Девиантное поведение учащихся учреждений среднего профессионального образования как социальнопедагогическая проблема: стратегии профилактики и коррекции

Наука » Педагогика
Важным направлением социально-педагогической работы в образовательном учреждении является профилактика девиаций, которая строится на выявлении совокупности всех причин, побудительных мотивов, обстоятельств и факторов, составляющих явные или скрытые механизмы поведения личности, не соответствующего принятым в обществе нормам или правилам.
Девиантное поведение – разновидность ненормативного поведения индивидов или социальных групп, характеризуемого отклоняющимися от общепринятых или подразумеваемых норм действиями, вызывающими ответные реакции со стороны группы, организации или общества в виде неодобрения и социальных санкций. Поведение приобретает характер девиации только в соотнесении с нормами общества, при наличии реакции со стороны группы или организации. Следовательно, точкой отсчета в процессе определения форм девиации являются нормы, выработанные культурой
– запреты и предписания, исполнение которых необходимо для совместного существования и выживания человека и социума. Культурная норма возникает как ответ на проблемы жизнедеятельности социума. Она выражает представление о должном, желательном, выступает в качестве стандарта социально-культурной деятельности, регулирующего поведение людей, исполнение которого выступает фактором их принадлежности к конкретным социальным и культурным группам. Многообразие социальной реальности, социальных потребностей порождает и многообразие норм, которые отличаются друг от друга по уровню обязательности выполнения, по степени свободы их выбора в неопределенных ситуациях. При этом социальные нормы носят запретный характер, контролируются обществом, которое за их нарушение предусматривает определенные санкции. Этические нормы более индивидуальны, предполагают внутренний выбор личности, регулируются совестью, контролируются религиозным сознанием. Нравственные нормы формирует семья, образовательные институты, они корректируются под влиянием субкультурных сообществ, личного опыта жизнедеятельности. Категоричность нормы обусловлена различными контекстами – историческим, конфессиональным, этническим, возрастным, бытовым, профессиональным.
Девиация как разновидность ненормативной активности личности и атрибут зависимого поведения выполняет компенсаторные, защитные и адаптивные функции. «Девиации (флуктуации в неживой природе, мутации – в живой) являются всеобщей формой, механизмом, способом изменчивости, а, следовательно, и жизнедеятельности, развития каждой системы» [1, с. 24]. Девиантное поведение является аддиктивной формой активности (от лат. addictus – зависимый, пристрастившийся к чему-либо, полностью преданный, порабощенный, лишенный) и охватывает различные формы зависимого поведения как химического, так и нехимического характера [2]. В основе всех видов и форм девинатного поведения как аддиктивной активности лежит глубинный психологический механизм идентификации личности с значимыми элементами социально-культурной среды (кумиром, референтной группой и т. д.). Дефицит позитивной идентичности рождает синдром зависимости, которая выступает псевдокомпенсаторным механизмом обретения личностного Я. Ведущая мотивационная предпосылка формирования зависимого поведения связана с опытом переживания вседозволенности, «избыточности» возможностей удовлетворения потребностей в ситуации отсутствия помех и препятствий. В широком смысле девиант – любой человек, демонстрирующий ненормативную активность. Разновидностью девиантной активности является асоциальное поведение, для которого характерно частое попадание его носителя в зону конфликтов с окружающими. Действия, которые совершает индивид, либо для него самого неожиданны, либо эти действия рассматриваются индивидом как норма (при нарушении функции социализации в семье). К такому поведению следует отнести и потребление психоактивных веществ (алкоголя, табака, разного вида наркотиков и т. п.), а также действия сопровождающие либо тесно связанные с таким потреблением. В психолого-педагогическом контексте под девиантным поведением следует понимать все формы активности личности, не соответствующие социально-культурным нормам общества и вызывающие ответные реакции в виде неодобрения или социальных санкций.
В социологических концепциях (в частности, в теории аномии Р. Мертона) причиной девиации считается разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми (легальными или институциональными) средствами их достижения (см. тр. Г. И. Григорьева, 2008; В. И. Евдокимова, В. В. Зайцева, 2007; Б. Д. Карвасарского, 2000, 2006). Типология поведения личностей в зависимости от их отношения к целям и средствам включает пять классов. Конформист принимает как культурные цели, так и институциональные средства, одобряемые в обществе, и является лояльным членом общества. Новатор пытается достигнуть культурных целей неинституциональными средствами (включая незаконные и криминальные). Ритуалист принимает институциональные средства, которые абсолютизирует, но цели, к которым он должен стремиться с помощью этих средств, игнорирует или забывает. Изолированный тип отходит как от культурных, традиционных целей, так и от институциональных средств, необходимых для их достижения. Мятежник пребывает в нерешительности относительно как средств, так и культурных целей. Бунт такого типа проявляется в виде отчуждения от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств. Он отступает от существующих целей и средств, желая создать новую систему норм и ценностей и новые средства для их достижения [4, с.122–123]. При этом люди никогда не могут быть полностью конформными к нормативной культуре или быть полными новаторами – конформизм и девиация – это как «две чаши одних и тех же весов» (Н. Смелзер). В каждой личности присутствуют в той или иной степени все перечисленные типы, однако в поведении обнаруживается доминирование одного из них. Следовательно, девиация не является продуктом абсолютно негативным, отрицанием общепринятых стандартов.
Согласно культурологическим объяснениям, девиации имеют место, когда индивид идентифицирует себя с субкультурой, нормы которой противоречат нормам доминирующей культуры. В значительной степени фактором расширения социальной базы носителей девиантного поведения является «негативная социализация» – определенная часть людей усваивает ценности «девиантной» субкультуры, попадая в соответствующую среду.
Среди психологических концепций формирования наркотической зависимости можно отметить концепцию локуса контроля, сформировавшуюся в рамках когнитивного подхода. Так, по мнению Дж. Роттера, одни люди приписывают свой образ действий внутренним причинам, другие объясняют его внешними обстоятельствами. Зависимые относятся ко второй группе – они убеждены в том, что в их ненормативном поведении виноваты другие. Поэтому одной из причин их неспособности отказаться от наркотиков или игровой зависимости является отсутствие внутреннего контроля. Данный подход помогает в определенной степени раскрыть сложность взаимодействий между человеком и возникающими ситуациями. Психоаналитический подход объясняет возникновение зависимости дефектом в психосексуальном созревании, ведущим к оральной неудовлетворенности, что приводит к оральной фиксации. Другим объяснением зависимого поведения в рамках психоаналитического подхода является фиксация на анальной либо на анальной и оральной стадиях развития одновременно. Следовательно, зависимость рассматривается как регрессия.

Стремительное распространение девиантных форм поведения обусловлено одновременным существованием нескольких групп факторов, среди которых системный кризис общества, снижение жизненного уровня населения, особенности юношеского возраста и т. д. Каждый из этих факторов, взятый в отдельности, не является однозначно провоцирующим спектр зависимого поведения и не может рассматриваться в качестве непосредственной причины наркотизации, игромании или алкоголизма, но эти факторы в совокупности создают общую негативную ситуацию, в которой проходит детство и юношество в современной России, их одновременное воздействие порождает благоприятные условия для расширения форм отклоняющегося поведения.
Профилактика в широком смысле слова трактуется как «совокупность предупредительных мероприятий, направленных на сохранение и укрепление нормального состояния порядка» [5, с.26],
«система государственных и общественных социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленных на повышение уровня здоровья населения и предупреждение заболеваний» [6, с. 31]. Профилактика девиантного поведения является обязанностью, составляющей повседневную работу всех социальных организаций и учреждений, в том числе и образовательных.
В последние два десятилетия пространство девиации существенно расширилось. К очевидным химическим зависимостям сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и зависимостей, таких как игромания, шопинг, интернет-зависимость и др. Сегодня в сферу подростковой девиации втягивается все большее количество молодых людей, целенаправленно объединяющихся для совершения преступлений, криминальная активность малолетних правонарушителей сопоставима с преступностью взрослых. Особую тревогу вызывает рост зависимых форм и способов самовыражения и образа жизни молодежи, разрушительно воздействующих на здоровье и психику молодого человека (алкоголизм, наркомания, игровая зависимость, агрессивное поведение и т. д.). Общественная значимость данной проблемы определяется теми долгосрочными социальными и личностными последствиями, которые выводят из общественного бытия наиболее дееспособную часть населения, препятствуют процессу интеграции молодого человека в общество, неизбежно сопровождаются биологической, генетической и социальной деградацией личности.
Особенно неблагоприятная ситуация складывается в системе среднего профессионального образования. В частности, исследования фиксируют среди учащихся профессиональных училищ и средних специальных учебных заведений максимально высокую группу риска (около 20% от общего их числа, в то время как в школе среди старшеклассников группа риска составляет 5–6 %). При этом проблема использования превентивных педагогических программ в сфере образования остается одной из самых сложных в методологическом и технологическом смысле, и не только в России, но и в западных странах.
Стремительное распространение зависимых форм поведения обусловлено воздействием нескольких факторов. В психологопедагогической плоскости важнейшим фактором является качество среды – образовательной, семейной, субкультурной и т. д. Культурно-образовательная среда выступает для учащегося важнейшим пространством социализации и самореализации личности. Значимость средового подхода в педагогике профилактики зависимого поведения определяется также характером экспансии ненормативного поведения. В частности, зависимость можно рассматривать как
«социальную инфекцию», распространение которой происходит внутри социальных групп. По мнению психологов, изучавших взаимосвязь патопсихологии и криминальных отклонений в поведении человека, нравственное и психическое здоровье населения относится к наиболее важным субъективным факторам, влияющим на совершение преступления. Нарушения психики человека могут вызвать и такие социальные отклонения, как уход в себя (аутизация) или из общества, от людей («биологический» – самоубийство, «социальный» – систематическое бродяжничество), либо активную защиту в виде агрессии. Существенным фактором девиантного поведения являются актуальные личностные проблемы, не решаемые в основных сферах жизнедеятельности. Фрустрированная личность начинает реагировать на окружающий мир враждебно, замыкается в себе, что ведет к психической деградации. Для таких людей ролевая игра или наркотик становятся средством, освобождающим от фрустрации путем достижения эйфории или переживания желаемых ситуаций в виртуальном мире игры. Следует учитывать также, что

одним из условий воспроизводства психической зависимости выступает наличие глубинного конфликта на интраиндивидном уровне между различными аспектами личности.
В создавшейся ситуации наиболее актуальными и социально
значимыми задачами является профилактика девиации в рамках образовательных учреждений, где учащиеся находятся в зоне потенциального влияния педагогического коллектива. В педагогическом плане под профилактикой подразумевается научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение ненормативного поведения, сохранение, поддержание и защиту качественного уровня жизни и здоровья людей, содействие в раскрытии внутреннего потенциала личности. Особую роль здесь могут сыграть социально и личностноориентированные технологии, способные в совокупности минимизировать воздействие деструктивных факторов и создать благоприятные условия для социализации и самореализации личности. Для выработки педагогически эффективных мер воздействия на учащуюся молодежь необходимо: комплексное изучение сущности, специфики и областей проявления девиантного поведения современной молодежи в условиях перехода российского общества к рыночным отношениям; исследование особенностей подростковой девиации, обусловленных воспитанием в семье, личностными характеристиками, социально-психологическими условия социализации в неформальной группе; разработка методологии профилактической деятельности; адаптация сложившихся в других областях практики эффективных социальных технологий влияния на сознание и поведение личности. Профилактическая работа в образовательном учреждении может быть эффективной при условии взаимодополнения огромного потенциала педагогического наследия и эффективных социальных технологий, сформировавшихся вне педагогического знания.
Таким образом, объективными факторами актуальности проблемы разработки методологии и технологической базы профилактики девиантного поведения учащейся молодежи являются: рост количества и расширение спектра деструктивных и зависимых форм девиантного поведения, омоложение и феминизация социальной базы девиации; утрата мировоззренческой целостности педагогики и сужение спектра эффективных практик воздействия на сознание и

поведение личности; слабая включенность результатов современного гуманитарного знания в современный методологический и технологический арсенал педагогики; неразработанность методологических и технологических основ профилактики девиации в рамках педагогического знания; отсутствие в современном педагогическом знании эффективных социально-культурных технологий профилактики и коррекции отклоняющегося поведения, адаптированных к специфике образовательных учреждений и соответствующих масштабу и глубине проблемы.
В качестве самостоятельного объекта педагогических исследования выступают подростковые формы отклоняющегося поведения, которые являются результатом неблагоприятного психосоциального развития и нарушений процесса социализации, что выражается в различных видах подростковой дезадаптации уже в достаточно раннем возрасте. Подростковая дезадаптация проявляется в затруднениях в усвоении социальных ролей, учебных программ, норм и требований социальных институтов (семьи, школы и т. д.), выполняющих функции институтов социализации. В зависимости от природы и характера дезадаптации выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию, которые могут быть представлены как отдельно, так в сложном сочетании. Психосоциальная дезадптация связана с половозрастными и индивидуальнопсихологическими особенностями подростка, которые обуславливают их определенную нестандартность, трудновоспитуемость, требующих индивидуального педагогического подхода, а в отдельных случаях – специальных коррекционных психологических программ.
Педагогическая профилактика зависимого поведения в образовательном учреждении есть специфическая социокультурная и социально-психологическая практика помощи личности учащегося в критических жизненных ситуациях, деятельность педагогов по минимизации деструктивных факторов внешней среды. Ее особенности состоят в том, что она рассматривает личность с зависимым поведением как носителя целостного жизненного мира, в структуру которого встроен определенный симптом «критических ситуаций»; выстраивает диалог на основе понимания и сопереживания проблемам и ожиданиям субъекта и постоянной рефлексии совместного опыта взаимодействия; исповедует сопереживающую (деятельноучастную) позицию педагога, его деятельную включенность в судьбу учащегося.
Результаты многолетнего педагогического эксперимента, проведенного на базе Российского колледжа традиционной культуры, позволили сформулировать условия и мероприятия, способные минимизировать факторы девиантного поведения и обеспечить позитивное становление личности учащихся. В качестве приоритетных направлений (и соответствующих задач) педагогики профилактики девиантного поведения в образовательном учреждении следует рассматривать:
– повышение референтного статуса образа жизни молодых людей, исключающего курение, потребление алкоголя и наркотиков. Для этого необходимо позиционировать высокое качество и привлекательный стиль жизни без наркотиков, игровой зависимости, проституции и других девиаций. В нем должны доминировать духовность, здоровье и любовь;
– формирование культуры духовной безопасности, способности противостоять разрушительным жизненным соблазнам. Большинство молодых людей сознательно отвергает употребление наркотиков. Их разумное решение основано на свободе выбора. В идеале каждый молодой человека должен сделать свой выбор. Криминализации мира и экспансии наркоиндустрии можно противопоставить только сознание, добрую волю и свободный выбор личности, сформировавшейся духовно;
– позиционирование элементов зависимого поведения как атрибута социально и духовно неполноценной личности, не имеющей возможностей на осмысленное существование;
– формирование в образовательном учреждении общественного мнения нетерпимости любых девиаций, осуждения пьянства, потребления наркотиков, курения;
– создание предельно отрицательного образа наркоторговца и наркодельца, окружив его ненавистью и презрением (с помощью СМИ, используя возможности художественных произведений, и прежде всего фильмов, в рамках пропагандистских мероприятий на площадках образовательных учреждений и т. д.);
– квалифицированная пропаганда здорового образа жизни и активное противостояние растлевающему влиянию телевидения и других средств массовой культуры;

– обеспечение максимального включения учащейся молодежи в работу самодеятельных объединений и клубов по интересам, участие в коллективных формах деятельности образовательного учреждения. Создание в сфере досуга пространства свободного выбора и эксперимента. В любительском объединении учащийся может экспериментировать, реализовывать различные стили поведения, искать собственное амплуа, приобретая тем самым социальный опыт и не испытывая при этом репрессию обратной связи в виде негативной оценки своего поведения;
– организация системы первичной профилактики наркологической зависимости, включая психолого-педагогическую диагностику, профилактические программы информационно-просветительского характера с участием специалистов-наркологов, психологов, педагогов, работников культуры, средств массовой информации и общественных организаций;
– концентрация педагогических усилий на младших курсах как наиболее опасной возрастной группы с точки зрения вовлечения в наркоманию;
– своевременная и грамотная психологическая помощь учащимся в решении личностных проблем. Усилия педагога в ситуации переживания учащимся значимых личностных проблем должны быть направлены не столько на проработку критической ситуации, в которой оказался учащийся, сколько на помощь ему осуществить переход в новое измерение его жизненного мира, помочь поменять психологический статус критической ситуации, снизить ее остроту, подключив к работе переживания дополнительные личностные ресурсы;
– работа с внешними средами по обеспечению безопасности учащихся от внешних угроз (правовая защита законных прав и интересов, оказание экстренной помощи, противодействие разрушению физического, психического, нравственного здоровья в агрессивных социальных средах и т. д.);
– педагогически грамотная и психологически оснащенная индивидуальная работа по диагностике различных форм зависимого поведения и помощь учащемуся в осознании меры девиации. Проблема здесь заключается в том, что значительная часть учащихся группы риска не считает себя трудными, т. е. не осознает (по ряду причин) собственные недостатки и не видит элементов девиации в своем поведении. Поэтому одна из первых задач технологии – демонстрация учащемуся его недостатков, отклонений от нормы. Указанный способ работы открывает для учащегося поле деятельности, предоставляя ему при этом возможность выбора новых образцов, демонстрируя преимущества социально-нормативного образа жизни;
– введение процедуры недобровольного наркологического освидетельствования учащихся (наряду с принципами добровольности и конфиденциальности) с использованием современных технологий наркологического мониторинга с целью создания адекватной системы социально-педагогических и профилактических программ;
– целенаправленная работа с учащимися по гармонизации индивидуального и социального в мотивации и деятельности учащихся – за счет минимизации вектора индивидуальности (доминирование которого связано с определенными гедонистическими формами зависимого поведения) и наращивания психологического и коммуникативного опыта «социальной ответственности». Дело в том, что росту девиантных форм поведения в социальнокультурной плоскости способствует изменение в обществе ценностей по оси «индивидуализм-коллективизм» в сторону большего индивидуализма. Следовательно, усиление социальной направленности личности учащихся можно рассматривать в качестве аксиологического ресурса профилактики девиации. Включение человека в социальное проектирование и активизация конструктивных социальных коммуникаций существенно расширяет личностные потенциалы, сокращая «зону риска» для появления девиантного поведения.
Таким образом, профилактика девиантной активности и сокращение «зоны риска» возникновения зависимого поведения предполагает целенаправленные усилия педагогического коллектива, направленные на корректировку ценностно-нормативной модели личности путем формирования социальной направленности и конструктивных социальных коммуникаций, духовно-нравственного развития учащихся; защиту от влияния внешних провоцирующих факторов; компенсацию психологических качеств, способствующих формированию ненормативной активности; оптимизацию культурнообразовательной среды, которая для учащегося является основной

сферой жизнедеятельности (создание благоприятного социальнопсихологического климата, повышение референтного статуса образа жизни молодых людей, исповедующих нормативные и личностно созидательные способы самореализации); оснащение личности способами и приемами сохранения социальнонормативных параметров стиля жизни и техникой «духовной безопасности» в условиях провоцирующей среды и в ситуации воздействия неблагоприятных факторов социальной и психологической природы.


Список литературы
1. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // соц. исследования. – 1999. – № 4. – С.24.
2. Нагаев В.В., Толстов В.Г., Толстов В.В. Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов // Вестник психосоциальной и коррекционной работы. –
2001. – № 3. – С. 31.
3. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / под ред. С. В. Березина, К. С. Лисецкого, И. Б. Орешниковой. – М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2000.
4. Смелзер Н. Социология. – М.: Феникс, 1994. – С.208.
5. Толковый словарь / под ред. С.И. Ожегова. – М., Просвещение, 1998. –
С. 26.
6. Фролов С.С. Социология. – М.: Логос, 1996. – С. 122–123.

Источник: В. Д. Гатальский
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.