История развития системы умственного воспитания дошкольников в России

Наука » Педагогика » Общая педагогика
Главным в умственном воспитании ребенка обозначается не накопление им знаний, умений, навыков, а развитие познавательной сферы. Исторический опыт отражает разные механизмы модернизации системы умственного воспитания. В истории дошкольного воспитания особое место занимает период 50-х - конца 90-х гг. Усложнение содержания начального образования в эти годы поставило на повестку дня проблему подготовки детей к школе в условиях детского сада. И особое место в этой подготовке отводилось умственному воспитанию, так как именно оно приближало дошкольника к деятельности школьника.
В начале 50-х гг. умственное воспитание в программно-методических документах и пособиях по дошкольному воспитанию рассматривалось односторонне как работа над развитием речи.
В 1951 году Усова вводит новую форму работы с дошкольниками – занятие, как систематическое обучение. Занятие явилось переломным этапом в организации работы по умственному воспитанию.
Это повлекло к появлению учебно-дисциплинарной формы организации педагогического процесса. Акцент был сделан на фронтальные занятия, которые ставили воспитателя в позицию оценивающего эксперта, поэтому основной цели не удалось достичь – развитие всесторонне гармонично развитой личности.

Вопросы студентам:
-почему организация занятий повлекло появление в детских садах учебно-дисциплинарной формы организации педагогического процесса? (Занятие – регламентированная форма обучения, где соблюдаются жесткие требования, следовательно, дисциплина стала превыше всего);

-как связана позиция оценивающего эксперта в роли воспитателя с низким уровнем всесторонне гармонично развитой личности ребенка? (Творчество, инициатива детей подавлялась жестким контролем, оценкой воспитателя)

В середине 60-х гг. было дано более глубокое толкование умственного воспитания. Умственное воспитание - понималось как одна из существенных сторон всестороннего развития ребенка и заключалось в сообщении детям знаний и воспитания у них правильного отношения к окружающему миру, в развитии умственных способностей, приучение к умственному труду.
К концу 90–х годов из-за противоречий между целью (всестороннее развитие) и практическим результатом возник принцип гуманизма педагогического процесса. Начали говорить о заранее прогнозируемом результате. Умственное воспитание проводилось в тесной связи с физическим, нравственным, художественным, эстетическим и трудовым. Умственному воспитанию дается новое определение, которое включило все психофизическое развитие детей. Под умственным воспитанием понималось целенаправленное воздействие взрослых на развитие активной мыслительной деятельности детей, а также сообщение ребенку доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных умений и навыков, развитие познавательных способностей. Стали совершенствоваться содержание, формы, методы умственного воспитания, изучение условий и факторов, обеспечивающих полноценное психическое развитие дошкольника в детском саду.
Эти и другие процессы непосредственно и косвенным образом повлияли на развитие теории и практики умственного воспитания в дошкольных учреждениях.

Вопросы студентам:
-почему противоречие между теорией и практикой повлекло к появлению принципа гуманизма в педагогическом процессе? (Для развития творческих способностей у дошкольников необходимо уважение личности ребенка, право на свободу выбора);

-как связан заранее прогнозируемый результат с новой трактовкой определения «умственное воспитание»? В чем главное отличие формулировок определения «умственное воспитание», возникших в 60-е и 90-е годы? (Какое ключевое словосочетание возникло в определении в 90-е года?). (Прогнозируемый результат всегда достигается, если продуманы пути и средства достижения этого результата. Этому способствует целенаправленное (т.е. осознанное, стремящееся к цели) воздействие взрослого на развитие ребенка.)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.