ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА

Наука » Экономика
ФИНАНСОВАЯ ПИРАМИДА, сомнительная сделка, способ наживы, применяемый финансовыми компаниями. Суть его состоит в том, что нижние слои пирамиды, покупая ценные бумаги, выпускаемые её устроителями, тем самым оплачивают дивиденды верхних слоев этой пирамиды, т. е. тех, кто ранее приобрёл эти ценные бумаги. Поступления денежных средств от продажи ценных бумаг нижним слоям пирамиды частично идут на неуёмную рекламу, частично - в доход финансовой компании. Пирамида рано или поздно обречена на разрушение. При этом участники нижних слоев теряют все свои вложения, а компания либо терпит крах, либо приступает к созданию новой пирамиды. Законодательством ряда стран пирамидальные финансовые операции запрещены.

Существование финансовых пирамид возможно при достаточно развитой системе кредитных отношений. Основой их возникновения служит отрыв объёмов выпуска ценных бумаг от их реальной обеспеченности; необходимым условием - существование акционерных обществ и товариществ на паях, которые получили широкое распространение в начале 19 в. в Великобритании, а затем во Франции. Огромную известность получила крупная жульническая афера "Панама". Для сооружения Панамского канала во Франции в 1879 г. была создана акционерная компания. Правление компании попыталось скрыть тяжёлое финансовое положение, вызванное различного рода хищениями и злоупотреблениями. С этой целью правление подкупило французских министров, сенаторов, депутатов, редакторов газет и сумело создать видимость процветания, а это, в свою очередь, привлекло новые средства. Крах компании в 1888 г. разорил десятки тысяч мелких держателей акций. Ещё целый век "панама" как слово нарицательное звучало синонимом жульничества, финансового мошенничества.

Срок деятельности пирамиды разбит на три этапа. На первом этапе выплата дивидендов осуществляется во всех пунктах по обслуживанию акционеров. Начальные суммы вкладов, как правило, невелики и почти сразу же опять вливаются в пирамиду, возрастая при этом в несколько раз. Через средства массовой информации организуется реклама высокодоходной фирмы, в которую население обязательно должно вложить свои деньги. Реклама срабатывает и увеличивается спрос на эти "акции". Спрос растёт в геометрической профессии и новые вклады позволяют рассчитаться с первоначальными вкладчиками. На втором этапе, в самый разгар ажиотажа, когда число желающих поучаствовать и сами суммы вкладов резко возрастают, происходит "разделение" пунктов по обслуживанию акционеров. Причём число пунктов выплаты дивидендов сокращается, а число пунктов приёма вкладов увеличивается. Через некоторое время наступает предел насыщения рынка этими "акциями". Кроме того, появляются новые фирмы подобного рода, конкуренты, которые сулят более высокий процент дохода. Наступает третий этап. Как только скорость роста числа новых участников замедляется и разница между денежными поступлениями и выплатами снижается, организаторы начинают сворачивать свою деятельность: резко уменьшается число пунктов по выплате дивидендов, сокращается время их работы, снижаются размеры самих дивидендов. Организаторы фирмы мотивируют эти ограничения временными трудностями, которые в ближайшее время будут "преодолены". Делается это для того, чтобы успеть принять деньги от тех, кто ещё по инерции несёт их в пункты приёма. Как только объём поступлений сокращается до определённого уровня, пирамида прекращает свою деятельность. Те держатели "акций", которые "уложились" в первый этап деятельности пирамиды и составили верхние её слои, действительно смогли удвоить и утроить свои доходы. Ну а те, что купили их в последние месяцы, лишились не только доходов, но и вложенных денег, которые превратились в пустые бумажки. В РФ типичными представителями таких пирамид в 1993-95 гг. были "Чара", "Тибет" и "МММ". За обман акционеров учредители этих пирамид были привлечены к уголовной ответственности. Возникновение финансовых пирамид по сути своей базируется на стремлении людей к лёгкой наживе. Вспоминаются слова французского писателя О. де Бальзака, который писал, что "мы живём в эпоху "корыстолюбия", когда жадность акционера, стремящегося к наживе, не уступает жадности учредителя, который ему эту наживу сулит". Т. В. Смирнова.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.