Аналитическая философия (неопозитивизм).

Наука » Философия
Направление аналитической философии возникает и развивается между двумя мировыми войнами. У его истоков стоит Людвиг Витгенштейн (1889 – 1951), сформулировавший базовые для этого направления идеи в «Логико-философском трактате». Эти идеи были восприняты Венским кружком, группой философов во главе с М. Шликом, и философами Львовско-варшавской школы. Данное направление представлено также творчеством Б. Рассела (1872 – 1960), Р. Карнапа (1891 – 1970), К.-Г. Гемпеля (1905 – 1997).
В неопозитивизме предметом анализа становится проблема демаркации научного знания, проблема его эффективного отграничения от иных форм культуры. Для решения задачи необходимо было найти критерий дамаркации, а значит, и критерий научности.
Неопозитивизм считает, что внимание должно быть обращено, прежде всего, на язык науки. За время исторического развития научного знания в его язык внедрились разнообразные ненаучные, метафизические положения. Цель анализа состоит в освобождении от подобных положений, а средством анализа видится логика. В качестве исходной идеи берется допущение о соответствии структуры мира и структуры языка науки. Структура мира
представлена атомарными фактами, им в структуре языка науки соответствуют атомарные, или протокольные предложения.
Все предложения предлагается разделить на осмысленные и бессмысленные. К первым относятся те, для которых существует разрешающая процедура, позволяющая оценить их как истинные или ложные. Для вторых нельзя указать такой процедуры. В разряд неосмысленных предложений попадают все традиционные утверждения философии, а также все ценностные суждения.
Критерием осмысленности и научности предложений выступает в неопозитивизме процедура верификации. Считается, что всякое сложное предложение теории может быть сведено к простым протокольным предложениям. В дальнейшем аналитическая философия подразделяется на логический анализ и лингвистический анализ.
Научный и философский мир критически воспринял исходные постулаты неопозитивизма, усмотрев в них излишне упрощенное представление как о науке, так и о философии. Критика стимулировала обсуждение и более глубокое исследование проблем, связанных с природой научного знания, его структурой, закономерностями развития. Появились философские концепции науки, объединяемые внешним образом в одно направление постпозитивизма. К этому направлению относятся «критический рационализм» К. Поппера, концепция научных революций Т. Куна, представления о научно-исследовательских программах И. Лакатоса, «эпистемологический анархизм» П. Фейерабенда. По замечанию Лакатоса, задача философии науки состоит в том, чтобы строить рациональные реконструкции научного познания, и затем критиковать эти реконструкции за недостаточную историчность, а реальную историю науки критиковать за недостаточную рациональность
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.