Наука » Химия
Химики-органики нередко обнаружи­вают, что структурные формулы новых соединений, полученных путём синтеза, весьма похожи на что-то, совсем не свя­занное с химией. Не надо обладать бо­гатым воображением, чтобы в структур­ных формулах замещённых циклических кетонов 1, 2 и 3 разглядеть барашков и лягушку. А химик А. Е. Ф. Уэстман из канадской провинции Онтарио, рассмот­рев структурные формулы соединений, помещённых в одном из химических журналов (формулы 4 и 5), отправил ре­дактору письмо. Он предложил подпи­сать под этими формулами вместо скуч­ных химических названий шуточную фразу: «Но злодей ещё гоняется за ней». Однако известно немало химиче­ских соединений, которые получили вполне официальные и вместе с тем эк­зотические названия.

Такие химические «прозвища», обыч­но в той или иной мере отражающие форму молекулы, всё больше входят в моду. Вот несколько подобных названий: квадратная кислота (от англ. squaric acid) (формула 6); твистан (не от назва­ния танца, а от англ. twist — «скручи­вать», «поворачивать») (7); бетвинанен (от англ. between — «между») (8); баскетан (от англ. basket — «корзина») (9); фенестран (от лат. fenestra — «окно») (10); выбитое окно (именно так, без всяких химических суффиксов — англ. broken window) (11); снаутен (от англ. snout — «рыло», «морда») (12); лепидоптерен (от лат. Lepidoptera— «чешуекрылые») (13); фелицен (от лат. felis — «кошка») (14).

Особую группу составляют структу­ры не существующие, а предложенные в виде шутки, что не мешает химикам все­рьёз обсуждать возможные свойства подобных соединений. Таковы, напри­мер, гельветан (от латинского названия Швейцарии — Helvetia; на флаге Швей­царии — белый крест) (15) или израэлан (символ Израиля — шестиугольная «звезда Давида») (16). Впрочем, некото­рые из них всё же обрели плоть и кровь. Например, гипотетический углеводород с алмазной кристаллической решёткой, изображённый в качестве эмблемы XIX конгресса ИЮПАК в 1963 г., несколько лет спустя был действительно синтезиро­ван и получил название конгрессан (17). Вероятно, самые забавные из подоб­ных структур придумал сотрудник хими­ческого факультета одного из универси­тетов штата Нью-Йорк Деннис Райан. Он рассказал о том, что случилось бы, если бы герой детской песенки Старик Мак-Дональд оставил свою ферму с массой всякой живности и занялся ор­ганической химией, например синтезом спиртов, содержащих помимо гидроксильной две двойные и две тройные связи. Тривиальные названия этих со­единений (они по правилам химиче­ской номенклатуры, а также в соответ­ствии с припевом песенки должны заканчиваться на «-ен-ин-ен-ин-ол») и их структурные формулы живо напомина­ли бы прежние привязанности Мак-До­нальда. Родоначальника нового класса соединений следовало бы назвать олд-макдениненинолом (формула 18), далее следовали бы коровениненинол (19), индюкениненинол (20), гусениненинол (21), змеениненинол (22), жирафениненинол (23) и уткениненинол (24). Как видно из структурных формул, свойст­ва этих соединений зависят от располо­жения в пространстве некоторых групп. Примером может служить фиксиро­ванное определённым образом положе­ние гидроксильной группы у циклопропанового кольца (химики называют его экзо-положением) в соединении 20. Кстати, Д. Райан приводит и химическое название этого «соединения», состав­ленное по всем правилам: 2-(3,3-лиэти-нил-2,4-дивинил-6,6-диизобутилциклогептил)циклопропанол. Читателям жур­нала, в котором А. Райан опубликовал свой опус, предлагается самим дать полные систематические названия ос­тальных соединений.

В некоторых случаях авторы новых структур обращаются к весьма неожи­данным источникам вдохновения. Груп­па химиков из американского города Сиракузы, синтезировавшая целое се­мейство новых антибиотиков, дала им названия по именам персонажей оперы Пуччини «Богема». Так появились на свет богемовая кислота и её производ­ные — мимимицин, рудольфомицин, марселломицин и мюзеттамицин.
ЗВЕРИНЕЦ В КОЛБЕ

А иногда поступают ещё проще. Од­на из структур, по-видимому, не вызвав­шая у авторов решительно никаких ас­социаций, получила название Джордж (25), а синтезированный вскоре её димер, не долго думая, окрестили биджорджем (26).

Приведённые примеры далеко не исчерпывают неистощимую фантазию и юмор химиков-синтетиков.

1. Илья 2 ноября 2011 22:22

Вы сфотографировали  мою статью "Зверинец в колбе", опубликованную в томе "Химия" Библиотеки для детей "Аванта+" (было два издания), не сославшись ни на автора, ни на издание. Я был не только автором многих статей, но и ведущим научным редактором тома. А билет - мой собственный, в Большой театр. В других странах на это подают в суд со всеми (очень плохими) последствиями для публикатора. Но я пока требую снять материал или указать полную ссылку, включая страницу, откуда перекатали материал.
    И.Л.

Комментарий уже на вашем сайте.

1. DARK-ADMIN 3 ноября 2011 02:14

Илья,
    Книга взята с сайта Мир Книг, где она находится в открытом доступе, источник статей - добавлен.