Интеллект и его структура

Наука » Педагогика » Общая педагогика
В настоящее время существуют разные определения понятия интеллекта:
1. «Способность сознательно приспосабливаться к новой ситуации».
2. «Способность к обучению, обучаемость».
3. «Совокупность тех или иных способностей».
4. «Способность адаптироваться к окружающей среде».
Известный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как «глобальную способность человека разумно действовать, рационально мыслить и справляться с жизненными ситуациями», т.е. как
«умное поведение». Основу интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствии с ними. В этом понимании выделяют два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции на основе этого познания.
Интеллект является одним из самых сложных и многоуровневых образований человеческой психики. По мнению исследователей, в структуру интеллекта входит, во-первых, система психических процессов, при помощи которой человек отражает и познает окружающий мир. В этой системе три базовых блока: внимание, память и мышление. Путь познания – от ощущения (восприятие, представление, воображение) к абстрактному мышлению. Во-вторых, блок оценки ситуации; в-третьих, принятие решения; в-четвертых, регуляция поведения. Завершается вся система интеллекта самооценкой и самоконтролем. Эмоции подключаются к блоку оценки ситуации и принятия решения, а волевой компонент очень важен на стадии принятия решения и регуляции поведения.
В 1938 году Терстоун исследовал различные стороны интеллекта и выделил в нем семь структурных элементов («первичных умственных потенций»):
1. Счетная способность – способность оперировать числами и выполнять арифметические действия;
2. Вербальная (словесная) гибкость – легкость, с которой человек может объясняться;
3. Вербальное восприятие – способность понимать устную и письменную речь;
4. Пространственное восприятие – способность представлять себе различные предметы и формы в пространстве;
5. Память;
6. Способность к рассуждению;
7. Быстроту восприятия сходств или различий между предметами и изображениями.
Как показали дальнейшие исследования, данные элементы связаны друг с другом, что говорит о наличии единого, общего фактора умственной энергии (интеллекта).
В вопросе происхождения и формирования интеллекта в современной психологической литературе преобладает точка зрения, сформированная Р. Кэттелом (1967 г.). По мнению Кэттела, у каждого из нас уже с рожде ния потенциальный интеллект, который лежит в основе нашей способности к мышлению, абстрагированию и рассуждению. Примерно к 20 годам этот интеллект достигает наибольшего расцвета. С другой стороны, у человека при жизни формируется «кристаллический» интеллект, состоящий из различных навыков и знаний, которые им приобретаются по мере накопления жизненного опыта. (Он образуется при решении задач адаптации к окружающей среде и требует приобретения конкретных навыков.)
Структура интеллекта зависит от целого ряда факторов: возраста, уровня образования, специфики, профессиональной деятельности и индивидуальных особенностей.
На развитие интеллекта значительное влияние оказывают следующие факторы.
1. Врожденные:
– генетические факторы наследственности;
– хромосомные аномалии (болезнь Дауна);
– возраст родителей;
– полноценность питания матери в период беременности (недостаток йода может привести к кретинизму);
– болезни матери в период беременности (заболевание краснухой приводит к необратимым дефектам зрения, слуха, интеллектуальных функций);
– злоупотребление в первые месяцы беременности антибиотиками, транквилизаторами, аспирином;
– употребление матерью алкоголя, курение.
2. Характер среды:
– эмоциональное общение новорожденного ребенка с родителями, взрослыми людьми;
– характер и содержание общения ребенка со взрослыми на протяжении последующей жизни;
– социальное положение семьи, определяющее возможности развития ребенка;
– методы обучения, применяемые для развития способностей ребенка, его интеллекта, творческих возможностей.
Уровень развития общего интеллекта часто измеряется через IQ – коэффициент интеллектуальности, который был предложен известным исследователем и автором специализированного теста на интеллект Д. Векслером. В шкале Векслера интеллект измеряется баллами по следующей системе: свыше 135 баллов – одаренность, от 120 до 135 баллов – высокий, от 100 до 120 – средний, от 80 до 100 – низкий. Все, что ниже 80 баллов – умственная отсталость. По мнению психологов, около 30 % людей имеют интеллект между 84-100 баллами, приблизительно столько же от 100 до 116 баллов, что соответствует среднему уровню интеллекта.
Две другие группы (по 16 % в каждой) соответствуют крайним показателям шкалы интеллекта. Представленных в них людей следует рассматривать или как умственно отсталых (IQ= от 10 до 84), или как обладающих высокими интеллектуальными возможностями (IQ = от 116 до 180).
Наиболее распространенными методиками для определения коэффициента интеллекта являются тест Стенфорд–Бине и шкала Векслера.
Психолог Е.И. Степанова выделяет несколько основных периодов интеллектуального развития: 18-25 лет – частая смена подъемов и спадов (через один-два года), неустойчивость и активная перестройка мыслительных функций; 26-35 лет – увеличение устойчивости, некоторое снижение уровня непроизвольной памяти, повышение произвольного внимания, общий подъем уровня развития интеллекта за счет повышения активности процессов мышления, формирование индивидуального стиля умственной деятельности; 36-40 лет – усиление целостности интеллекта, появление зрелости суждений, мудрости; после 40 лет – большее развитие вербального интеллекта, который как бы противостоит процессу старения и ослабления интеллектуальных функций. В старших возрастах по мере накопления жизненного опыта и его профессионализации усиливается влияние индивидуального стиля умственной работы на интеллектуальное развитие человека.
Для того чтобы человек мог долго сохранять интеллектуальный потенциал, необходимо сознательно регулировать процессы накопления и логического преобразования знаний, поддерживать память, вести активную умственную деятельность.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.