно. Золотая жидкость течет дальше в твои плечи. Почувствуй, как они расслабляются... Она проникает дальше в руки, наполняя их, расслабляет локти, запястья и кисти рук вплоть до кончиков пальцев.

Золотая жидкость поднимается выше, в затылок, заполняя заднюю часть головы, она течет дальше, ко лбу, и ты чувствуешь, как он рас­слабляется и выравнивается. Она омывает глаза, расслабляет их и вли­вается медленно и спокойно в твои щеки, в верхнюю и нижнюю челю­сти, в подбородок и расслабляет их...

И теперь, когда ты наполнен Золотой жидкостью, ты знаешь, что ты защищен и охраняем и что с тобой ничего не может случиться... и что ты и только ты в любое время можешь вернуться в свое тело. И попроси сейчас твоих духовных вождей и учителей, а также твое высшее созна­ние, твое «высшее Я» быть партнером и помощником в этом процессе».

Погружаемый может попросить сопровождать его высшие силы, ангела-хранителя, божества, покровительствующие ему.

Дальнейший успех погружения во многом зависит от степени ре­лаксации, и если она недостаточна или погружаемый не может рассла­бить какие-то участки тела, то лучше еще раз провести релаксацию с начала до конца или повторить ее отдельные фрагменты для соответ­ствующих частей тела. Если это не помогает, можно применить какую-нибудь телесно-ориентированную технику расслабления или провес­ти с погружаемым несколько сеансов холотропного дыхания, ребефин-га для снятия чрезмерного внутреннего напряжения.

Процедура проведения

Дальше процесс проходит в виде диалога ведущего и погружаемо­го. Ведущий формулирует вопрос, погружаемый отвечает, что с ним происходит, используя информацию, полученную через визуализацию, мысли, образы, ощущения тела, чувства, эмоции и т. д. Вопросы, зада­ваемые ведущим, должны иметь широкое поле ответа, не подразуме­вая ответ в форме «да —нет». Ниже приводится один из вариантов та­кого диалога.

— Представь себе дверь в комнате, где ты лежишь...

— Рассмотри эту дверь... Какая она ?.. Из чего сделана ?..Опишиее...

— Встань и подойди к этой двери... Рассмотри ручку двери... Посмотри, как открывается дверь...

— Открой дверь и войди в нее...

— Теперь ты находишься на прохладном воздухе... Тебя окружает разноцветный туман...

— Через туман идет едва заметная дорожка... Пойди по ней...

— Теперь впереди себя ты видишь мостик, а в конце мостика пло­щадку...

— Подойди к мостику... Осмотрись...

— А теперь перейди через мостик и остановись на площадке...

— Сейчас ты стоишь на площадке...

— Повтори вслух тему жизни, в которую ты хочешь попасть...

— Я хочу попасть в свою... жизнь {погружаемый)

— Я буду сопровождать тебя в эту жизнь...(ведущий)

— Теперь подойди к краю площадки...

— Сделай шаг вниз на твердую землю...

— Посмотри, на чем ты стоишь?..

— Посмотри на свои ноги и скажи, что ты видишь?..

— Ты босой или обут?. Если обут, то во что?..

— Осмотри свое тело снизу вверх и посмотри, во что ты одет?..

— Кто ты — мужчина или женщина?..

— Сколько тебе лет?..

— В каком столетии ты живешь?.. В каком году?..

— В какой стране ты находишься?..

— Как тебя зовут?..

— Кто ты и чем занимаешься?..

— Осмотрись вокруг, что происходит?.. Какая обстановка?..

— Разреши возникнуть событиям, которые имеют отношение к теме выбранной жизни...

— Опиши, что происходит?.. Где ты?..

— Какова ситуация, обстановка?..

— Какие люди окружают тебя?.. Что они делают?..

— Разреши себе показать и проявить все чувства...

— Что происходит дальше?..

— Перенесись по жизни. Где ты находишься через 10—15 лет ?..

— Осмотрись вокруг... Что происходит?.. Какая обстановка?..

— Опиши, что происходит... Где ты?..

— Какова ситуация, обстановка?.. Какие люди тебя окружают?..

— Разреши себе показать все чувства и проявить их...

— Что происходит дальше?..

— А теперь иди к дню своей смерти...

— Сколько ты жил?..

— Где ты находишься теперь?..

— Есть ли кто-нибудь возле тебя?.. Или ты один?..

— Что происходит?.. Что ты чувствуешь?..

— О чем ты думаешь?., Что ты вынес из этой жизни?..

— Каковы ее итоги?..

— Какие выводы ты сделал из нее ?..

— Какие решения ты принял?.. Какие обещания дал сам себе?..

— Повтори эти обещания еще раз... Почувствуй их... Прояви эти чувства в себе...

— Иди через свою смерть...

— Освободись от тела...

— Что ты чувствуешь?.. Что видишь?..

— Увидь свое тело со стороны... Теперь ты умер...

— Осмотрись... Что ты чувствуешь?.. Что видишь?..

— А теперь через туннель ты попадаешь в зеленую комнату, в то место, где ты планировал свою жизнь...

— Осмотрись... Посмотри и почувствуй, как ты планировал свою жизнь?..

— Для чего ты выбрал эту жизнь?.. Какойхотелприобрестиопыт?..

— Выполнилось ли в этой жизни твое желание?.. Полностью или частично?.. Что выполнилось, а что осталось?..

— Присутствует ли в зеленой комнате еще кто-нибудь?..

— Знаком ли он (они) тебе?.. Кто это?..

— Планировал ли ты свою жизнь один или вы это делали вместе?..

— Чему ты хотел научить других?.. Что ты хотел им дать?..

— Что хотел получить от других?.. Чему научиться?..

— Выполнилось ли это ?..

— А теперь ты нынешний (в настоящей жизни) посмотри в лицо себе же в прошлой жизни... Разреши себе поговорить с тем че­ловеком... Разреши ему сказать тебе что-то важное о твоей ны­нешней жизни...

— Если у тебя есть сомнения, спроси его еще раз...

— Попробуй простить себя и его за тот выбор, который вы сделали...

— Если ты дал себе обещания, то сейчас ты можешь освободиться от них... сказав: «Я освобождаю себя от...»

— Теперь ты можешь сделать новый выбор...

— А теперь отпустите друг друга... Поблагодарите друг друга...

— Ты можешь попросить «высшее Я» поддержать новый выбор...

— А теперь возвратись в комнату, в которой ты лежал...

— Возвратись в свое тело... Ощути его...

— Медленно, не торопясь, когда тебе захочется, можно повернуться на бок, а потом медленно сесть...

Интеграция опыта

После завершения процесса необходимо некоторое время побыть вместе с погружаемым. Можно дать ему цветные мелки, краски, бума­гу и попросить его нарисовать то, что он видел, чувствовал, или про­сто выразить в рисунке свое эмоциональное и физическое состояние. Все это время желательно не обсуждать погружение и дать возмож­ность погружаемому самому разобраться в своих переживаниях, осмыслить их, систематизировать. Желательно, чтобы этот промежуток времени был достаточным. Обсуждение процесса погружения можно провести через некоторое время, желательно на следующий день.

Во время проведения сеанса необходимо всячески поощрять по­гружаемого проявлять свои чувства и эмоции, отреагировать процесс. Если этого не происходит, не заставляйте погружаемого делать это че­рез силу.

Другая методика использует визуализацию и направленную ра­боту с телом. В отличие от предыдущей техники она требует от веду­щего умения работать с телесными блоками, мышечными зажимами, сильными болевыми ощущениями. Наше тело обладает памятью, на своем уровне оно помнит практически все негативные переживания (физические травмы, переживание рождения и др.). На теле есть зоны, при работе с которыми человек испытывает переживания, ко­торые можно классифицировать как память прошлых воплощений. Такие зоны есть практически на всем теле, но больше всего их на животе и на спине.

Сначала проводится процесс расслабления погружаемого с помо­щью телесно-ориентированных техник (массаж, проработка суста­вов, растяжки и др.). Посредством массажа активизируется чувстви­тельность тела и находятся зоны с повышенной болевой чувствитель­ностью. Обычно работа начинается q биографического уровня пере­живаний. Снимается поверхностный слой СКО. После локализации зоны производится описание ощущения по модальностям. Предла­гается определить границы ощущения, его форму, цвет, температу­ру, материал, фактуру поверхности, звук, вибрацию и т. д., и выя­вить чувство, связанное с ощущением. Определяется возраст, когда погружаемый испытывал это ощущение. Описывается ситуация, с которой оно связано, и производится отреагирование. Затем проис­ходит принятие ситуации и самого ощущения. После этого происхо­дит проверка зоны на дискомфортные ощущения, и если они при­сутствуют, то процесс повторяется. Обычно при этом происходит возрастная регрессия и проявляются все более ранние переживания. Если первопричина не найдена на биографическом уровне, то появ­ляются перинатальные переживания, а потом переживания прошлых воплощений. Работа с ними производится так же, как и с биографи­ческими. Однако особое внимание необходимо уделить принятию предсмертных переживаний.

Можно применить другой, более быстрый способ достижения пе­реживаний прошлых воплощений. Для этого производится регрессия человека по возрасту, вплоть до момента его зачатия. Делается это с помощью вопросов инструктора. Он задает вопрос: «Вспомни любой предмет или событие, когда тебе было тридцать лет». Ответ погружаемого должен быть однозначным и односложным, например: «Красный автомобиль». После этого задается следующий вопрос, но уменьшает­ся возраст воспоминания. Рекомендуется задать интервал уменьше­ния пять или десять лет, в зависимости от возраста погружаемого. После прохождения пятилетнего возраста идет следующая шкала: три года, один год, полгода, три месяца, один месяц, момент рождения, шесть месяцев беременности, три месяца беременности, момент зачатия. Далее человек переходит к моменту зачатия в одном из прошлых воп­лощений и происходит раскрутка по времени в нарастающем поряд­ке. Просматриваются два-три события из его жизни и предсмертные переживания.

Еще несколько слов о технике проведения процесса. Как говорилось ранее, инструктор должен стараться выступать в роли «беспристраст­ного наблюдателя», но при этом оказывать необходимую психологичес­кую и эмоциональную поддержку, не вовлекаясь в процесс погружае­мого. Выдерживать это состояние, особенно поначалу, достаточно слож­но, поэтому приведу несколько советов для инструкторов:

1. Попробуйте выработать у себя позицию наблюдателя за самим собой, вы ведете процесс и в то же время как бы наблюдаете себя со стороны, отслеживая все свои физические, энергети­ческие ощущения, эмоциональное состояние, мысли, действия и поступки.

2. Внимательно следите за своим голосом, за его интонацией.

3. Отслеживайте, как на вас влияет эмоциональное состояние по­гружаемого, что вы чувствуете, не вовлекайтесь сами в процесс, не становитесь его участником.

4. При описании ситуации погружаемым не заостряйте его вни­мание на мелких деталях, не увлекайтесь незначительными под­робностями, ведите линию процесса. Не забывайте, что вы про­водник, сопровождающий, задача которого - направлять про­цесс, вести его вперед.

5. Не оценивайте процесс и не судите погружаемого.

6. Доверяйте своей интуиции, экспериментируйте, творите.

Любое переживание может происходить на нескольких уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном, образном. Чем больше уров­ней задействовано, тем эффективнее идет процесс. Мастерство инст­руктора состоит в умении помочь погружаемому использовать наи­большее их количество. Еще одно замечание касается свободы выбора погружаемого. Если он не может или не хочет принять то или иное переживание, интегрировать его, не настаивайте на этом, человек дол­жен сделать свой выбор сам. Инструктор лишь подводит погружаемо­го к этому, но не должен делать выбор за него.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.