Отзеркаливание

Наука » Психология » НЛП » С тех пор они жили счастливо
Когда мы с коллегами анализировали кажущиеся волшебными терапевтические взаимодействия таких кудесни­ков, как Вирджиния Сатир или Милтон Эриксон, мы обна­ружили несколько общих поведенческих паттернов. Один из них — отзеркаливание. Отзеркаливание — это процесс возвращения клиенту аспектов их собственного невер­бального поведения (что, собственно, и делает зеркало); это способ имитирования высококонтекстуальных реплик, которые дает клиент, без проникновения в их значение. При этом мы знаем, что для клиента они содержат важное бессознательное значение.

Макро-отзеркаливание известно из повседневного опыта. В этом смысле пример “отзеркаливания” — это вес­ти себя подходящим образом, например, не ругаться в церкви или в гостях у Тети Милли, в то время как наоборот среди сверстников может оказаться более уместным ру­гаться, и это доставит им удовольствие и вызовет располо­жение к вам. Другой пример — одеваться соответствую­щим образом для определенных ситуаций. Более тонкий вариант — стремиться приспособить свои манеры за сто­лом, позы и движения к тому уровню формальности, кото­рый мы полагаем конгруентным относительно места и лю­дей, с которым мы обедаем. Отзеркаливание на его различ­ных уровнях — это поведенческий эквивалент вербального выражения согласия с кем-то.

Чтобы эффективно отзеркаливать, нужно уметь де­лать тонкие визуальные и аудиальные различия относи­тельно самого себя, как и относительно поведения клиен­та. Аспекты поведения клиентов, которые стоит отзерка­ливать, включают телесные позы, специфические жесты, ритмы дыхания, выражения лица, тон голоса, паттерны темпа и интонаций речи. Соответствие некоторым из этих черт или всем им поможет вам достичь гармонического взаимодействия. Фактически благодаря отзеркаливанию возможно не согласиться с содержанием того, что человек говорит, оставаясь в полном раппорте.

Отзеркаливание является также средством достиже­ния “аккультурации”, которая так важна во многих обла­стях культурной антропологии (и других дисциплин) по отношению к человеческому поведению. Процитируем еще раз “Танец Жизни” Эдварда Холла:

“Вовлечение” (entrainment) — термин, созданный Вильямом Кондоном для обозначения процесса, когда два или больше людей вовлекаются в ритмы друг друга, когда они синхронизируются. Как Кондон, так и я полагаем, что рано или поздно будет показано, что синхрония начинает­ся в момент миелинизации слухового нерва, около шести месяцев после зачатия. В этот момент младенец может на­чать слышать в утробе. Непосредственно после рождения новорожденный движется в ритм с голосом матери и также синхронизируется с голосами других людей, на каком бы языке они ни говорили. Тенденция синхронизироваться с окружающими голосами может, следовательно, считаться врожденной. Какие же именно ритмы используются — за­висит от культурной принадлежности тех людей, которые находятся вокруг, когда происходит научение этим пат­тернам. Можно сказать с некоторой уверенностью, что нормальные люди способны научиться синхронизироваться с любым человеческим ритмом, если они начинаются достаточно рано.

Очевидно, что нечто, столь основательно научаемое так рано в развитии ребенка, укорененное во врожденной программе поведения, и общее всему человечеству, долж­но быть не только весьма важным, это должно быть одним из ключевых моментов для выражения нашего вида. Впол­не возможно, что в будущем будет обнаружено, что синх­рония и вовлечение даже более фундаментальна для вы­живания человечества, чем секс на индивидуальном уров­не, и столь же фундаментальна, как секс на групповом уровне, без особенности осуществить такое “вовлечение” по отношению к другим — как это происходит в некоторых типах афазии — жизнь оказывается почти невозможной. Бостонский педиатр д-р Берри Брейзлтон, в течение мно­гих лет изучавший взаимодействие между родителями и детьми с момента рождения, описывает тонкую, много­уровневую синхронию при нормальных отношениях, и затем утверждает, что родители, которые бьют своих детей, никогда не умеют с ними синхронизироваться. Ритм на­столько включен в повседневную жизнь каждого, что это происходит почти незаметно”.

Чтобы начать учиться “отзеркаливанию”, понаблю­дайте, как взаимодействуют другие люди. Посмотрите, как играют дети: понаблюдайте людей в ресторане, на со­браниях, на вечеринках. Каждый раз, когда вы присутст­вуете при взаимодействиях людей, наблюдайте, как про­исходит отзеркаливание. Обратите также внимание на ка­чество взаимодействия, когда отзеркаливание отсутствует.

Проведя некоторое время в позиции наблюдателей, вы будете знать, что люди инстинктивно зеркалят друг друга. Теперь вы можете начать делать это произвольно для до­стижения специфических результатов. Начните с отзеркаливания одного определенного аспекта поведения другого человека во время разговора с ним. Когда это дается легко, добавьте другой определенный аспект — например, темп речи, затем еще один, и еще, — пока вы не будете отзерка­ливать, не задумываясь об этом, но можете всегда отсле­дить это в своем поведении при интроспекции.

Чем более вы будете практиковаться, тем более вы бу­дете сознавать ритмы, которые порождаются вами и други­ми — посредством жестов, дыхания, тона голоса, темпа речи, паттернов интонаций. Обратите внимание, не выхо­дят ли партнеры пары из синхронности, когда они перестают понимать друг друга, в противоположность тому, на­сколько они находятся в синхронности, когда все идет хо­рошо. Разница в степени взаимного отзеркаливания в паре до и после того, как вы с ними поработали, — важный индикатор изменения. Продолжим нашу цитату: “Были исследованы самые различные группы, от югозападных индейцев до эскимосов Аляски... и везде были найдены ритмы. Примечательно — хотя и неудивительно, — что учитель определяет ритм в классе. Классы, в которых учи­телями были американские аборигены, и в которых не пре­подавали белые, демонстрировали ритм, близкий к естест­венным, свободным океанским бурунам (то есть 5-8 секунд на цикл). Это гораздо медленнее, чем бешеный ритм в классе белых или черных детей в городских школах. Ин­дейцы, попавшие в жернова американской образователь­ной системы, давали промежуточные ритмы. Этот матери­ал Коллиера дал мне понять, что только в условиях своего естественного ритма индейские дети могли почувствовать себя спокойно и усваивать знания” (там же, стр. 143-144).

Осуществляя отзеркаливание, чтобы установить рап­порт с парой, делайте это достаточно тонко. Зеркальте пат­терны темпа и мелких движений рук, это лучше, чем явно менять позы тела. Переводя свое первое внимание от одно­го человека к другому, обращайте внимание на реакции, которые вызываются в каждом в результате нашего пове­дения и поведения вашего партнера. Если каждый из них начинает уходить в себя в то время как другой говорит с вами, верните их к взаимодействию. Это даст им возмож­ность получить важную информацию относительно их соб­ственной реакции на коммуникацию партнера. Вот не­сколько вербализаций, которые помогут сделать это доста­точно изящно:

— Мне нужно выяснить, что каждый из вас хочет от другого. Иногда человек просит чего-то, в то время как супруг понятия не имел, что ему или ей нужно, и мне хотелось бы знать, слышали ли вы об этом раньше. Если слышали, то, может быть, в чем-то иначе?

— Вы не были бы здесь, если бы не хотели достичь большего понимания, и я знаю, что Сэлли собирается ска­зать что-то, что вам важно услышать. Вы готовы к этому?

— Мне нужно услышать, что теперь скажет Джим, и я хочу знать, как вы понимаете его ответ.

- Вы, может быть, думаете, что все это видели и слы­шали, но уверяю вас, в этом есть нечто, чего вы еще не знаете, и это очень важно для вас обоих.

— Я полагаю, вам интересно, как я пойму то, что она собирается сказать?

— Слушая вас, Сэлли, я хочу также понаблюдать за Джимом, чтобы посмотреть, может ли он действительно услышать, что вы говорите.

Такого рода фразы не только привлекают внимание слушающего партнера, но и обращают внимание говоря­щего на воздействие того, что он говорит.

Многие терапевты думают, что отзеркаливание — это своего рода передразнивание, и отказываются от этого, бо­ясь оскорбить клиентов. У нас есть сильные культурные запреты на передразнивание других. Они настолько силь­ны, что это мощнейшее средство обучения часто запреща­ется нам с юных лет. “Не обезьянничай!” — ворчат на нас. Если мы обнаруживаем, что кто-то передразнивает нас, мы полагаем, что над нами смеются, и часто обижаемся. Однако отзеркаливание — не передразнивание. Передраз­нивание обычно преувеличивают определенный аспект по­ведения. Отзеркаливание же — тонкое поведенческое от­ражение значимой бессознательной коммуникации, кото­рое каждый из нас предлагает внимательным партнерам.

Хотя отзеркаливание может показаться неловким и затруднительным для новичка, его полезность в достижении и поддержании раппорта делает оправданными все страда­ния в достижении этого умения. Научиться эффективно отзеркаливать требует усилий: нужно настроить свое восп­риятие на аспекты поведения, своего и других, которые вы ранее не сознавали. Это справедливо для всей поведенче­ской информации, на которую вам будет предложено обра­щать внимание в последующих главах.


Источник: Кэмерон-Бендлер Лесли «С тех пор они жили счастливо»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.