СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ

Наука » История » Всемирная история
СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ

В зале предков в доме Ян Цзяня, полководца государства Северное Чжоу, наследственного правителя удела Суй, на возвышении стояли деревянные дощечки с именами его умерших пра­родителей. Перед табличками не раз благоговейно склонял колени Ян Цзянь, докладывая душам предков о победах и испрашивая помощи в новых начинаниях. В 581 г. он захватил северочжоуский престол и провозгласил себя государем. Души усоп­ших, должно быть, испытали безмерную радость, когда однажды Ян Цзянь доложил им: «Теперь я ди — владыка. Подвластен Север Поднебесной мне!» Распространив свою власть на Северный Ки­тай, в 589 г. он предпринял поход на юг, сверг южную династию Чэнь и пленил её правителя Хоу Чжу. Теперь, перед священными табличками, ко­торым поклонялся Ян Цзянь, покорно склонил голову правитель южных земель. Так Ян Цзянь уведомил предков, что противник его повержен и с двоевластием в Поднебесной покончено. Китай вновь стал единым под властью основанной им династии Суй. Шёл 589 год.

Как повелось, первый правитель суйского Китая Вэнь-ди (так стал именоваться Ян Цзянь) облегчил налоги. Сам государь подавал пример скромности в одежде и еде. Однако вскоре он был убит своим сы­ном Ян Гуанем, правившим под именем Ян-ди, ко­торый повёл себя иначе. Он не жалел средств на украшение своего дворца и парков. На перестройке города Лояна трудилось 2 млн. человек. По жела­нию Ян-ди деревья там цвели и зеленели круглый год: зимой листья и цветы делались из шёлка. В одном уезде были перебиты все птицы: их пух по­шёл на государевы одеяла.

Одержимый идеей соединить две великие реки Китая — Янцзы и Хуанхэ, Ян-ди распорядился строить Великий канал. Но и это полезное начи­нание стало ненавистным народу. На принудитель­ные работы сгоняли даже женщин. Множество лю­дей погибло от непосильного труда. Тяжёлым бре­менем на плечи народа ложилась огромная дань, которую суйский двор уплачивал своим соседям -тюркам, чтобы избежать войн с ними.

Ратными успехами империя Суй не прослави­лась. Воевать с Кореей было отправлено 1 млн. сол­дат на 300 судах. Итог войны не оправдал затрат и людских потерь. Народ ответил на корейские похо­ды восстаниями. А сам хуанди Ян-ди был продер­жан тюркским ханом Шиби в осаде месяц у «внут­ренней» Великой стены. Её построили по приказу Ян-ди ценой огромных человеческих жертв, как вторую линию обороны против кочевников с севера. Выпустив его, тюрки не оставили в покое Китай. Усмирить их обязали воеводу Ли Юаня, в роду ко­торого были инородцы-кочевники. Но, чтоб одолеть тюрок, у Ли Юаня войск оказалось маловато. Сын Ли Юаня Ли Шиминь дал отцу совет: «Помирись с каганом тюрок и трон займи китайский». Поутру, после бессонной ночи, Ли Юань изрёк: «Пусть будет так, как ты сказал. Или погибнет вся наша семья, или стану я владыкой Поднебесной».

Ян-ди в это время был далеко за пределами сто­лицы. Любуясь в зеркало, он молвил: «Желаю знать, кто поимеет честь с плеч голову мне снять? » И вскоре был убит приближёнными. Суйская ди­настия не просуществовала и 30 лет.

Трон императора Китая занял Ли Юань под име­нем Гао-цзу. Он положил начало правлению динас­тии Тан (618—907 гг.). В числе первых смену влас­ти испытали на себе буддийские монахи. Усматри­вая в них угрозу благополучию страны, он закрыл многие буддийские монастыри и приказал их обитателям вместо молитв заняться полез­ными делами.

В наследство дому Тан досталась хо­зяйственная разруха. В ряде мест пустовали земли. В казну поступало мало доходов. Выход из создав­шегося положения новые правители усмотрели в уравнительном землепользовании: землю получали прежде всего бедные и те, кто платил налоги и отбы­вал повинности. Порядок уравни­тельного землепользования привя­зывал крестьянина к земле, застав­лял нести государственные повин­ности, платить земельный налог и промысловую подать. Постепенно трудом крестьян пустоши стали пашнями, приносившими большие урожаи. Возросли и доходы казны.

Китай в годы могущества дома Тан был ведущей державой Восточ­ной Азии. Успешно развивалась морская торговля. Экономический подъём способствовал развитию го­родов — центров торговли и ремес­ла, оказал большое влияние на раз­витие культуры. Недаром Танский период называют «золотым веком» поэзии.

Для государственной власти ха­рактерно создание системы кон­курсных экзаменов, что вело к воз­никновению лично преданного правящей династии учёного сословия.

Однако система уравнительного землепользова­ния не закрепилась в стране. Упадку и исчезнове­нию её способствовали угнетение крестьян крупны­ми землевладельцами и чиновниками, самовольные захваты земли власть имущими, скупка наделов купцами и ростовщиками, растущие налоги в каз­ну. Простому труженику пришлось оплачивать по­том и кровью честолюбивые устремления танских императоров.

Расширение пределов Китая, увеличение данни­ков из числа иноземных правителей было целью внешней политики династии Тан в течение почти 300 лет её существования. Отказ правителя Кореи считать себя подданным императора Китая повлёк за собой вторжение на её территорию китайских войск. Танский Китай воевал с Тибетом, государ­ствами тюрок, вмешивался в дела Индии, пытался подчинить себе Вьетнам. Продвижение танского Китая на Запад остановили лишь войска арабского халифата, разгромившие в 751 г. на реке Талас танскую рать. В 754 г. погибло 200 тыс. китайских воинов в безуспешной попытке покорить южного соседа, государство «дикарей» Наньчжао. Так же бесславно закончилась борьба с Туфанью (Тибетом) и Уйгурским ханством.

С середины VIII в. с ростом могущества военных губернаторов (цзедуши) власть династии ослабела. Ань Лушань, тюрок по происхождению, поднял мя­теж и провозгласил себя хуанди. Из-за бесчинств иноплеменной рати Ань Лушаня против него выступило китайское население. Сам он погиб от рук заговорщиков, среди которых был его сын. Более грозным, чем выступление Ань Лушаня, для власти дома Тан явилось восстание крестьян во главе с Ху­ан Чао, начавшееся в 874 г. Выходец из семьи бога­того солевара, Хуан Чао провозгласил себя госуда­рем новой династии, Великой Ци, но был покинут военачальниками и покончил с собой в 901 г.

Вызов, который поочерёдно бро­сали дому Тан новоявленные «са­модержцы» вроде Ань Лушаня и Хуан Чао, оказался предвестием близкой гибели династии. В 907 г. дворцовый переворот покончил с нею.

На развалинах танской держа­вы появились многочисленные мелкие владения, время существо­вания которых, с 907 по 960 г., наз­вали «пять династий и десять царств». Соседствовавшие с танским Китаем народы создают свои государства. На западе у тангутов возникает государство Си-Ся, на севере у киданей — государство Ляо. В ходе междоусобной борьбы Китай был объединён в 979 г. под началом династии Сун (960— 1279 гг.). На время её правления пришлись неудачные войны с се­верными соседями — Ляо (киданями) и Си-Ся (тангутами), — по условиям договоров с которыми при­шлось выплачивать дань шёлком, серебром и чаем. По-новому намеревался наладить жизнь в стране первый министр сунского двора Ван Аньши (1021— 1085 гг.). Предложенные им хозяйственные меро­приятия предусматривали осуществление иррига­ционных работ (не желавшие участвовать могли от­купаться деньгами или продуктами); выделение ссуд крестьянству; освобождение от трудовых по­винностей; обмер полей в целях равномерного рас­пределения налогов; установление твёрдых цен на все предметы торговли. Реформа Ван Аньши пре­дусматривала и реорганизацию армии.

Из-за противодействия сторонников прежних порядков преобразования Ван Аньши не состоя­лись. Правители дома Сун не пользовались под­держкой народа и не смогли организовать отпор вторжению чжурчжэней, захвативших север Китая и основавших государство Цзинь — Золотое (1115—1234 гг.). Сунский двор переехал на юг. Там, в г. Ханчжоу, утвердилась династия Южная Сун (1117—1279 гг.).

Эпоха Сун известна великими изобретениями, имевшими огромное значение в жизни не только китайского народа, но и всего человечества (книго­печатание, порох, компас).

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ


Китайские чиновники.

Чтобы занять должность.

надо было обладать учёным званием.

присваиваемым после экзаменов.


СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ


Пограничная китайская крепость на Великом шелковом пути.

Китайские чиновники и стража досматривают

товары уйгурских арабских и согдийских купцов.


СРЕДНЕВЕКОВЫЙ КИТАЙ


Разделённым Китай оставался до монгольских завоеваний. Полчища монголов смели государство Цзинь, следом свергли власть династии Южная Сун. Весь Китай подпал под власть монгольской ди­настии Юань (1280—1368 гг.).

Силой оружия монголы покорили Китай, но удержать за собой не смогли. В 1367 г. последний юаньский император Тогон-Тэмур бежал из Пеки­на. Монгольское господство в Китае кончилось.

Среди тех, кто возглавил борьбу китайцев за из­гнание иноземных правителей, был буддийский мо­нах Чжу Юань-чжан. Ведомая им китайская рать расчистила ему путь к трону хуанди и положила начало китайской династии Мин, что означало «Блестящая». Она просуществовала с 1368 по 1644 г. Под пышным названием был уже другой Китай, гораздо меньший по территории, чем при монголах. Неоднократные войны с ними закончи­лись неустойчивым перемирием. Намерения подчи­нить Вьетнам только опустошили казну и отяго­тили население. Долгие годы минское правитель­ство боролось с японскими пиратами, грабившими приморские районы Китая. Ещё раз Китай столк­нулся с Японией на землях Кореи. В 1598 г. китай­ские войска помогли корейцам прогнать японских завоевателей. Война стоила Китаю большой крови и огромных денег. Чтобы изыскать их, правитель­ство пошло на чрезвычайные меры — распоряди­лось открыть горные разработки, на которые людей сгоняли силой. В ответ последовали выступления против властей.

Недовольство правлением дома Мин росло и вы­лилось в широкое восстание. Главную роль в нём сыграл Ли Цзы-чэн (1606—1645). Сельский старос­та, он стал разбойником и собрал вокруг себя отча­янных мятежников, назвавшихся «восемью царя­ми». Ли Цзы-чэн со временем оказался во главе большого народного войска и провозгласил себя первым императором новой династии Дай Шунь — «Великая Благонамеренная».

Китай одолевала внутренняя смута, а с северо-востока неумолимо надвигались маньчжуры, побе­дить которых китайцам не удалось.

На дальних подступах к столице, где уже нахо­дились войска Ли Цзы-чэна, маньчжуры увидели армию Мин под началом У Саньгуя. «Сейчас наш общий враг — Ли Цзы-чэн, — обратился У Саньгуй к маньчжурам. — Выступим против него сообща». Маньчжурский князь Доргунь согласился.

Вчерашние враги, маньчжуры и минская армия, сошлись в жестоком бою с ратью Ли Цзы-чэна. Сеча шла с рассвета до заката. Поднялась буря и привела в смятение войско Ли Цзы-чэна.

Обременённый захваченными в Пекине сокрови­щами, он оставил город, велев поджечь городские ворота. Его теснили всё дальше и дальше, пока он не сложил голову на юге, в Хубэе, в 1645 г.

Оказав помощь в борьбе с Ли Цзы-чэном, мань­чжуры отказались покинуть Китай. «Мы взяли его из рук бунтовщика, — заявили они, — а не у на­рода».

В 1644 г. в Китае воцарилась маньчжурская династия Цин, правившая до 1911 г. Во много раз уступавшие китайцам по численности, маньчжуры правили страной благодаря поддержке китайской аристократии. Её интересам отвечала агрессивная внешняя политика цинского дома. Увеличивались возможности обогащения за счёт ограбления насе­ления завоёванных земель. Туда можно было от­править «излишек» китайского населения, беспо­коивший чиновников, помещиков и купцов требо­ваниями лучшей жизни.

Маньчжурские властители Цин расширили тер­риторию Китая. В его состав вошли новые земли в Центральной Азии: владения разгромленного Джунгарского ханства, восточнотуркестанского го­сударства ходжей, монгольские земли. Из-за при­тязаний империи Цин на новые территории про­исходили пограничные столкновения и с Россией.

В XVIII в. цинский Китай внешне находился в зените своего могущества. С ним считались дальние и близкие соседи. Он вызывал опасения у иранского Надир-шаха. В Пекин ехали послы от правителя афганской дурранской державы, среднеазиатских владетелей, русских царей, португальского и анг­лийского королей. Но за величием цинского двора явственно проступают признаки грядущего упадка империи, повсеместно растёт недовольство прави­тельством. Появление в 1796 г. кометы послужило сигналом к восстанию тайного общества «Белый ло­тос». Лозунгом повстанцев было: «Свергнем Цин, восстановим Мин!» Дважды совершались покуше­ния на императора в самой столице. Заговорщики были неуловимы. Их поддерживал народ, ненави­девший своих правителей, стремившийся всеми си­лами приблизить конец империи Цин, которая и была свергнута Синьхайской революцией 1911— 1913 гг.


Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.