Возникновение и возможности НЛП

Наука » Психология » НЛП » Трансформация личности
Науки о поведении, в особенности психиатрия, всегда избегали теории, причем легко составить список различных маневров, с помощью которых им это удавалось.

Самым большим препятствием в то время была, по-видимому, трудность, с которой сталкивались профессионалы, пытаясь понять как они делают то, что делают. Некоторые пробовали даже заняться подсчетом «двойных связей» в записях разговоров между людьми.

«Оглядываясь назад,- писала Вирджиния Сэйтир,- я вижу зная, что изменения в моих пациентах происходят, я не понимала, какие конкретные элементы участвовали во взаимодействии, обусловившем возможность изменения. В течение многих лет я задумывалась: а что, если бы мне удалось увидеть себя, свою работу и сам процесс изменения со стороны?»

Джон Гриндер и Ричард Бэндлер часами просматривали видеозаписи и прослушивали аудиоматериал. В результате их сознанию предстали повторяющиеся образцы, которые они сумели подробно документировать.

«Отлично!- говорит Вирджиния.- Что еще можно сказать, когда за твоей работой наблюдают в четыре глаза два очень способных исследователя человеческой природы? Я делаю что-то, чувствую это, ощущаю внутри,- но это все субъективный опыт. Когда я с кем-либо работала, их глаза, уши и тело воспринимали все, что я делала. Бэндлер и Гриндер, наблюдая за процессом взаимодействия и изменения, протекающим во времени, сумели извлечь из него структурные элементы, позволяющие понять и ответить на вопрос «как»? То, что они сумели выяснить, сложным образом связано с математикой, физикой, нейрофизиологией и лингвистикой».

Вирджиния Сэйтир признавалась, что ощущает «удивление и трепет»: благодаря исследованиям Джона и Ричарда значительно продвинулось и углубилось ее знание о процессах, составляющих ее работу.

Открытие и разработка техник, о которых дальше пойдет речь, стали формироваться в начале семидесятых годов, когда Гриндер и Бэндлер объединили свои немалые умения в обнаружении и использовании паттернов человеческого поведения для создания изменений, и применили эти умения, создав эффективную терапевтическую модель английского языка (не пугайтесь это работает не только в английском языке!). Они назвали ее мета-моделью. Она позволила им разработать ряд лингвистических стратегий, которые могут использоваться в ответ на паттерны речи людей.

«У Гриндера и Бэндлера есть инструменты, которые мы не сумели или не успели применить,- писал в 1975 г. Грегори Бэйтсон.- Им удалось положить в основание своей теории лингвистику и одновременно сделать ее орудием психотерапии. В итоге они могут осуществлять над психиатрическими явлениями двойной контроль».

Один из основных принципов НЛП состоит в том, что порядок или последовательность переживаний, подобно порядку слов в предложении, влияет на их значение. Другой основополагающий принцип заключается в том, что слова есть лишь неадекватные ярлыки для опыта. Одно дело- прочесть, как нужно забивать гвоздь в доску. Совсем другое- почувствовать молоток в руке и услышать характерный звук, с каким входит гвоздь в мягкую сосну. Еще один опыт- ощутить дрожь молотка и увидеть, как сгибается гвоздь, когда вы слышите «бэннь», сообщающее вам о незаметном сучке.

Мы еще ничего не сказали о Лесли Кэмерон, позднее Кэмерон-Бэндлер. Их совместная работа с Джоном и Ричардом началась еще до создания мета-модели. Как рассказывает Лесли, совместное интенсивное обучение перешло в профессиональное сотрудничество. Открытия, которые они делали, моделируя опыт различных людей, привели к созданию нейролингвистического программирования. Будучи одним из четырех создателей НЛП (четвертая- Джудит Делозье, известный в мире ученый и практик), Лесли в течение многих лет специализировалась на работе с проблемами пар, а также с сексуальными проблемами. На основе своего опыта она разработала модели и техники для коррекции межличностных отношений и сексуальных дисфункций. Если судить по ее текстам, это леди с твердым характером, заметным уважением и интересом к собственной персоне, что, впрочем, естественно, поскольку она отличается неженской логичностью, последовательностью и ясностью мышления, и пожалуй, единственный ее недостаток- излишняя серьезность.

«Впервые познакомившись с НЛП осенью 1977 года,- вспоминали Коннирэ и Стив Андреас,- мы отложили в сторону большую часть своих занятий, чтобы изучить эти захватывающие и быстрые новые способы изменять поведение. В то время Ричард Бэндлер и Джон Гриндер сотрудничали в разработке этой новой, очень многообещающей области НЛП учило, как проследить внутренние процессы человека, обращая внимание на неосознаваемые движения глаз; как за несколько минут изменять старые неприятные эмоциональные реакции, и многому другому.

Теперь все эти обещания сдержаны. Все основные идеи и техники НЛП выдержали проверку временем, как и более жесткую проверку в процессе обучения их практическому применению. НЛП часто описывается как сфера деятельности, находящаяся на переднем крае науки об изменении и общении».

НЛП предлагает концептуальное понимание, прочно основанное на информатике и компьютерном программировании, однако еще более тщательно укорененное в наблюдении живого человеческого опыта. Все, что есть в НЛП, может быть проверено непосредственно вашим собственным опытом или наблюдениями за другими людьми.

Когда Стив Андреас впервые познакомился с НЛП, то был «просто очарован» (видимо, восторг и очарование сопровождают историю НЛП), но вместе с тем настроен очень недоверчиво. В то время он твердо верил, что личностное развитие осуществляется медленно трудно и болезненно. Он с трудом мог поверить в то, что способен вылечить фобию или другое подобное затяжное нарушение психики за короткое время, меньше чем за час, несмотря на то, что проделывал это неоднократно и убеждался в том, что результаты были устойчивыми. Если вы настроены скептически, как Андреас в свое время, то именно благодаря вашему скептицизму вы проверите утверждения, которые встретите здесь, чтобы понять, что метод действительно решает те сложнейшие задачи, для которых он предназначен.

НЛП это ясная эффективная модель человеческого внутреннего опыта и коммуникации. Используя принципы НЛП можно описать любую человеческую активность весьма детальным образом, что позволяет производить легко и быстро глубокие и устойчивые изменения этой активности. Метод прочно завоевал свое «место под солнцем» в психотерапии и психокоррекции, в лечении психосоматических заболеваний, в обучении, менеджменте и бизнес-консультировании, в разрешении конфликтов и повышении творческой активности. Лучшим подтверждением его эффективности может служить широкая популярность в среде практикующих медиков, психологов, педагогов.

НЛП притязает на многое. Использующие его опытные практики реализуют эти притязания, добиваясь осязаемых результатов. НЛП может многое- но не все. Многие из нас в состоянии взять известные принципы и приспособить их полезным образом иди время от времени вносить маленькие новшества. Особый гений Ричарда Бэндлера состоит в его бесподобном умении раз за разом формулировать новые принципы и делать их доступными остальным. Его чувство юмора может иногда показаться язвительным и самонадеянным- в частности, когда оно направлено в сторону психологии и психиатрии (хотя и другие «эксперты» получают свою долю). Это становится по крайней мере, частично понятным, когда вы осознаете, что, хотя метод лечения фобии/травмы за десять минут при помощи НЛП был впервые опубликован несколько лет назад, большинство психологов продолжает верить, что лечение фобии требует месяцев или лет разговоров и лекарств, а также впечатляющих сумм.

Когда в любой отрасли промышленности появляется крупное техническое новшество, по всему миру предприниматели стремятся немедленно воспользоваться новым методом, поскольку знают, что в противном случае конкуренты вышвырнут их из бизнеса. К сожалению, в областях типа психологии, где профессионалам платят больше, если они тратят больше времени на решение проблемы, инерция гораздо сильнее; новые и лучшие методы дольше становятся частью основного потока.

Эта инерция в сфере психологии вызывает сожаление и у многих других. Сальвадор Минучин, известный новатор в области семейной терапии, заметил однажды: «Как люди реагировали на наши научные открытия? Защитой своих собственных парадигм. В ответ на новое знание всегда встает вопрос о том, как человеку продолжить заниматься теми вещами, которым его учили».

Несмотря на это, в сферах психологии и психиатрии существует много исключений профессионалов, стремящихся узнать о любых методах, которые сделают их работу быстрее, качественнее и точнее, чем могут принести пользу клиентам.

НЛП, с точки зрения Лесли Кэмерон, создало настоящий переворот в клинической психологии. Оно позволяет взглянуть по-новому на многие вещи. Что еще важнее, оно дает средства создания специфических желательных изменений, быстрых и эффективных.

Однако не стоит забывать, что паттерны- это инструменты. Как любые инструменты, их нужно использовать, чтобы понять полностью, и практиковаться в их использовании, чтобы делать это с надежной эффективностью. Все, что вы здесь найдете, может быть легко проверено. Здесь нет никаких фокусов, и в новую веру переходить от вас не требуется. Потребуется одно- несколько отойти от собственных убеждений, оставив их на время, необходимое для того, чтобы проверить понятия и процедуры НЛП на своем собственном сенсорном опыте. Это не займет много времени.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.