Виды вопросов по содержанию. Классификационные, фактологические и мотивационные вопросы

Наука » Социология
По содержанию вопроса выделяют:

Классификационные вопросы («паспортичка»). Вопросы о социально-демографических характеристиках респондента включаются в анкету для того, чтобы исключить конкурирующие гипотезы и чтобы уточнить наше понимание существующих закономерностей, проследив за тем, как они различаются в разных демографических группах. Практически в любой опросный лист включаются вопросы, касающиеся следующих параметров: пол, возраст, национальность/вероисповедание, доход, образование, род занятий, семейное положение, состав семьи, срок проживания в данной местности. Анкета почти всегда оканчивается вопросами «паспортички». Квотное исследование использует этот блок вопросов в начале анкеты.

Вопросы о фактах. Вопросы экзаменационного типа. Из всего многообразия вопросов можно выделить те, которые фиксируют уже свершившееся действие, указывают на наличие какого-то факта. Например, уволился с работы, купил цветной телевизор, отдыхал на море, имеет библиотеку и т.д. Это так называемые фактологические вопросы. Они должны быть четко определены во времени и в пространстве: «Имели ли Вы пос­тоянную работу в течение последнего года?», «Сколько раз за последний месяц вы бывали в кино?».

Фактологические вопросы представляют собой один из основных типов анкетных вопросов и играют важную роль в социологическом исследовании. Прежде всего, они интересны тем, что, зафиксировав уже свершившийся факт, поступок, действие, они уже не зависят в момент вопроса от мнения респондента, его состояния, оценки и пр. Это позволяет получить объективную картину тех или иных сторон деятельности людей.

Фактологические вопросы, как правило, не представляют трудности для восприятия и сложности для ответа. Правда, некоторые из них могут требовать и хорошей памяти, и значительных умственных усилий, когда исследователь, например, спрашивает о далеком прошлом или просит произвести суммирование некоторых действий или их усреднение: «Сколько чашек кофе Вы выпиваете в день?», «Как в среднем Вы учитесь?», «Как обычно Вы проводите свое свободное время?» и т.д. В фактологических вопросах обязательна фиксация конкретных временных и пространственных рамок. «Скажите, пожалуйста, сколько точно раз за последний год вы ходили в кино?»

Для проверки достоверности информации можно ввести т.н. «экзаменационные» вопросы, содержащие задания, экспериментальные ситуации, решение которых требует от респондента использования определенных сведений, навыков, а также знакомства с конкретными событиями, именами. Респондентов часто просят указать место работы известных политиков, деятелей искусства, спорта. Иногда респондентов просят дать толкование перечню терминов. Тем самым можно выяснить степень знакомства с какой-либо сферой деятельности.

Мотивационные вопросы, к ним относят вопросы о мнениях, установках и мотивах, являются весьма привлекательными для социологов. Они дают представление об установках респондента, о том, как он понимает и воспринимает те или иные события, и т.д. Мотивационные вопросы начинаются со слов: «Как, по вашему мнению …» или «Как вы оцениваете …», «Кто должен ответить за …», «Почему вы выбрали именно …», «Где, с вашей точки зрения, лучше …».

Мотивационные вопросы часто используются при изучении общественного мнения, например, во время выборов. Не вдаваясь в детальный анализ сущности мотивационного поведения и ценности его изучения для социологического исследования, отметим только, что они интересны прежде всего как некая идеальная модель поведения человека. Но идеальное представление и реальное поведение – далеко не одно и то же.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.