Религиозный экзистенциализм на почве русской философии представляли Н.А. Бердяев (1874 – 1948) и Л.И. Шестов (1866 – 1938). В центре философского внимания Бердяева находятся проблемы свободы и творчества. Свою философию он называет персонализмом. Как и многие его современники, размышляет об истоках и смысле русской революции, об исторической судьбе России.
Философское творчество И.А. Ильина (1882 – 1954) посвящено обоснованию ценности права и государственной формы. Философия права полемически направлена против нигилизма и деструктивности в социальном мире. Сопротивление злу силой – один из аспектов социальной упорядоченности. Добро и зло имеют своим местопребыванием духовный мир человека. Добро понимается как одухотворенная любовь, а зло – как противодуховная вражда. Причем любовь онтологизируется, она не просто психологическое состояние, частное по своему существу, а волевое отношение к мировому процессу, соучастие в нем. На этом пути добро и любовь приобретают религиозный смысл сопричастности абсолютному.
Феноменология и диалектика платоновского типа ярко представлены в творчестве А.Ф.Лосева (1893 – 1988). Феноменологическая установка предполагает возвращение «к самим вещам». Если у Гуссерля такой «вещью» было сознание, то Лосев подвергает рассмотрению миф, имя, символ. В «Диалектике мифа», прежде всего, дается отрицательное определение этой особой «вещи», устанавливается, чем миф не является. Это не фантастический вымысел, не историческое предание, не художественный образ, не построение рассудка. Собственная определенность мифа состоит в том, что миф есть чудо как совпадение двух планов личностного бытия – всегда равного себе и становящегося. Диалектика мифа мыслится Лосевым в качестве универсальной, она присутствует везде, где имеется осмысленность, закрепляемая именем-идеей вещи.
Новое течение представляет собой евразийство. В нем устанавливается непреодолимое различие культурных миров, в частности, романо-германского, западного и русского, евразийского. Для объяснения своеобразия исторических судеб России привлекаются факторы естественного порядка, такие, как географическая среда и этнос.
Философская культура советской эпохи отличается господством официальная доктрины, канонические положения которой были зафиксированы и не подлежали критике философского разума. Это
положение вещей противоречило природе философии, критичной по своему существу.
В качестве канона выступал «диалектический и исторический материализм», основные положения которого были изложены в особой главе учебника «Краткий курс истории ВКП (б)». Первоисточником служила работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», созданная в период между двумя революциями и имевшая целью отстоять философскую доктрину марксизма. Для достижения цели предпринималась критика представлений идейных противников и философских новаций, не согласующихся с марксизмом. Прежде всего, такой новацией выступало истолкование опыта в позитивистском духе в учениях Э. Маха и Р. Авенариуса. Опасность виделась в том, что в понятии опыта стирается противоположность материи и идеи. Еще одним источником были «Философские тетради» – конспективные наброски, созданные Лениным в ходе занятий философией.
Философское творчество в этих условиях было серьезно затруднено, но не прекращалось. Оно развивалось в направлениях, по возможности наиболее удаленных от идеологии. Это, прежде всего, философская логика, этика, эстетика, история зарубежной философии. Можно отметить, в частности, фундаментальный труд А.Ф. Лосева «История античной эстетики», работы по истории античной философии В.Ф. Асмуса, исследования по истории этических учений А.А. Гусейнова.
Начиная с «оттепели», творческой разработке подвергается и сам марксизм. Исследователи обращаются к самому Марксу. Э.В. Ильенков (1924 – 1979) выявляет логику «Капитала» Маркса, В.А. Вазюлин продолжает исследования в этом направлении и развивает материалистическое понимание истории.
Философское творчество И.А. Ильина (1882 – 1954) посвящено обоснованию ценности права и государственной формы. Философия права полемически направлена против нигилизма и деструктивности в социальном мире. Сопротивление злу силой – один из аспектов социальной упорядоченности. Добро и зло имеют своим местопребыванием духовный мир человека. Добро понимается как одухотворенная любовь, а зло – как противодуховная вражда. Причем любовь онтологизируется, она не просто психологическое состояние, частное по своему существу, а волевое отношение к мировому процессу, соучастие в нем. На этом пути добро и любовь приобретают религиозный смысл сопричастности абсолютному.
Феноменология и диалектика платоновского типа ярко представлены в творчестве А.Ф.Лосева (1893 – 1988). Феноменологическая установка предполагает возвращение «к самим вещам». Если у Гуссерля такой «вещью» было сознание, то Лосев подвергает рассмотрению миф, имя, символ. В «Диалектике мифа», прежде всего, дается отрицательное определение этой особой «вещи», устанавливается, чем миф не является. Это не фантастический вымысел, не историческое предание, не художественный образ, не построение рассудка. Собственная определенность мифа состоит в том, что миф есть чудо как совпадение двух планов личностного бытия – всегда равного себе и становящегося. Диалектика мифа мыслится Лосевым в качестве универсальной, она присутствует везде, где имеется осмысленность, закрепляемая именем-идеей вещи.
Новое течение представляет собой евразийство. В нем устанавливается непреодолимое различие культурных миров, в частности, романо-германского, западного и русского, евразийского. Для объяснения своеобразия исторических судеб России привлекаются факторы естественного порядка, такие, как географическая среда и этнос.
Философская культура советской эпохи отличается господством официальная доктрины, канонические положения которой были зафиксированы и не подлежали критике философского разума. Это
положение вещей противоречило природе философии, критичной по своему существу.
В качестве канона выступал «диалектический и исторический материализм», основные положения которого были изложены в особой главе учебника «Краткий курс истории ВКП (б)». Первоисточником служила работа В.И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм», созданная в период между двумя революциями и имевшая целью отстоять философскую доктрину марксизма. Для достижения цели предпринималась критика представлений идейных противников и философских новаций, не согласующихся с марксизмом. Прежде всего, такой новацией выступало истолкование опыта в позитивистском духе в учениях Э. Маха и Р. Авенариуса. Опасность виделась в том, что в понятии опыта стирается противоположность материи и идеи. Еще одним источником были «Философские тетради» – конспективные наброски, созданные Лениным в ходе занятий философией.
Философское творчество в этих условиях было серьезно затруднено, но не прекращалось. Оно развивалось в направлениях, по возможности наиболее удаленных от идеологии. Это, прежде всего, философская логика, этика, эстетика, история зарубежной философии. Можно отметить, в частности, фундаментальный труд А.Ф. Лосева «История античной эстетики», работы по истории античной философии В.Ф. Асмуса, исследования по истории этических учений А.А. Гусейнова.
Начиная с «оттепели», творческой разработке подвергается и сам марксизм. Исследователи обращаются к самому Марксу. Э.В. Ильенков (1924 – 1979) выявляет логику «Капитала» Маркса, В.А. Вазюлин продолжает исследования в этом направлении и развивает материалистическое понимание истории.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи