Структурированный, незамаскированный опросы

Наука » Маркетинг » Маркетинговые исследования
Этот метод наиболее распространен. Всем респондентам предлагаются вопросы в одинаковом порядке, в одинаковой формулировке. Цель таких опросов – получить ответы на один и тот же вопрос. Например, если одного человека спросили, пьет ли он апельсиновый сок, а другого – пьют ли в его семье фруктовые соки, то такие ответы будет трудно обобщить.

Типовые вопросы таких анкет – вопросы с фиксированными альтернативами (Например, Да , нет , не знаю ). На такие вопросы легко отвечать, их легко табулировать; скорее всего, при повторном опросе будут получены те же самые ответы.

Достоинства вопросов такого типа.

- Надежность, обусловленная наличием рамок ответа. На вопрос

Как часто Вы смотрите телевизор?___________________

будут получены ответы: часто, каждый день, 2 часа в день. Их очень трудно обрабатывать. Лучше задать рамки:

ежедневно ________________________________ ,
не реже трех раз в неделю ________________________ ,
около одного раза в неделю _______________________ ,
реже ________________________________ .

Тогда Вы получите надежные ответы, которые к тому же легко обрабатывать и сравнивать.

- Прояснение сути вопроса. Например,

Ваше семейное положение:
одинокий , женат (замужем) , вдов , разведен .

Недостатки вопросов с фиксированными альтернативами.

- Снижение достоверности ответов, так как респондент мог думать не совсем то, что имеется в вариантах ответа или даже совсем не то; у него могло быть особое мнение. Пункт нет мнения стараются не использовать в анкетах, чтобы не было соблазна отметить его, не думая.

- Бывает, что правильного ответа респондент не может найти из-за ошибки в предварительных исследованиях. Здесь мало спасает и пункт другое .

- В одном варианте ответа могут содержаться различные мнения: Так, ответ больше включает диапазон от «чуть-чуть больше» до «много-много больше».

Таким образом, вопросы с фиксированными альтернативами хороши для определения фактов (возраста, образования), четкого мнения и малопригодны для исследования мотивации, отношения, намерений, поведения.

Источник: Н. В. Павлов, Санкт-Петербург, Издательство СПбГТУ, 2005
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.