Научное наблюдение основывается на общечеловеческих возможностях живого созерцания мира с помощью органов чувств, но ограничиться обычной сенсорикой никак не может. Иначе мысль ученого будет точно так же, как взгляд обывателя, скользить по поверхности явлений, не проникая в их сущ- ность и не улавливая причин, закономерностей. Цель наблюдения — проник- нуть в те слои реальности, которые скрыты от повседневного сознания. Оно ведь никогда не рассмотрит столь удалённые объекты, как поверхность планеты Марса или же состав клетки органического вещества. А учёные с помощью ме- тода наблюдения открывают человечеству такого рода картины.
Основные условия наблюдения как общенаучного метода:
· наличие исследовательской цели, связь с уже поставленной проблемой, выдвинутой гипотезой (что создает нужную наблюдателю психологическую ус- тановку, фокусирует его внимание на ожидаемых состояниях объекта);
· выработка соответствующего этой цели плана, а ещё лучше — развёр- нутой программы осуществления наблюдения (такой алгоритм упорядочит и сократит работу наблюдателя до приемлемых размеров);
· специальная организация места и процесса наблюдения, в том числе с помощью приборов и прочих технических средств, которые усиливают естест- венные возможности органов чувств человека (микроскопы, бинокли, телеско- пы, сканеры, зонды, томографы и т.п.) — с их помощью возможно визуализи- ровать очень мелкие, либо крупные, или же отдалённые объекты, а вместе с тем зафиксировать открывающуюся картину для наглядного доказательства и тща- тельного рассмотрения;
· меры по объективизации наблюдения, обеспечение невмешательства наблюдателя в его объект; сюда же относится контрольное повторение наблю- дения, если таковое возможно; примером служит так называемое «включённое наблю-
дение» в социологии, когда исследователя внедряют в изучаемый коллектив тайком, выда- вая его за обычного сотрудника; в области биологии наблюдатель принимает меры к тому, чтобы средства наблюдения не возмущали естественного поведения живых организмом; например, канадский натуралист и писатель Фарли Моуэт провёл целое лето один в тундре, наблюдая с помощью стереотрубы стаю волков в естественных условиях их обитания; по- степенно серые соседи привыкли к человеку и не обращали на него внимания; его книга «Не кричи, волки!» впервые правдиво объяснила экологическую нишу волка; в физике и химии опасность наблюдения артефактов минимизируют при помощи математики и компьютерно- го моделирования.
· возможно более полная регистрация результатов наблюдения с помо- щью письменной речи (журнал, дневник) и специальной аппаратуры (магнито- фон, фото- и киноаппараты, видеокамеры и т.п.);
· последующая обработка данных, полученных наблюдением; первичная (в виде графиков, таблиц, диаграмм и прочих схем) и вторичная (с помощью систематизации, описания и сравнения с другими данными — аналогичными, либо контрастными);
· архивирование, а в идеале публикация (в том числе через компьютерные сети) основных результатов наблюдения ради введения их в широкий научный оборот.
Таким образом, в науке наблюдением называют преднамеренный, органи- зованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов. В силу чего наблюдение служит наиболее распространенным, первичным спосо- бом сбора эмпирической информации в большинстве областей науки. С помо- щью наблюдения получаются наиболее оригинальные и массовые, пригодные для последующей обработки данные о многих природных и общественных яв- лениях. Кроме того, элементы наблюдения включены в большинство осталь- ных, более сложных методов научного исследования.
Оригинальным вариантом данного метода выступает самонаблюдение. К нему особенно часто прибегают в психологии, медицине и фармакологии, в си- лу присущего им риска невольно повредить здоровью наблюдаемого. Иван Пет- рович Павлов даже во время предсмертной агонии диктовал ассистентам свои ощущения… А французский врач Ален Бомбар переплыл Атлантику на резиновой лодке без запасов пи- щи и воды, чтобы выработать рекомендации для потерпевших кораблекрушение. Питался он пойманной рыбой, а пил выдавленный из неё сок и морскую воду (дозированно). Его книга
«За бортом по своей воле» стала лучшим учебником выживания одиночек на море. Правда, здоровье самого исследователя оказалось непоправимо подорвано столь смелым опытом над своим организмом.
Кроме достоинств, у наблюдения имеются столь же естественные недос- татки, а точнее ограничения:
· целый ряд объектов, интересующих ученых, не поддаются чувственно- му восприятию частично или полностью (прошлое и будущее, микро- и мега- миры); их изучают иными методами, где роль визуализации мала;
· очень часто наблюдение даже в принципе наблюдаемых объектов за- труднено условиями среды или качествами самого объекта (животные, а тем более люди чаще всего вольно или невольно избегают наблюдения, меняются под его воздействием);
· наличие большого числа иллюзий, стереотипов и прочих помех адек- ватному наблюдению (скажем, масса свидетелей НЛО принимала за «пришельцев» всё,
что угодно: оптические эффекты в атмосфере, вроде северного сияния; спутники, ракеты и самолеты; галлюцинации и т.д., и т.п.).
Как бы ни усложнялся процесс наблюдения в современной науке, в его основе всегда будут лежать личные способности человека, которые в данном случае именуются наблюдательностью. Это своего рода талант, в разной степе- ни присущий разным людям. Такая способность широко востребована и за пре- делами науки (в военной разведке, полиции, медицине, педагогике, спорте и тому подобных областях практики). Ничто так не поощряет наблюдательность, как любовь к соответствующему занятию, удовольствие от него.
Отсутствие способности «интеллектуального видения» превращает ученого в самозванца. О таком типе, злом гении отечественной биологии — «народном академике» Т.Д. Лысенко, погубившем первых русских генетиков, писателем В. Дудинцевым написан роман
«Белые одежды». Его главный герой, талантливый ученый-селекционер Федор Дёжкин спрашивает у вышедшего на покой «академика»: «Почему вы с вашими способностями сво- бодно мыслить не займётесь настоящей наукой?» Тот отвечает: «Белое пятно у меня, Федя, в глазу. То есть, конечно, не в глазу, а ты понимаешь, где. Я не вижу того, что называется ис- тиной. И терпения у меня нет. Ждать, пока увижу что-нибудь. Всю жизнь ждать! В науке ж без терпения нельзя».
Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — экс- перимент (от латинского experimentum — опыт, проба, испытание). В широком, вненаучном смысле слова мы называем экспериментом любое рискованное ме- роприятие, где шансы на успех проблематичны. Элемент неожиданности при- сущ и научному эксперименту, но суть его вовсе не в этом. В качестве научного метода эксперимент требует выполнения следующих обязательных условий:
· изолировать изучаемый объект от влияния несущественных для данного исследования, побочных и затемняющих его суть факторов, то есть взять объект экспериментирования «в чистом виде» (химического или биологического пре- парата, подопытного животного, тому подобном);
· поддерживать нужное время, неоднократно воспроизводить данный объект в этих — зафиксированных и контролируемых условиях;
· планомерно изменять условия эксперимента в нескольких его сериях с целью получения сравнительного материала.
Таким образом, перед нами способ изучения объекта науки в искусствен- ных условиях, созданных самим учёным и подконтрольным ему. Поэтому экспе- римент и является формой практики, обладает наибольшей доказательной си- лой. Если опыт поставлен «чисто», то в истинности полученной в его результате информации можно не сомневаться — он обнаруживает настоящие, сущност- ные стороны объекта исследования. Именно с изобретением экспериментально- го метода естествознание стало наукой. Произошло это, напомню, в XVII веке, когда Уильям Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои извест- ные эксперименты поставил Галилео Галилей, а Френсис Бэкон разработал методику обоб- щения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу.
Структура эксперимента включает в себя несколько типичных и взаи- мосвязанных моментов:
· предварительные теоретические соображения относительно объекта изучения или условий его обнаружения;
· конструирование этого объекта — из материала самой реальности и не- обходимых технических средств;
· выбор экспериментальных приборов;
· воздействие этими приборами на объект;
· варьирование условий и повторение эксперимента серийно;
· фиксация данных экспериментирования в протоколах и с помощью при- борной техники;
· объяснение и сравнение результатов эксперименты с аналогичными дан- ными других опытов.
Назначение эксперимента в научном познании по меньшей мере двояко: во-первых, получить новые факты; во-вторых, проверить некую гипотезу. В со- ответствии с этими задачами эксперименты в естествознании делятся (услов- но) на качественные, которые устанавливают сам факт существования того или иного явления, эффекта, свойства; и количественные, с помощью которых из- меряются те или иные параметры, степени выражения, динамика таких, в прин- ципе уже известных науке свойств.
Кроме этих двух общих типов, можно выделить следующие виды экспе- риментов:
· натурный — проводимый в естественных, только отчасти контролируе- мых условиях природной среды (полевой эксперимент — вроде курского запо- ведника «Стрелецкая степь», сохраняющего анклав уникального лесостепного ландшафта от антропогенного воздействия) или же специально воссозданного ее фрагмента (эксперимент лабораторный, вроде фармакологических опытов на животных);
· модельный (см. ниже о моделировании как особом методе) и, как его вариант —
· мысленный;
· в последнее время на первый план в большинстве отраслей науки выхо- ди компьютерный эксперимент, виртуальная реальность позволяет воссозда- вать не материю, а только структуру, форму, динамику того или иного процес- са, явления; доказательная сила такого эксперимента ниже, чем у натурного, однако он куда быстрее, нагляднее и дешевле;
· социальный эксперимент в полном смысле слова невозможен. Ведь об- щество не столь гомогенно, как природа, и переносить данные, полученные на одном из его участков, на весь социальный организм чаще всего проблематич- но; к тому же, экспериментировать с людьми затруднительно по моральным со- ображениям, даже если они соглашаются на это. За бесчеловечные эксперимен- ты над узниками концлагерей преследовались нацисты. Однако в качестве вспомогательного приема социологии и других общественных наук, при усло- вии соблюдении прав человека и пациента, эксперимент применяется и при изучении общественной жизни, особенно с помощью тех же компьютеров.
Основные условия наблюдения как общенаучного метода:
· наличие исследовательской цели, связь с уже поставленной проблемой, выдвинутой гипотезой (что создает нужную наблюдателю психологическую ус- тановку, фокусирует его внимание на ожидаемых состояниях объекта);
· выработка соответствующего этой цели плана, а ещё лучше — развёр- нутой программы осуществления наблюдения (такой алгоритм упорядочит и сократит работу наблюдателя до приемлемых размеров);
· специальная организация места и процесса наблюдения, в том числе с помощью приборов и прочих технических средств, которые усиливают естест- венные возможности органов чувств человека (микроскопы, бинокли, телеско- пы, сканеры, зонды, томографы и т.п.) — с их помощью возможно визуализи- ровать очень мелкие, либо крупные, или же отдалённые объекты, а вместе с тем зафиксировать открывающуюся картину для наглядного доказательства и тща- тельного рассмотрения;
· меры по объективизации наблюдения, обеспечение невмешательства наблюдателя в его объект; сюда же относится контрольное повторение наблю- дения, если таковое возможно; примером служит так называемое «включённое наблю-
дение» в социологии, когда исследователя внедряют в изучаемый коллектив тайком, выда- вая его за обычного сотрудника; в области биологии наблюдатель принимает меры к тому, чтобы средства наблюдения не возмущали естественного поведения живых организмом; например, канадский натуралист и писатель Фарли Моуэт провёл целое лето один в тундре, наблюдая с помощью стереотрубы стаю волков в естественных условиях их обитания; по- степенно серые соседи привыкли к человеку и не обращали на него внимания; его книга «Не кричи, волки!» впервые правдиво объяснила экологическую нишу волка; в физике и химии опасность наблюдения артефактов минимизируют при помощи математики и компьютерно- го моделирования.
· возможно более полная регистрация результатов наблюдения с помо- щью письменной речи (журнал, дневник) и специальной аппаратуры (магнито- фон, фото- и киноаппараты, видеокамеры и т.п.);
· последующая обработка данных, полученных наблюдением; первичная (в виде графиков, таблиц, диаграмм и прочих схем) и вторичная (с помощью систематизации, описания и сравнения с другими данными — аналогичными, либо контрастными);
· архивирование, а в идеале публикация (в том числе через компьютерные сети) основных результатов наблюдения ради введения их в широкий научный оборот.
Таким образом, в науке наблюдением называют преднамеренный, органи- зованный и систематический процесс восприятия явлений действительности в их естественном виде с помощью органов чувств и специальных приборов. В силу чего наблюдение служит наиболее распространенным, первичным спосо- бом сбора эмпирической информации в большинстве областей науки. С помо- щью наблюдения получаются наиболее оригинальные и массовые, пригодные для последующей обработки данные о многих природных и общественных яв- лениях. Кроме того, элементы наблюдения включены в большинство осталь- ных, более сложных методов научного исследования.
Оригинальным вариантом данного метода выступает самонаблюдение. К нему особенно часто прибегают в психологии, медицине и фармакологии, в си- лу присущего им риска невольно повредить здоровью наблюдаемого. Иван Пет- рович Павлов даже во время предсмертной агонии диктовал ассистентам свои ощущения… А французский врач Ален Бомбар переплыл Атлантику на резиновой лодке без запасов пи- щи и воды, чтобы выработать рекомендации для потерпевших кораблекрушение. Питался он пойманной рыбой, а пил выдавленный из неё сок и морскую воду (дозированно). Его книга
«За бортом по своей воле» стала лучшим учебником выживания одиночек на море. Правда, здоровье самого исследователя оказалось непоправимо подорвано столь смелым опытом над своим организмом.
Кроме достоинств, у наблюдения имеются столь же естественные недос- татки, а точнее ограничения:
· целый ряд объектов, интересующих ученых, не поддаются чувственно- му восприятию частично или полностью (прошлое и будущее, микро- и мега- миры); их изучают иными методами, где роль визуализации мала;
· очень часто наблюдение даже в принципе наблюдаемых объектов за- труднено условиями среды или качествами самого объекта (животные, а тем более люди чаще всего вольно или невольно избегают наблюдения, меняются под его воздействием);
· наличие большого числа иллюзий, стереотипов и прочих помех адек- ватному наблюдению (скажем, масса свидетелей НЛО принимала за «пришельцев» всё,
что угодно: оптические эффекты в атмосфере, вроде северного сияния; спутники, ракеты и самолеты; галлюцинации и т.д., и т.п.).
Как бы ни усложнялся процесс наблюдения в современной науке, в его основе всегда будут лежать личные способности человека, которые в данном случае именуются наблюдательностью. Это своего рода талант, в разной степе- ни присущий разным людям. Такая способность широко востребована и за пре- делами науки (в военной разведке, полиции, медицине, педагогике, спорте и тому подобных областях практики). Ничто так не поощряет наблюдательность, как любовь к соответствующему занятию, удовольствие от него.
Отсутствие способности «интеллектуального видения» превращает ученого в самозванца. О таком типе, злом гении отечественной биологии — «народном академике» Т.Д. Лысенко, погубившем первых русских генетиков, писателем В. Дудинцевым написан роман
«Белые одежды». Его главный герой, талантливый ученый-селекционер Федор Дёжкин спрашивает у вышедшего на покой «академика»: «Почему вы с вашими способностями сво- бодно мыслить не займётесь настоящей наукой?» Тот отвечает: «Белое пятно у меня, Федя, в глазу. То есть, конечно, не в глазу, а ты понимаешь, где. Я не вижу того, что называется ис- тиной. И терпения у меня нет. Ждать, пока увижу что-нибудь. Всю жизнь ждать! В науке ж без терпения нельзя».
Следующий и, пожалуй, основной метод эмпирического познания — экс- перимент (от латинского experimentum — опыт, проба, испытание). В широком, вненаучном смысле слова мы называем экспериментом любое рискованное ме- роприятие, где шансы на успех проблематичны. Элемент неожиданности при- сущ и научному эксперименту, но суть его вовсе не в этом. В качестве научного метода эксперимент требует выполнения следующих обязательных условий:
· изолировать изучаемый объект от влияния несущественных для данного исследования, побочных и затемняющих его суть факторов, то есть взять объект экспериментирования «в чистом виде» (химического или биологического пре- парата, подопытного животного, тому подобном);
· поддерживать нужное время, неоднократно воспроизводить данный объект в этих — зафиксированных и контролируемых условиях;
· планомерно изменять условия эксперимента в нескольких его сериях с целью получения сравнительного материала.
Таким образом, перед нами способ изучения объекта науки в искусствен- ных условиях, созданных самим учёным и подконтрольным ему. Поэтому экспе- римент и является формой практики, обладает наибольшей доказательной си- лой. Если опыт поставлен «чисто», то в истинности полученной в его результате информации можно не сомневаться — он обнаруживает настоящие, сущност- ные стороны объекта исследования. Именно с изобретением экспериментально- го метода естествознание стало наукой. Произошло это, напомню, в XVII веке, когда Уильям Гильберт провел первые в истории физики опыты с магнитом. Затем свои извест- ные эксперименты поставил Галилео Галилей, а Френсис Бэкон разработал методику обоб- щения экспериментальных данных с помощью разных видов индукции — умозаключения от частных фактов к общему правилу.
Структура эксперимента включает в себя несколько типичных и взаи- мосвязанных моментов:
· предварительные теоретические соображения относительно объекта изучения или условий его обнаружения;
· конструирование этого объекта — из материала самой реальности и не- обходимых технических средств;
· выбор экспериментальных приборов;
· воздействие этими приборами на объект;
· варьирование условий и повторение эксперимента серийно;
· фиксация данных экспериментирования в протоколах и с помощью при- борной техники;
· объяснение и сравнение результатов эксперименты с аналогичными дан- ными других опытов.
Назначение эксперимента в научном познании по меньшей мере двояко: во-первых, получить новые факты; во-вторых, проверить некую гипотезу. В со- ответствии с этими задачами эксперименты в естествознании делятся (услов- но) на качественные, которые устанавливают сам факт существования того или иного явления, эффекта, свойства; и количественные, с помощью которых из- меряются те или иные параметры, степени выражения, динамика таких, в прин- ципе уже известных науке свойств.
Кроме этих двух общих типов, можно выделить следующие виды экспе- риментов:
· натурный — проводимый в естественных, только отчасти контролируе- мых условиях природной среды (полевой эксперимент — вроде курского запо- ведника «Стрелецкая степь», сохраняющего анклав уникального лесостепного ландшафта от антропогенного воздействия) или же специально воссозданного ее фрагмента (эксперимент лабораторный, вроде фармакологических опытов на животных);
· модельный (см. ниже о моделировании как особом методе) и, как его вариант —
· мысленный;
· в последнее время на первый план в большинстве отраслей науки выхо- ди компьютерный эксперимент, виртуальная реальность позволяет воссозда- вать не материю, а только структуру, форму, динамику того или иного процес- са, явления; доказательная сила такого эксперимента ниже, чем у натурного, однако он куда быстрее, нагляднее и дешевле;
· социальный эксперимент в полном смысле слова невозможен. Ведь об- щество не столь гомогенно, как природа, и переносить данные, полученные на одном из его участков, на весь социальный организм чаще всего проблематич- но; к тому же, экспериментировать с людьми затруднительно по моральным со- ображениям, даже если они соглашаются на это. За бесчеловечные эксперимен- ты над узниками концлагерей преследовались нацисты. Однако в качестве вспомогательного приема социологии и других общественных наук, при усло- вии соблюдении прав человека и пациента, эксперимент применяется и при изучении общественной жизни, особенно с помощью тех же компьютеров.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи