О составе растений, выращиваемых населением Правобережной Лесостепи, свидетельствуют археологические источники. Так, например, обугленные зерна пшеницы были найдены возле жертвенников на Пастырском и Матронинском городищах . Эти находки у жертвенников указывают также на существование культа плодородия. Подобные жертвенники известны на Большом скифском городище возле Канева , на Жаботинском поселении Археологические материалы хотовской локальной группы Максимов Е.В., Петровская Е.А. Древности скифского времени Киевского Поднепровья а так же на других памятниках. Жаботинский жертвенник был украшен орнаментом, который считается символом солнца, связанного с идеей плодородия. Другие жертвенники также имели орнамент, но более скромный.
Глиняные модельки зерен пшеницы найдены на Немировском городище и на городище Караван . Здесь же найдены модельки зерен ячменя и ржи, а сами обугленные зерна этого злака обнаружены на поселении Иване-Пусте .
Просо в большинстве случаев зафиксировано в виде отпечатков зерен на донышках сосудов, происходящих из Немировского и Шарповского городищ и Жаботинского поселения. На Пастырском городище была найдена лепешка из зерен проса .
Перечисление таких находок можно было бы значительно продолжить. Из технических культур выращивали лен и коноплю . Урожай собирали железными серпами типа орудия, найденного на поселении у хут. Скрипки, а размол зерна производили при помощи каменных зернотерок, обломки которых являются частой находкой на поселениях и городищах, по форме они не отличались от чернолесских. Зернотерки иногда встречаются и в могилах: в кургане №5 у с. Гатное, в кургане у с. Ерчики, в кургане № 1 у с. Триполье, в кургане Перепятиха каменный теречник был в погребении № 1.
Земледелие было тесно связано со скотоводством, отличительной особенностью которого был приселищный выпас. Многочисленные обломки костей животных, найденные на поселениях и городищах, позволяют судить не только о характере мясной пищи, но и о составе стада. По данным В.И. Цалкина, в лесостепи разводили, главным образом, крупный рогатый скот, дававший, по свидетельству Геродота, кроме мяса также молоко и кожу, волы использовались в качестве тягловой силы Лошадь была не только средством для верховой езды, конина употреблялась и в пищу.
Из памятников Киевского Поднепровья наиболее полные данные о скотоводстве дают материалы Хотовского городища, отраженные в табл. І.
Хотя Хотовское городище, очевидно, полностью и не отражает состояние скотоводства на всей территории Киевского Поднепровья, тем не менее его данные не могут не обратить на себя внимания. Речь идет о значительном преобладании костей лошади над костями крупного рогатого скота, который здесь занимает скромное второе или даже третье место, соперничая со свиньей.
Глиняные модельки зерен пшеницы найдены на Немировском городище и на городище Караван . Здесь же найдены модельки зерен ячменя и ржи, а сами обугленные зерна этого злака обнаружены на поселении Иване-Пусте .
Просо в большинстве случаев зафиксировано в виде отпечатков зерен на донышках сосудов, происходящих из Немировского и Шарповского городищ и Жаботинского поселения. На Пастырском городище была найдена лепешка из зерен проса .
Перечисление таких находок можно было бы значительно продолжить. Из технических культур выращивали лен и коноплю . Урожай собирали железными серпами типа орудия, найденного на поселении у хут. Скрипки, а размол зерна производили при помощи каменных зернотерок, обломки которых являются частой находкой на поселениях и городищах, по форме они не отличались от чернолесских. Зернотерки иногда встречаются и в могилах: в кургане №5 у с. Гатное, в кургане у с. Ерчики, в кургане № 1 у с. Триполье, в кургане Перепятиха каменный теречник был в погребении № 1.
Земледелие было тесно связано со скотоводством, отличительной особенностью которого был приселищный выпас. Многочисленные обломки костей животных, найденные на поселениях и городищах, позволяют судить не только о характере мясной пищи, но и о составе стада. По данным В.И. Цалкина, в лесостепи разводили, главным образом, крупный рогатый скот, дававший, по свидетельству Геродота, кроме мяса также молоко и кожу, волы использовались в качестве тягловой силы Лошадь была не только средством для верховой езды, конина употреблялась и в пищу.
Из памятников Киевского Поднепровья наиболее полные данные о скотоводстве дают материалы Хотовского городища, отраженные в табл. І.
Хотя Хотовское городище, очевидно, полностью и не отражает состояние скотоводства на всей территории Киевского Поднепровья, тем не менее его данные не могут не обратить на себя внимания. Речь идет о значительном преобладании костей лошади над костями крупного рогатого скота, который здесь занимает скромное второе или даже третье место, соперничая со свиньей.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи