Моральные рекомендации и запреты регулируют поведение любого нормального человека не менее влиятельно, чем зов природы — инстинкт. Нет человека вне морали. Тот или иной индивид может бросать вызов общепринятой морали, но он обязательно возопит о каких-то принципах, если судьба прижмёт его самого.
Даже в мире животных можно различить прототипы человеческой морали:
• не убивай своего (по виду, группе-стае); отсюда идет групповая солидарность людей; тот круг лиц, на который в первую очередь распространяется тот или иной кодекс поведения; чем шире моральный кодекс, тем слабее его действие, тем больше исключений из него позволяют себе люди; наибольшей сплоченностью обладают самые естественные микрогруппы, начиная с семьи;
• чтобы не убить своего, не нападай неожиданно, не применяй смертельных приёмов борьбы к своим (волки убивают жертву на охоте, разрывая клыками горло или брюхо оленя или даже лося, но в драках друг с другом за лидерство в стае, никакой волк ни в какой ситуации не применит таких убийственных приемов; он бьёт соперника клыками по губам, разбивая их в кровь, кусает за шерсть на шее — больно, но не смертельно; точно также ведут себя в ходе внутривидовых схваток все другие породы животных хищников и копытных; например, у самых драчливых котов гораздо чаще порваны уши, нежели выцарапаны глаза; «у сильного животного — сильная мораль», — делает вывод К. Лоренц; иначе хищники давно бы уничтожили друг друга в схватках за лидерство);
• не бей того, кто принял позу подчинения: проигравший схватку волк, лев или олень применяет безошибочный выход из борьбы — прыжком отскакивает от противника и подставляет ему самое уязвимое место — бок, шею; такого убийственного удара победитель не в состоянии нанести и бой прекращается; наверное, что-то похожее имел в виду Иисус Христос, советуя подставить левую щеку тому, кто ударит тебя по правой; он, конечно, понимал, что иногда полезно и сдачи дать; но если такого выхода нет, лучше всем своим видом про- демонстрировать покорность, чтобы разоружить опасного противника; зрители симпатизируют герою, который предлагает противнику подобрать выбитое в схватке оружие и только тогда добивает его, получает моральное право добить; поэтому дуэль никогда не считалась убийством и эффективно регулировала честь благородных сословий; правило «лежачего не бьют» в ритуальных драках подростков и т.п.;
• победа должна быть за тем, кто прав: животное, защищающее свою территорию, самку, детёнышей от агрессора, побеждает чаще, даже если противник сильнее его; но агрессивность у нападающего в такой ситуации ослаблена запретом посягать на чужое; сюда, очевидно, восходят моральные и юридические запреты на чужую частную собственность (цепная собака наиболее опасна на своем дворе, будучи спущена с цепи и выбежав за ворота, она резко снижает агрессивность; только специальная тренировка на силовое задержание нарушителя развивает у нее инстинкт агрессии до уровня подчинения соответствующей команде хозяина, а специальная селекция бойцовых пород вроде ротвейлера, бультерьера или питбуля делает из собаки потенциального убийцу.
Среди людей биология их жизнедеятельности чаще всего опосредуется и контролируется этикой — принятой в данном социуме моральными принципами.
Даже в мире животных можно различить прототипы человеческой морали:
• не убивай своего (по виду, группе-стае); отсюда идет групповая солидарность людей; тот круг лиц, на который в первую очередь распространяется тот или иной кодекс поведения; чем шире моральный кодекс, тем слабее его действие, тем больше исключений из него позволяют себе люди; наибольшей сплоченностью обладают самые естественные микрогруппы, начиная с семьи;
• чтобы не убить своего, не нападай неожиданно, не применяй смертельных приёмов борьбы к своим (волки убивают жертву на охоте, разрывая клыками горло или брюхо оленя или даже лося, но в драках друг с другом за лидерство в стае, никакой волк ни в какой ситуации не применит таких убийственных приемов; он бьёт соперника клыками по губам, разбивая их в кровь, кусает за шерсть на шее — больно, но не смертельно; точно также ведут себя в ходе внутривидовых схваток все другие породы животных хищников и копытных; например, у самых драчливых котов гораздо чаще порваны уши, нежели выцарапаны глаза; «у сильного животного — сильная мораль», — делает вывод К. Лоренц; иначе хищники давно бы уничтожили друг друга в схватках за лидерство);
• не бей того, кто принял позу подчинения: проигравший схватку волк, лев или олень применяет безошибочный выход из борьбы — прыжком отскакивает от противника и подставляет ему самое уязвимое место — бок, шею; такого убийственного удара победитель не в состоянии нанести и бой прекращается; наверное, что-то похожее имел в виду Иисус Христос, советуя подставить левую щеку тому, кто ударит тебя по правой; он, конечно, понимал, что иногда полезно и сдачи дать; но если такого выхода нет, лучше всем своим видом про- демонстрировать покорность, чтобы разоружить опасного противника; зрители симпатизируют герою, который предлагает противнику подобрать выбитое в схватке оружие и только тогда добивает его, получает моральное право добить; поэтому дуэль никогда не считалась убийством и эффективно регулировала честь благородных сословий; правило «лежачего не бьют» в ритуальных драках подростков и т.п.;
• победа должна быть за тем, кто прав: животное, защищающее свою территорию, самку, детёнышей от агрессора, побеждает чаще, даже если противник сильнее его; но агрессивность у нападающего в такой ситуации ослаблена запретом посягать на чужое; сюда, очевидно, восходят моральные и юридические запреты на чужую частную собственность (цепная собака наиболее опасна на своем дворе, будучи спущена с цепи и выбежав за ворота, она резко снижает агрессивность; только специальная тренировка на силовое задержание нарушителя развивает у нее инстинкт агрессии до уровня подчинения соответствующей команде хозяина, а специальная селекция бойцовых пород вроде ротвейлера, бультерьера или питбуля делает из собаки потенциального убийцу.
Среди людей биология их жизнедеятельности чаще всего опосредуется и контролируется этикой — принятой в данном социуме моральными принципами.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи