Вопрос об истине основной вопрос гносеологии.
Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины.
Существует несколько концепций понимания истины:
1.Принцип “экономии мышления” у эмпириокритиков. Истинно то, что экономно мыслиться – минимум теоретических постулатов.
Эмпириокритицизм – критика опыта. Критика того опыта, в который проникают философские представления. Это защита опыта от проникновения туда философских идей.
Природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы»). Исключение из культурной сферы излишних фрагментов: спиритуализм, мистицизм, философию.
Идеалом является научное мышление, из которого устранено всё лишнее: философские категории и религиозные представления.
Эрнст Мах (1838-1916). Махизм.
2.Принцип конвенционализма. Истинно то, что соответствует условному произвольному соглашению (конвенция). Идеалистическая трактовка.
Язык, например.
Истолкование науки, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п.
Основоположник Пуанкаре (1854-1912).
Развитие неевклидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, что геометрия не имеет опытного происхождения и ничего не говорит о реальном мире.
В основу каждой естественнонаучной теории можно положить любую систему аксиом и правил синтаксиса.
С формально-логической точки зрения для мира объектов возможны отличные системы классификаций. Истинно то, что не противоречит персональным гипотезам (положениям, аксиомам), которые есть результат соглашения между учеными.
Истина происходит не из научной практики (не из опыта), а из мышления, которое устанавливает истину для самого себя (удобство и др.).
Напр., если вывод противоречит Закону сохранения энергии, то это не истина.
Это два понимания истины с т.зр. науки.
Понимание истины с позиции социальной практики.
3.Принцип полезности у представителей школы прагматизма. Истинная такая теория, которая полезна, выгодна.
Прагматизм. Конец 19 века. США. Пирс, Джемс, Дьюи.
Религия истинна, если приносит кому-то пользу, например, успокоение. Прагматизм отрицает принципиальное различие между наукой и религией - каждая по-своему приносит людям пользу.
Выдвигая критерий пользы на первый план, прагматизм тем самым санкционирует любой аморальный поступок, лишь бы этот поступок не повлек за собой вредных последствий для совершающего его человека.
Прагматистский практицизм вырабатывает антипатию к интеллектуальному осмыслению действительности.
Бихевиоризм (от англ. поведение) – изучать поведение, а не сознание. Психология.
Эволюционные идеи дарвинизма. Приспособление к внешней среде.
Истина – это биологическое (психологическое) приспособление к внешней среде.
Для человека приспособление к социальным условиям жизни. Социодарвинизм.
4.Принцип общезначимости. Истинно то, что соответствует мнению большинства.
Много обстоятельств, с которыми связана истина.
Например, сравните сознание взрослого человека и ребенка, солдата и генерала, рядового гражданина и главы государства, студента и преподавателя и т.д.
Истина связана с уровнем познания. На каком уровне находиться сознание?
Есть три уровня познания.
Чувственное познание.
Рассудок. Логическое познание.
Разум.
На каждом уровне своя истина.
Для чувственного познания истинно то, что ощущается.
Для рассудка (логического познания) истина – это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности. S есть P.
Для разума – это единство понятия и бытия. Разум стремится не воспринять мир таким, каким он есть, а стремится сделать мир таким, каким он должен быть.
Тк. об., истина несет в себе объективное содержание (информацию об объекте) и ценностную ориентацию субъекта познания, включающую моменты должного, нравственные, волю.
Истина – философская категория для обозначения меры познания объекта познающим субъектом.
Гносеологическая предпосылка существования истины – это совпадение мышления и бытия.
Реальное воплощение единства бытия и мышления – это истина. Мир движется к единству.
Идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей.
Заблуждение – знания субъекта, не соответствующие содержанию объекта, но принимаемое самым искренним образом за истину.
Заблуждение результат слабости мышления, отсутствия полной информации об объекте.
Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
Ложь – сознательное искажение знаний (информации) об объекте.
Ложь нравственно-правовой феномен.
Много нравственных проблем. Ложь ради истины?
Правда – соответствие высказываний субъекта и того, что он думает на самом деле и как он поступает. Соответствуют ли его поступки тому, что он говорил?
Истина субъективно и объективно обусловлена.
Всё человеческое познание ориентировано на достижение истины.
Существует несколько концепций понимания истины:
1.Принцип “экономии мышления” у эмпириокритиков. Истинно то, что экономно мыслиться – минимум теоретических постулатов.
Эмпириокритицизм – критика опыта. Критика того опыта, в который проникают философские представления. Это защита опыта от проникновения туда философских идей.
Природой мышления как продукта прогрессивного приспособления к среде («мышление как максимальный результат при наименьшей мере силы»). Исключение из культурной сферы излишних фрагментов: спиритуализм, мистицизм, философию.
Идеалом является научное мышление, из которого устранено всё лишнее: философские категории и религиозные представления.
Эрнст Мах (1838-1916). Махизм.
2.Принцип конвенционализма. Истинно то, что соответствует условному произвольному соглашению (конвенция). Идеалистическая трактовка.
Язык, например.
Истолкование науки, согласно которому в основе математических и естественнонаучных теорий лежат произвольные соглашения (условности, определения, конвенции между учёными), выбор которых регулируется лишь соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т.п.
Основоположник Пуанкаре (1854-1912).
Развитие неевклидовых геометрий, показавших, что одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные друг другу геометрии, привели его к выводу, что геометрия не имеет опытного происхождения и ничего не говорит о реальном мире.
В основу каждой естественнонаучной теории можно положить любую систему аксиом и правил синтаксиса.
С формально-логической точки зрения для мира объектов возможны отличные системы классификаций. Истинно то, что не противоречит персональным гипотезам (положениям, аксиомам), которые есть результат соглашения между учеными.
Истина происходит не из научной практики (не из опыта), а из мышления, которое устанавливает истину для самого себя (удобство и др.).
Напр., если вывод противоречит Закону сохранения энергии, то это не истина.
Это два понимания истины с т.зр. науки.
Понимание истины с позиции социальной практики.
3.Принцип полезности у представителей школы прагматизма. Истинная такая теория, которая полезна, выгодна.
Прагматизм. Конец 19 века. США. Пирс, Джемс, Дьюи.
Религия истинна, если приносит кому-то пользу, например, успокоение. Прагматизм отрицает принципиальное различие между наукой и религией - каждая по-своему приносит людям пользу.
Выдвигая критерий пользы на первый план, прагматизм тем самым санкционирует любой аморальный поступок, лишь бы этот поступок не повлек за собой вредных последствий для совершающего его человека.
Прагматистский практицизм вырабатывает антипатию к интеллектуальному осмыслению действительности.
Бихевиоризм (от англ. поведение) – изучать поведение, а не сознание. Психология.
Эволюционные идеи дарвинизма. Приспособление к внешней среде.
Истина – это биологическое (психологическое) приспособление к внешней среде.
Для человека приспособление к социальным условиям жизни. Социодарвинизм.
4.Принцип общезначимости. Истинно то, что соответствует мнению большинства.
Много обстоятельств, с которыми связана истина.
Например, сравните сознание взрослого человека и ребенка, солдата и генерала, рядового гражданина и главы государства, студента и преподавателя и т.д.
Истина связана с уровнем познания. На каком уровне находиться сознание?
Есть три уровня познания.
Чувственное познание.
Рассудок. Логическое познание.
Разум.
На каждом уровне своя истина.
Для чувственного познания истинно то, что ощущается.
Для рассудка (логического познания) истина – это знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности. S есть P.
Для разума – это единство понятия и бытия. Разум стремится не воспринять мир таким, каким он есть, а стремится сделать мир таким, каким он должен быть.
Тк. об., истина несет в себе объективное содержание (информацию об объекте) и ценностную ориентацию субъекта познания, включающую моменты должного, нравственные, волю.
Истина – философская категория для обозначения меры познания объекта познающим субъектом.
Гносеологическая предпосылка существования истины – это совпадение мышления и бытия.
Реальное воплощение единства бытия и мышления – это истина. Мир движется к единству.
Идущего еще от Аристотеля положения о том, что истинность суждения заключается в его соответствии (лат. adae-quatio) фактическому положению вещей.
Заблуждение – знания субъекта, не соответствующие содержанию объекта, но принимаемое самым искренним образом за истину.
Заблуждение результат слабости мышления, отсутствия полной информации об объекте.
Истина рождается как ересь, а умирает как предрассудок.
Ложь – сознательное искажение знаний (информации) об объекте.
Ложь нравственно-правовой феномен.
Много нравственных проблем. Ложь ради истины?
Правда – соответствие высказываний субъекта и того, что он думает на самом деле и как он поступает. Соответствуют ли его поступки тому, что он говорил?
Истина субъективно и объективно обусловлена.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи