Сравнение философии Гегеля и Маркса

Наука » Философия
1.Абсолютная идея – материальное производство (противоречие между производительными силами и производственными отношениями (борьба классов)).
2.Самопознание, самоосознание – движение общественно-экономических формаций (ОЭФ).
3.Человек (сознание) – человек (труд).
Критика капиталистического общества
Собственность – бездушное начало противостоящее человеческому, духовному началу.
Человек, перестав быть рабом человека, стал рабом вещи.
Человек отчуждается от труда.

Объективной основой потребительской психологии выступают при капита¬лизме отчуждённый труд и товарный фетишизм
Фетишизм (от французского fetiche – идол, талисман) – поклонение неодушевленным предметам. Наделение продуктов труда сверхъестественными свойствами (самовозрастание стоимости и пр.).
Основной фетиш – деньги.
Человеческая жизнь становится формой движения вещей и движение вещей определяет жизнь человека, а не наоборот.

Отчуждение выступает в четырёх формах: 1)отчуждение продукта труда; 2)самого процесса труда, тру¬довой деятельности; 3)(родовой сущности человека) отчужденность социальных институтов (бюрократия) и норм; 4)человека от человека.
Экономическое отчуждение является основой всякого иного отчуждения (религиозного, политического, культурного и т.д.).
Причина отчуждения труда – господство частной собственности, деформирующей социальные условия и внутренний мир человека.

При этом потребительская психология распространяется на вос-приятие и оценку всей сферы человеческих отношений, духовных ценностей, самих людей. Превращение производства в принудительную деятельность делает синонимом счастья и свободы праздность, заставляет видеть смысл жизни не в труде, а в потреблении.
Культ потребления выполняет определенные социальные функции. Он способствует капиталистической эксплуатации, позволяя создавать у людей сильные эмоциональные и подсознательные стимулы к приобретению вещей, которым приписывается способность придавать их владельцам социальный вес, мужественность или обаяние, быть залогом признания в обществе, продвижения по службе, удачи в интимной жизни и т.п. Даже духовные ценности зачастую имеют значение лишь в качестве символов социального престижа и социального статуса.
Потребит идеология и психология играют также важную роль в поддержании политического и идейного господства правящего класса, слоя.
Способствуют формированию у членов общества такого уровня притязаний и ожиданий, который не соответствует действительным возможностям общества, что нередко бывает причиной отклоняющегося поведения.


Маркс («Немецкая идеология»): «Мышление людей является непосредственным порождением их материальных действий. Сознание не может быть чем-то иным, как осознанным бытием, а бытие людей – их реальная жизнь. Таким образом, мораль, религия, философия и прочее – виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают самосознание. У них нет истории, нет развития».
В этой системе Маркса – недооценка духовной культуры, это достаточно автономная область.
Н.А.Бердяев (по поводу судьбы марксизма): «Существуют два основных пути социального общественного развития. Первый – по формуле через частное благо к общему, второй – через общее благо к частному. Основополагающая идея коммунизма – второй путь, несомненно, более справедлив и рационален. Но человек к нему еще не готов».
Крах коммунизма: человек провозгласил второй принцип жизни, а живет по первому.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.