Установление хорошо сформулированного результата

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
«- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

— А куда ты хочешь попасть?- ответил Кот.

— Мне все равно...- сказала Алиса.

— Тогда все равно, куда и идти,- заметил Кот.

— ...только бы попасть КУДА-НИБУДЬ,- пояснила Алиса.

— Куда-нибудь ты обязательно попадешь,- сказал Кот.- Нужно только достаточно долго идти.»

Л.Кэрролл. «Алиса в стране чудес»


Не все результаты, достигаемые в психотерапевтаческой практике, стоят того, чтобы к ним стремиться. Одни благодаря терапии много узнают о своих ограничениях, но мало о ресурсах и возможностях. Другие твердо укореняются в своем поведении, которое представляет для них проблему, потратив много времени и средств на то, чтобы выяснить, откуда эти проблемы взялись. Третьи окрашивают в черный цвет детские переживания, полагая их зловредным корнем нынешних трудностей, и в доказательство успеха вступают в неприятные столкновения с членами семьи. Все это не есть достижение хорошо определенного результата.

Установление определенной цели позволяет отвечать на постоянно возникающий вопрос: «Важно ли это для того, к чему мы стремимся?» Снимается необходимость реагировать на каждую неконгруэнтность, каждый ключ доступа, нарушение мета-модели и пр., усилия целесообразно сосредотачиваются на цели, к которой вы с клиентом согласились двигаться; появляется средство оценки продвижения.

Хорошо сформулированный результат должен удовлетворять пяти условиям. Это:

1. Выясните, чего действительно клиент хочет, а не то, чего он НЕ хочет.

Когда женщина говорит: «Я НЕ хочу, чтобы мой сын так вел себя!» (Вариант: «Я хочу, чтобы он НЕ вел себя так!»)- вы не получаете информации о том, какое же поведение сына желательно. Тот, кто еще не осознал полностью, что бы он хотел иметь в своем опыте вместо того, что есть, не имеет основы для определения шагов, которые привели бы к достижению цели, поскольку нет пока цели, к которой можно было бы стремиться. Значительная часть работы в этом случае выполняется с помощью простого вопроса: «Чего вы хотите? Что вы будете делать вместо X?»

Формулировка «Я хочу избавиться от депрессии», «Я хочу избавиться от таких-то блоков»- тоже вам не подойдет, потому что она сводится к аналогичной структуре: «Я хочу, чтобы не было Х.» Тогда внимание и энергия направляются на проблему, часто усиливая ее. Проводить время в поисках того, ПОЧЕМУ возникла проблема, зачастую очень интересно и душещипательно, но неплодотворно. Достаточной информации для работы с изменением вы не получите. Вы можете заставить человека поверить, что проблема- такая же материальная и обязательная его часть, как и мозг, породивший ее, и она должна присутствовать по такой-то причине.

Когда клиент приходит к позитивной формулировке цели: «Я хочу себя чувствовать уверенно», «Я хочу уметь ясно выражать свои мысли при большом количестве людей»,- концентрация происходит на позитивном результате. Все ресурсы и усилия могут теперь направиться к достижению новой позитивной цели, делая ее все более реальной.

2. Демонстрируемость в сенсорном опыте («Почувствуйте разницу!»)

Как вам, так и вашему клиенту необходимы сенсорные свидетельства происходящего изменения. Всякого рода восторги, озарения, прозрения могут быть очень полезными в плане эмоционального контакта и даже информативными, но опять же недостаточными. Существуют различные способы демонстрировать и подтверждать реальность психотерапевтического процесса. Попросите клиента войти в воспоминание об опыте, который его травмировал, но сохраняя нынешнее чувство безопасности и комфорта. Пронаблюдайте, насколько невербальные реакции отличаются от тех, что вы заметили в начале. Хорошим подтверждением будет прямое и конгруэнтное сообщение клиента об этом опыте. Если есть возможность, пусть он реально окажется в той ситуации (или, например, увидит себя в ней), где он раньше чувствовал себя плохо, неуверенно и т.д., а затем расскажет вам о новом переживании.

Таким образом, важно установить, какое поведение и/или переживание составляет в данном случае успех. Это создаст нужную вам обоим обратную связь.

3. Адекватная спецификация и контекстуализация.

К вам пришел человек, желающий уверенности, свободы и раскрепощенности. Весьма вероятно, что это будет полезным дополнением к репертуару его переживаний и поведенческих выборов. Основываясь на адекватных поведенческих наблюдениях, вы соглашаетесь и работаете с этим. Однако вы берете на себя колоссальную ответственность. В силу чего вы обязаны установить с клиентом контексты, где желаемое им будет полезно, а где нет. Представьте себе, что упиваясь новоприобретенным ощущением уверенности и свободы, клиент (возможно, страдавший фобией автомобилей) начнет развлекаться тем, что будет перебегать на красный свет очень оживленную дорогу. Или женщина, которая раньше не могла говорить с мужчинами не краснея, впадет в другую крайность, став раскрепощенной в любых ситуациях своей жизни. Не думайте, что мы преувеличиваем. Правильно контекстуализируя требуемое изменение, вы помогаете клиенту хорошо себя чувствовать во многих жизненных ситуациях, вы учитываете возможные последствия изменения человека для его семьи, друзей и т.д. и не нарушаете «экологии» личной и профессиональной жизни клиента.

4. Возможность инициировать и поддерживать достигнутое состояние.

Описанный вами желаемый результат должен быть таким, чтобы клиент мог поддерживать его самостоятельно в дальнейшей жизни, без опоры на терапевта или кого-нибудь еще.

К примеру, для женщины добиться чувства собственной привлекательности только при условии, что мужчины ведут себя определенным образом,- не есть хорошо сформулированный результат. То же для мужчины, чувствующего свою полноценность в зависимости от коллег или размера заработка. Зависимость от ВНЕШНЕГО фактора отдает клиента на милость окружающей среды, вместо того чтобы действовать по собственному выбору. Вы часто слышите: «Если бы только он делал то-то», или «Вот если бы она не делала этого», или даже «Если бы в мире было меньше зла...»- «...тогда я точно был бы в порядке!» Помогать людям в достижении таких целей значит еще больше усиливать степень их зависимости от окружающих, в то время как нужно работать с их причинно-следственной моделью.

Чтобы поведение или переживания инициировались и поддерживались клиентом, ему необходимы собственные средства достижения искомого. Хорошо сформулированный результат предполагает, что человек будет чувствовать себя определенным образом, проходя через последовательность внутренних процессов, соответствуя собственным высокоценным критериям и не нуждаясь в помощи либо подтверждающей реакции от кого-то другого.

5. Сохранение позитивного «побочного продукта».

Бывает так, что в нынешнем, нежелательном для клиента состоянии содержатся нужные ему компоненты. Например, он искренне стремится бросить курить, но курение помогает ему почувствовать комфорт в беседе с другими людьми. Позаботьтесь о том, чтобы сохранить ему это чувство, но уже без курения. Хорошо сформулированный результат предполагает сохранение «позитивного побочного продукта».

Вышеописанные условия а) являются фундаментальными как логически, так и этически; б) могут применяться на разных этапах вашей работы.

Получение необходимой информации для формулирования желаемого результата требует тщательности. Продвинуться в этом помогают определенные вопросы.

К усл. 1: «Чего вы хотите?» (А не «что вас не удовлетворяет» и т.п.)

К усл. 2: «Как вы узнаете, что обладаете желаемым переживанием?» Обычный ответ- сообщение о реакции внутреннего состояния. «Я чувствую себя расслабленным.»

«Как можно продемонстрировать, показать, что у вас есть то, чего вы хотите?» Ответ- пример с точки зрения поведения. «Я сделаю то-то и то-то» и т.д.

К усл.3: «Когда вы хотите, чтобы было Х, а когда- чтобы его не было?»

К усл. 4 и 5: «Что произойдет, если вы получите Y?» «Что удерживает вас от того, чтобы иметь желаемое?» «Что вы потеряете, если получите Y?»

Хотя клиенты приходят с самыми различными проблемами, беспокойствами и надеждами, эффективный терапевт изменит один и тот же аспект опыта у каждого из них. Он не меняет стимулы, которые мир предъявляет клиенту, он меняет то, как клиент реагирует на стимулы. Клиент с вашей помощью может сменить школу, супругу, место жительства, работу- но если он не заменит способ реагирования на более полезный, нежелательные реакции, приведшие его на терапию, повторятся.

Ваши проблемы- это примеры того, как вы реагируете на стимулы окружающего вас мира. Когда люди приходят на терапию, они хотят иметь другие реакции или переживания относительно, по меньшей мере, некоторых аспектов этих стимулов. Часто новая реакция на старый стимул может произвести столь глубокое изменение, что все жизненные переживания значительно улучшаются.

Вы можете: 1) изменить свою/клиента реакцию на большинство стимулов; 2) обрести (и помочь другому в этом ) выбор из нескольких реакций на определенный стимул, а затем выбрать наиболее подходящий для достижения желаемых результатов в определенном контексте.

Когда вы соберете достаточно информации и определите характеристики нынешнего состояния, полезно попробовать вызвать его, чтобы проверить свои заключения. Проще всего это сделать, попросив клиента вернуться к нежелательному состоянию, воссоздать его, погрузиться в него. Но для чего вам всякий раз, когда нужно воспроизвести переживание, что-то проверить и т. п., просить клиента вспоминать его? Просто протяните руку и коснитесь, скажем, правого плеча клиента, пока он испытывает неприятные чувства. Теперь они ассоциированы с вашим прикосновением, которое является кинестетическим якорем. Если вы через какое-то время повторите прикосновение в той же точке и с тем же давлением, вы обратитесь, минуя сознание, прямо и непосредственно к переживанию, да так и быстрее получится.

Постановка на якорь пригодится вам, если метод или один из методов, выбранный вами для работы с изменением, включает использование техник якорения, о чем подробно рассказано в 6-й главе. В этом случае тот же якорь вы используете и для проверки произведенного изменения.

Итак, вопросы, которые интересуют вас на этой стадии процесса:- какой внешний стимул вызывает нежелательное переживание?- какой внутренний процесс вызывается этим внешним стимулом?- что представлено в сознании клиента?

— как, в какой последовательности эти категории связаны друг с другом?

— будет ли вся последовательность воспроизводиться каждый раз, когда вы каким-либо образом вызовете внешний стимул?

Когда вы получите ответ на все эти вопросы, и утвердительный на последний из них, вы располагаете всем необходимым, чтобы составить дальнейший план действий и создать эффективное изменение.

И еще одно, что стоит иметь в виду на протяжении всего психотерапевтического процесса. Научившись осуществлять описанные нами различения, вы почти всегда будете знать о переживаниях своих клиентов больше, чем они сами сознательно знают. «В своих повседневных взаимодействиях, пишет Лесли Кэмерон,- я осознаю речевые стереотипы людей, их ключи доступа и другие аспекты невербального поведения почти таким же образом, как они осознают цвет моих волос. Эта дополнительная информация в значительной степени помогает мне эффективно коммуницировать с каждым, будь то мясник, сосед или страховой агент. Если я начну рассказывать им о том, что я вижу и слышу, и чего они не осознают, я выйду за границы нашего общения. Точно так же вашему клиенту не обязательно осознавать те аспекты поведения, которые вы должны заметить». Конечно, кроме тех случаев, когда вы сознательно прибегаете к метакомментарию.

В принципе, понимает ли клиент то, что происходит, совершенно не имеет значения. Если же он любознателен и хочет понять, что происходит, самое легкое ответить: «Вам никогда не ремонтировали телевизор? Объясняет ли мастер по ремонту перед тем, как начать работу, что он будет делать, во всех деталях?» Или: «Вы когда-нибудь слышали, чтобы дантист подробно рассказывал, какие именно инструменты он сейчас применяет с вашими зубами, и как и зачем он это делает? Попробуйте расспросить его, сидя в кресле». Такого рода аналогии вполне уместны в качестве реакции на попытку к подобным исследованиям.

Упражнения

№1. Цель: сосредоточение внимания на присоединении к поведению другого человека. Выполняется, как обычно, в группе из трех человек, но если такой возможности нет, поработайте вдвоем- это не столь существенно.

1. Участник А- субъект- просто сидит в кресле. Он является моделью.

2. Б сидит в другом кресле- напротив А- и имитирует физиологические реакции последнего.

3. В- «режиссер». Он должен помогать Б достигнуть совершенства в присоединении к А. Обращайте внимание на все части тела: ноги, руки, голова, губы и т. д.

4. Когда режиссер удовлетворен тем, как Б присоединился к А, он просит Б закрыть глаза. Пока глаза Б закрыты, участник А должен изменить свою позу.

5. Б открывает глаза и снова присоединяется к А.

6. Весь этот цикл повторяется 3-4 раза с участником Б. Затем происходит обмен ролями так, чтобы каждый из участников упражнения имел возможность несколько раз присоединиться к каждому из двух остальных участников.

№2. Присоединение к дыханию. Состав тот же.

1. А сидит в специальной позе: обе ноги стоят на полу, не скрещиваясь, руки лежат на коленях.

2. Участник Б просит А составить список из шести слов, которые ассоциируются у участника А с ситуацией спокойствия, безопасности, расслабления. Б должен запомнить эти слова.

3. В (режиссер) стоит за спиной А и начинает присоединяться к его дыханию, двигая в такт рукой.

4. Б должен:

а) глубоко вздохнуть и на какой-то момент сосредоточиться на своих внутренних ощущениях, затем почувствовать, как спина касается спинки кресла;

б) затем Б должен посмотреть на участника А и начать присоединяться к его дыханию;

в) после того, как присоединение произошло, Б должен начать произносить на выдохе те слова, которые в начале упражнения ему предъявил А;

г) участник А закрывает глаза, если чувствует себя при этом спокойно, чтобы лучше почувствовать и оценить влияние, которое эти слова оказывают на его ощущения;

д) участник Б просто произносит на выдохе, плавно, слова из списка сначала в предложенном порядке, а затем меняя его. 5. Через 5-6 минут А открывает глаза. Участники меняются ролями.

№3. Утверждения на присоединение и ведение. Выполняется в парах. Участники меняются ролями каждые семь минут. Пример:

1. Вы сидите в этом кресле (утверждение присоединения). 2. И вы смотрите на меня (утверждение присоединения).

3. И вы легко дышите (утверждение присоединения). 4. Я с вами разговариваю (утверждение присоединения). 5. И вы можете начать расслабляться (утверждение ведения).

6. Вернитесь к пункту 1.

№4. Использование движений глаз для присоединения к клиенту. Выполняется в парах.

1. Партнер А выбирает простую обычную историю, которую он может рассказать. И начинает рассказывать ее, используя слова, относящиеся к визуальной сфере.

2. Партнер Б внимательно слушает рассказ. Через некоторое время он меняет положение своих глаз, давая А понять, какие слова тот должен употреблять теперь: относящиеся к кинестетической или аудиальной сфере.

3. Безо всякой паузы партнер А продолжает рассказывать свою историю, используя новые слова; Б отдает себе отчет в том, как изменились его ощущения.

4. Через семь минут поменяйтесь ролями.

Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.