ПРОЯВЛЕНИЯ КОМПЬЮТЕРНОЙ АДДИКЦИИ У ВЫПУСКНИКОВ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наука » Педагогика
Активное развитие информационного пространства, возникшего в конце ХХ века, привело к широкой информатизации населения. Компьютер вошел сегодня в структуру домашней и школьной среды уже как обычный и традиционный ее компонент.
По данным социологов Фонда «Общественное мнение», опубликованных в периодической печати («Российская газета» 2008г.) сегодня почти у трети россиян дома есть компьютер. Почти половина домашних машин (45%) подключена к Интернету. Каждый день компьютер включает половина опрошенных, ещё треть – как минимум несколько раз в неделю ... Чаще всего участники опроса проводят за домашним компьютером 2 часа в день. Впрочем, каждый третий пользователь заявил, что в те дни, когда он пользуется домашним компьютером, он проводит за ним более 3 часов в день. Большинство россиян (41%) считают, что наличие дома компьютера само по себе не может породить никаких проблем. Однако почти треть респондентов (31%) полагают, что проблемы с появлением в доме компьютера всё-таки могут возникнуть. Отвечая на открытый вопрос об этих проблемах, респонденты чаще всего (18%) говорили о возможном ухудшении здоровья пользователей, в частности зрения (10%). Некоторые (5%) участники опроса опасаются «компьютерной зависимости», прежде всего у детей.

Первое исследование феномена зависимости от компьютера было проведено в 1980-х годах английским психологом Робертом Сабби, Исследователь выделил четыре стадии развития психологической зависимости от компьютера и компьютерных игр.
1. Стадия лёгкой увлечённости. Человек получает удовольствие от игры или работы за компьютером. Специфика этой стадии в том, что она носит ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая, постоянная потребность на этой стадии не сформирована и не является значимой ценностью для человека.
2. Стадия увлечённости. Фактор, свидетельствующий о переходе на
эту стадию формирования зависимости, – появление в иерархии потребностей человека новой потребности – в компьютере. Время, проводимое за компьютером на этом этапе, принимает систематический характер. Если человек не имеет постоянного доступа к компьютеру, возможны достаточно активные действия по устранению препятствующих обстоятельств.
З. Стадия зависимости. Эта стадия характеризуется не только сдвигом потребности в компьютере на нижний уровень пирамиды потребностей, но и изменениями в ценностно-смысловой сфере личности. Происходит изменение самооценки и самосознания.
Зависимость может быть социализированной (необходимость общения с единомышленниками, чаще компьютерными фанатами) и индивидуализированной. Для людей с индивидуализированной формой зависимости характерным является нарушение основной функция психики – она начинает отражать не объективную реальность, а виртуальную. Если в течение какого-то времени такой человек не имеет доступ к компьютеру, то он начинает чувствовать неудовлетворённость, испытывает отрицательные эмоции, впадает в депрессию.
4. Стадия привязанности. Эта стадия характеризуется угасанием компьютерной активности человека. Человек на этой стадии «держит дистанцию» с компьютером, однако полностью оторваться от психологической привязанности к компьютеру не может. Это самая длительная из всех стадий она может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.
Специалисты считают, что зависимость от компьютера (психологическая невозможность совладать с желанием насытиться новой информацией) формируется намного быстрее, чем любая другая более традиционная зависимость от курения, алкоголя, наркотиков и т.п. В среднем для субъекта требуется не более полугода-года для становления компьютерным аддиктом. По мнению экспертов Американской медицинской ассоциации, опасность стать зависимым грозит каждому, кто проводит за видеоиграми более двух часов в день.
В настоящее время в России по данным статистики около 600 тысяч человек, зависимых от компьютерных игр, они проводят за ними от 20 до 50 часов в неделю.
Сегодня медики включают пристрастие к видеоиграм (или в психологической терминологии геймер-аддикции) в список официально диагностируемых психических расстройств.
Основными критериями, определяющими данное заболевание,
специалисты считают:
• нежелание отвлечься от игры;
• раздражение при вынужденном отвлечении;
• неспособность спланировать окончание сеанса игры;
• расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления игр и устройств компьютера;
• игнорирование домашних дел, служебных обязанностей, учёбы,
отказ от встреч и договорённостей в ходе игры на компьютере;
• пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном ради проведения большего времени за компьютером;
• злоупотребление кофе и другими подобными психостимуляторами;
• готовность удовлетворяться нерегулярной, случайной и однообразной пищей, не отрываясь от компьютера;
• ощущение эмоционального подъёма во время игры;
• обсуждение игровой тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.
К физическим последствиям компьютерных игр относят «синдром карпального канала» (на последней стадии которого проявляется атрофия мышц ладони); сухость в глазах; головные боли по типу мигрени; боли в спине; расстройства пищеварительной системы, связанные с нерегулярным питанием, расстройства сна. Но это далеко не всё, что грозит игроману. Особенно опасным последствием зависимости становится стремительное разрушение социальных связей, особенно в микросреде существования.

Развитие современного ребенка практически не проходит без взаимодействия с компьютером. Как показывают исследования, около 70% современных первоклассников, проживающих в крупных индустриальных городах, имеют компьютер дома. Стремительное наполнение домашней среды компьютерами (а некоторые семьи имеют уже два компьютера) приводит к существенному изменению среды развития ребенка в семье. Компьютер является не обычным техническим прибором, это оборудование, обладающее неизмеримыми возможностями для предоставления человеку разнообразной информации, ее переработки и транспортировки. Это сложный прибор, облегчающий интеллектуальную деятельность человека. Но, несмотря на свою сложность, он обладает достаточной доступностью для пользователя, которая все более совершенствуется. Поэтому повышается его доступность и для детей. Так, в Интернете уже существует русскоязычный детский портал «ТЫРНЕТ» для детей от 2 лет.
Для детей младшего школьного возраста доступность компьютера предоставляет очень широкие возможности для обучения и развития. Новый уровень информационной среды порождает меньшую информационную зависимость ребенка от окружающей социальной среды, от школы, учителя, давая ему возможность получать любую информацию дистанционно. Но широкая информационная доступность в детском возрасте порождает и значимые проблемы. Ребенок имеет недостаточные психофизические способности и ресурсы для адекватной переработки больших объемов разнообразной информации. Неадекватно организованный режим работы с компьютером также приводит к значительным нагрузкам на неокрепший и несформировавшийся организм и вызывает разнообразные нарушения. Возрастает нагрузка на глаза, на позвоночник, замедляется процесс обмена веществ, нарушается кровообращение нижних конечностей, возникает общая перегрузка ЦНС, особенно процесса возбуждения. Кроме широкого спектра физиологических нарушений, в последнее десятилетие специалисты фиксируют и исследуют психические – компьютерную зависимость. Формы компьютерной зависимости разнообразны, но наиболее ярко проявляющимися являются две: игровая (гейм-) зависимость и Интернет-зависимость.
Особо опасно в детском возрасте развитие гейм-аддикции. Международное сообщество потряс факт смерти китайской девочки от истощения после 7 дней игры в «Warcraft». Традиционно исследователи фиксируют развитие гейм-зависимости в подростковом возрасте [1, 2, 7, 8]. Но в последнее время появилась необходимость исследовать процесс развития компьютерной зависимости на более раннем возрастном этапе – в младшем школьном возрасте [5, 6].
Поэтому нас интересует, как возникает зависимость в детском возрасте и как она проявляется у учащихся начальной школы, т. к. формирование и развитие зависимости искажает поведение ребенка, препятствует становлению ребенка как субъекта школьной жизни, отрицательно меняет весь ход его социализации, и крайне трудно поддается коррекции. С этой целью мы провели в 2008 г. мониторинговое исследование выпускников начальных школ Выборгского района г. Санкт-Петербурга под руководством зам.директора НМЦ района, к.п.н Е.Н. Челак. Базовым методом исследования выступил опросник, специально составленный С.А. Котовой в соответствии с поставленными задачами. Ниже приводим текст опросника, обращенный к младшему школьнику.

Всего в исследовании приняло участие 307 школьников 4-ых классов (156 – мальчиков, 151– девочек) из общеобразовательных школ № 94, 120, 518, 605, лицея №101 и № 486, гимназии № 622
Выборгского района г. Санкт-Петербурга.
По результатам исследования выявилась следующая картина.
• Занятия с компьютером не относятся детьми к значимым видам деятельности (из 10 позиций они получили вес – 5,3). Тем не менее, в свободное от учебы время 48% опрошенных проводят за компьютером более часа ежедневно, а 17% из них уделяет компьютерным играм уже несколько часов, 28% используют компьютер постоянно (каждый день), а еще 25,8% садятся за него более трех дней в неделю, 55% отмечают, что никогда не проводят целый день за компьютером, 34,5% признали, что изредка посвящают компьютеру целый день и еще более 11% респондентов отметили, что делают это часто.
• Примерно 33% опрошенных отмечают появляющееся раздражение, когда те или иные обстоятельства отвлекают их от игры или требуют ее прекращения, 18% признают, что компьютерные игры отнимают много времени и мешают учебе, а еще 50% соглашаются с тем, что компьютерные игры отвлекают от учебы, но не слишком;
33% отвечают, что не задумывались над этим.
• Около 65% легко покидают компьютер по просьбе родителей, но
14% признаются, что отрыв от компьютера им дается с большим трудом и спорами.
• 46% отметили, что игра за компьютером помогает им отвлечься от проблем, школьных и домашних обязанностей (10% из них выразили устойчивость этого факта, а 15 % подтвердили, что в большинстве случаев это именно так).
• 25% используют компьютерные игры для снятия усталости и раздражения после школы. Еще 25% – чтобы занять свободное время.
44% отметили, что проводят за компьютером время, чтобы научиться им хорошо владеть.
• 67% школьников оценивают компьютерные игры как игровую реальность, но уже 27% отмечают, что иногда реальность и игра переплетаются в сознании настолько, что признают появление состояния, когда кажется, что все происходящее в игре полная реальность.
• 75% младших школьников не готовы нарушить свои режим питания ради компьютерного развлечения. 21,5% констатируют, что периодически нарушают режим питания, включаясь в компьютерные игры.
• 20% опрошенных активно обсуждают с друзьями компьютерные новинки, а 30% еще не вносят эту тему для обсуждений.
• 33% констатируют появление отрицательных эмоций на замечания взрослых по поводу длительности времени, проводимого за компьютером, а 7% отметили возникающее при этом сильное раздражение.
15% отметили полное безразличие к замечаниям взрослых.
• У 62% школьников контролирует их времяпровождение за компьютером мать, еще у 22% отец. По 7-8% выборов получили второстепенные члены семьи (братья, сестры, бабушки, дедушки).
• 43% отметили, что осваивают компьютер самостоятельно. И это большая группа социального риска, т. к. при этом создается основа для бесконтрольного овладения и выхода в Интернет-пространство;
37% учатся у родителей, а 29% узнают приемы работы от учителя
(это говорит о снижении лидирующей роли педагога в обучении информатике детей уже на этапе начальной школы).
• 77% опрошенных констатировали умение выходить в Интернет самостоятельно, а 67% подчеркнули, что делают это довольно часто.
30% школьников отметили, что не могут выйти самостоятельно в
Интернет.
• 32% выпускников начальной школы проявляют совокупность неблагоприятных характеристик и по этому показателю могут быть отнесены к категории лиц, предрасположенных к аддикции. Из них около 20% опрошенных по предварительной оценке имеют начальный уровень компьютерной зависимости.
Статистические вычисления по данным исследования были выполнены на базе статистического пакета Statistica 6.0.


Результаты факторного анализа показали значимые гендерные отличия. Компьютерной зависимости преимущественно подвержены мальчики (степень значимости различий р =0,05.
Оценка влияния степени разнородности характера образовательных учреждений на развитие компьютерной аддикции с помощью факторного анализа показала, что от общего массива школ отличается только 622 гимназия, где процент учащихся группы риска значимо ниже ( р =0,0001) .
Все остальные учреждения не дают статистически значимых различий по изучаемым показателям. Можно констатировать, что тип образовательного учреждения и характер воспитательной работы может являться одним из факторов, влияющих на развитие аддикции, но этот фактор не выступает основным и характер влияния его характеристик как системной организации требует дополнительного широкого изучения.


Выводы:
1. В результате проведенного исследования выявлено, что симптомокомплекс компьютерной аддикции может формироваться в младшем школьном возрасте.
2. Ведущей характеристикой комплекса выступают временные параметры, т. е. аддикция напрямую зависит от длительности и частотности включенности ребенка в этот вид игровой деятельности.
3. Наиболее склонны к развитию аддикции мальчики, различия с девочками носят статистически значимый характер.
4. На развитие аддикции влияет характер руководства взаимодействием с компьютором со стороны взрослых (родителей, педагогов).
5. Необходима систематическая комплексная воспитательная работа с 1 класса педагогов начальной школы в сотрудничестве с родителями по профилактике гейм-аддикции, направленная на повышение безопасности ребенка в овладении столь сложным техническим инструментом.
Библиографические ссылки
1. Захарова Т., Медведева С. Игромания: зависимость от компьютерных игр // Социальная педагогика. 2008. № 2.
2. Керделлан К., Грезийон Г. Дети процессора. – Екатеринбург.: УФактория. 2006.
3. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Жизненные ловушки зависимости и созависимости. – СПб.: Речь. 2002.
4. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Стратегии коррекции созависимости. – Новосибирск: Изд-во НГПУ. 2002.
5. Котова С.А., Воронина С.М., Галичанина Л.А. Младший школьный возраст как источник подростковых проблем и тенденций развития аддикций // Материалы научно-практического семинара «Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития» 29-30 октября 2008 г. – СПБ.: Изд-во «7 студия РИК».
2008.
6. Котова С.А. Проблемы влияния информационных технологий на социализацию младших школьников // Мат-лы XI Санкт-Петербургской Междунар.конф. «Региональная информатика – 2008», 22-24 октября 2008г. – СПб. 2008.
7. Могилева В.Н. Психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста и их учет в работе с компьютером. – М.:
Академия. 2007.
8. Сорокина Н.В. Социально-психологические особенности подростков, относящихся к группе риска по компьютерной зависимости / Материалы научно-практического семинара «Диагностика, коррекция и профилактика аддиктивных форм поведения и развития» 29-30 октября 2008 г. – СПБ.: Изд-во «7 студия РИК». 2008.
9. Subby R. Inside the Chemically Dependent Marriage: Denial a. Manipulation.In Co-Dependency: An Emerging Issue. Pompano Beach, Fla.: Health Communications. 1984.

Источник: С. А. Котова (г. Санкт-Петербург)
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.