Дисциплинарное строение науки как целого постоянно усложняется. Классификация наук. Науки о материи и науки о духе; науки о природе и
науки о культуре; науки об идеях и науки о практике. Естественные, общественные (социальные и гуманитарные) и технические дисциплины.
Фундаментальная и прикладная наука. Наука и технология. Вопрос о прогностической функции науки. Изучение прошлого, настоящего и будущего (должного?).
Условность рубрик науковедческой классификации. Западная номенклатура отраслей знания («science»-«науки»; «humanisties»-«гуманистики»; «ars»- «искусства»; «techne»-«техники»; «lettres»-«словесности», дословно «буквы»).
Отечественная матрица ветвей знания (по отделениям РАН и отраслевым академиям, факультетам высшей школы).
Примерная группировка направлений научного познания.
Интеллектуалистика (математика, логика, философия, богословие) как изучение чистых идей и упражнение метафизического разума. Частичное отождествление субъекта и объекта.
Естествознание (природоведение) как опыт умственного и приборного испытания природы как априорной данности (физика, химия, биология). “Ал- лергия” на ценности и артефакты, отчуждение субъекта и объекта.
Социальное познание как объективизированная реконструкция явлений общественной жизни (экономика, история, археология, социология, др.). Сбли- жение субъекта и объекта, нарастание диалогизма.
Гуманитарное исследование и моделирование внутреннего мира человека (психология, лингвистика) и его системы ценностей (этика, правоведение, по- литология).
Культурология как вариант синтеза социального и гуманитарного знания.
Наука и паранаука. Общее понятие паранауки. Группировка паранаучных претензий. Причины появления и роста популярности паранаучных увлечений. Польза и вред от паранауки. Меры самозащиты академической общественности от паранауки.
Паранаучные версии медицины и здравоохранения. Оценка медицинского оккультизма. Знахарь и врач: общее и особенное. Народная и официальная ме- дицина, их историческое соотношение.
науки о культуре; науки об идеях и науки о практике. Естественные, общественные (социальные и гуманитарные) и технические дисциплины.
Фундаментальная и прикладная наука. Наука и технология. Вопрос о прогностической функции науки. Изучение прошлого, настоящего и будущего (должного?).
Условность рубрик науковедческой классификации. Западная номенклатура отраслей знания («science»-«науки»; «humanisties»-«гуманистики»; «ars»- «искусства»; «techne»-«техники»; «lettres»-«словесности», дословно «буквы»).
Отечественная матрица ветвей знания (по отделениям РАН и отраслевым академиям, факультетам высшей школы).
Примерная группировка направлений научного познания.
Интеллектуалистика (математика, логика, философия, богословие) как изучение чистых идей и упражнение метафизического разума. Частичное отождествление субъекта и объекта.
Естествознание (природоведение) как опыт умственного и приборного испытания природы как априорной данности (физика, химия, биология). “Ал- лергия” на ценности и артефакты, отчуждение субъекта и объекта.
Социальное познание как объективизированная реконструкция явлений общественной жизни (экономика, история, археология, социология, др.). Сбли- жение субъекта и объекта, нарастание диалогизма.
Гуманитарное исследование и моделирование внутреннего мира человека (психология, лингвистика) и его системы ценностей (этика, правоведение, по- литология).
Культурология как вариант синтеза социального и гуманитарного знания.
Наука и паранаука. Общее понятие паранауки. Группировка паранаучных претензий. Причины появления и роста популярности паранаучных увлечений. Польза и вред от паранауки. Меры самозащиты академической общественности от паранауки.
Паранаучные версии медицины и здравоохранения. Оценка медицинского оккультизма. Знахарь и врач: общее и особенное. Народная и официальная ме- дицина, их историческое соотношение.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи