Мышление как процесс

Наука » Психология
Мышление осуществляется посредством ряда мыслительных операций:
Анализ - мысленное разделение явления на части, выделение отдельных сторон, признаков в объекте. При обучении детей грамоте мы выделяли в речи предложения, в предложении - слова, в слове - слоги, в слоге - буквы, в буквах - элементы.
Синтез - мысленное объединение частей или свойств в единое целое. Анализ и синтез взаимосвязаны. Основной формой мышления является анализ через синтез.
Сравнение - соотнесение предметов и явлений, нахождение сходства и различий между ними.
К.Д. Ушинский считал, что «сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления. Всё в мире мы изучаем не иначе как через сравнение. И если бы нам представился какой-нибудь новый предмет, которого мы не смогли бы ни к чему приравнять и не от чего отличить ... то мы не могли бы составить об этом предмете ни одной мысли, не могли бы сказать о нём ни одного слова». (Собрание сочинений М., 1979, т.7, с.332.).
Сравнение производится по разным признакам, для учащихся необходим план сравнения, то есть последовательное указание сравниваемых признаков. Многие дети не умеют сравнивать, их надо этому учить. Ученик рассказал всё об Онегине, затем - всё о Печёрине и считает, что дал сравнительную характеристику героев.
Обобщение – операция выделения общих, существенных свойств у группы предметов, в результате которой рождаются понятия.
Обобщение невозможно без абстрагирования, отвлечения от несущественных признаков.
Обобщение ведёт к классификации и систематизации. Обобщение протекает вместе с конкретизацией – иллюстрированием общего правила частными примерами.
Основные формы, продукты мышления: понятия, суждения, умозаключения.
Понятие есть мысль, в которой отражаются общие существенные и отличительные признаки предметов и явлений действительности. Пример: человек; труд; речь и т.д.
В суждении раскрывается связь между предметами и явлениями действительности или между их свойствами, это высказывание о чём-то отрицательного или утвердительного характера («Земля вращается вокруг солнца»). С точки зрения истинности суждения могут быть истинными и ложными.
Суждения бывают общими, частными, единичными. Общие суждения утверждают или отрицают что-либо относительно всех объектов конкретного класса. Частные - относительно некоторых, единичные суждения относятся только к единичным явлениям.
Например:
• Все рыбы дышат жабрами
• Некоторые студенты отличники
• Этот ученик плохо выучил урок
Суждения образуются двумя способами:
1. Непосредственно: «Этот стол коричневый»
2. Опосредованно, путём умозаключения. «Все сланцы горючи, данное вещество - сланец, следовательно, оно горюче».
Умозаключение – операция соотнесения нескольких исходных суждений. когда из их содержания рождается новое суждение. Исходные суждения именуется посылками, а вывод -заключением.
Умозаключения бывают двух основных видов:
1. Индуктивные – от частных случаев к общему правилу. Золото – электропроводно. Медь – электропроводна. … Все металлы электропроводны.
2. Дедуктивные - от общего положения к частному выводу. «Все металлы электропроводны». «Олово - металл, следовательно оно электропроводно».
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.