Христианство стало церковью, вера в Христа – догмой. Основной догмат – догмат искупления.
Положения веры являются предметом обучения. Они должны быть доказаны. Догматической вере можно и обучать, и обучаться.
Эта проблема решается в следующем периоде развития христианства – схоластике (11-14 век).
Соорудить здание догм вполне соответствует церковному миропониманию. Человеческое знание должно прийти в согласие с религией.
Философия становится прислужницей теологии. В философии много противорелигиозных принципов.
Схоластика есть рациональная теология под господством церкви.
Всё приспосабливалось к церкви и не выходило за ее пределы.
Схоластика – христианская философия, преподаваемая в средневековых школах и университетах (то есть уже официально изучаемая). В X веке в Европе появляются университеты, а на Руси только-только принимается христианство.
Три власти: существует государственная власть, – власть силы; власть церкви,– власть духа; и университет,– власть разума.
Основная идея схоластики: «Мало верить! Надо понимать».
Две проблемы.
1.Доказательство существования Бога и 2.Старая проблема (Платон, Аристотель) насколько реальны общие идеи? Это вопрос о соотношении общего и единичного, индивидуального. Номинализм и реализм.
Реализм приписывал существование лишь общему. Общее существует до единичных вещей. Реальны общие понятия.
Номиналисты (от лат. ном – имя) не допускали реального существования универсалий (общее), общее существует лишь после вещей.
Номинализм и реализм – это борьба двух позиций. Номинализм вера первична, а разум вторичен. Философия служанка теологии. И реализм вера и разум взаимосвязаны. Вера на основе понимания.
Первым основателем схоластики был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877).
Авторитет основывается на истинности разума. Между откровением и разумом нет противоречия. Подлинная религия является и подлинной философией.
Эриугена рационализировал теологию. В догматы нужно не только слепо верить, но они должны быть доказаны разумом. В 1225 году произведения Эриугены подверглись церковному запрету.
Эриугена – реалист. Чем выше общность понятия, тем оно истиннее Орудием разума является диалектика – оперирование общими понятиями. Авторитет веры основывается на разуме, а не на оборот. Между откровением и разумом нет противоречия.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) “Верую, чтобы понимать”.
Предложил онтологическое доказательство бытия Бога. Если мы верим в Бога, если мы его мыслим в качестве общего понятия, то Бог существует.
1. Из понятия о Боге следует вывод о том, что Бог существует.
2. Понятие бога настолько обширно, что его нельзя мыслить. Оно шире нашего понимания. А что больше нашего понимания не может существовать только в мышлении. Оно должно существовать реально, в бытии. Сторонник реализма.
Вера ищет разум!
Пьер Абеляр (1079-1142). “Верую, а потому пониманию”. Номиналист. Человек и человечность не могут быть отделены друг от друга. Отрицал обе крайние позиции. Единство вещи и идеи вещи – позиция Аристотеля (о единстве формы и материи).
Фома Аквинский (1226-1274). Основатель томизма. Отвергал положения Ансельма. “Бог существует” не является для человека врожденным. Ансельм сам приводит пять доказательств бытия Бога.
1.От движения. Перводвигатель. Бог.
2.От причины. Всё в мире имеет причину. Первая действующая причина – Бог.
3.От случайности. Случайное зависит от необходимого. Первая необходимость – воля Бога.
4.От степени совершенства. Каждая вещь имеет степень совершенства. Высшая степень совершенства – Бог.
5.От цели. Телеологическое док-во. Всё процессы имеют цель. Есть разумное существо, которое направляет все процессы и вещи к одной цели. Это Бог.
Эти доказательство показывают, что нет противоречия между верой и разумом. Что составляет веру может быть доказано.
Истина может быть только одна, ибо происходит от Бога. След., между наукой (философией) и теологией не должно быть противоречия.
Иоанн Дунс Скот (1270-1308, 13-й век). Противник Фомы Аквинского. Номиналист. Истинное знание о Боге невозможно. Знание о Боге едино – это личный опыт. Разумом Бог доказан быть не может. То, что истинно для теолога, может быть ложным для философа.
Уильям Оккам (1285-1349). Известный номиналист 14 века. Политический и религиозный деятель. С 1328 жил в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского, которому Оккам, по преданию, сказал: «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером».
Первичным по¬знанием, по Оккаму, является интуитивное. А понятия, не сво¬димые к интуитивному знанию и не поддающиеся про¬верке в опыте, должны быть удалены из науки. Его известный тезис: «сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, получивший название «бритвы Оккама», сыграл важ¬ную роль в борьбе против средневекового реализма.
Буридан (14-й век) – сторонник Оккама. “Буриданов осел” – парадокс абсолютного детерминизма. Осёл, помещенный на равном расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен умереть от голода, ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку сена.
Парадокс показывает бессилие разума, т.к. всё решает свободная воля на основе веры. Если у нас два решения, причем они абсолютно одинаковы, то разум приходит к противоречию и не может предложить рациональный выход из противоречия. Нужна вера.
Многие средневековые ордены существуют и сегодня – бенедектинцы; орден св. Франциска, который возник в XIII веке как нищенствующий орден; орден св. Доминика, также возникший как нищенствующий орден в том же XIII веке – «орден проповедующих братьев», который боролся за чистоту веры; орден Иисуса (орден иезуитов) и др.
Для борьбы с еретиками, с инакомыслящими папа Григорий IX в 1229 г. издал указ об учреждении инквизиции (лат. «розыск»). Этот верховный суд церкви был создан на базе ордена доминиканцев (псы господни).
Крестовые походы совершались по призыву церкви с XI до конца XIII в.
В 1879 г. учение Фомы Аквинского было провозглашено папой Львом XIII официальной философией католической церкви под названием неотомизма. Сегодня томизм, неотомизм – это одно из влиятельных направлений философской мысли Запада.
Положения веры являются предметом обучения. Они должны быть доказаны. Догматической вере можно и обучать, и обучаться.
Эта проблема решается в следующем периоде развития христианства – схоластике (11-14 век).
Соорудить здание догм вполне соответствует церковному миропониманию. Человеческое знание должно прийти в согласие с религией.
Философия становится прислужницей теологии. В философии много противорелигиозных принципов.
Схоластика есть рациональная теология под господством церкви.
Всё приспосабливалось к церкви и не выходило за ее пределы.
Схоластика – христианская философия, преподаваемая в средневековых школах и университетах (то есть уже официально изучаемая). В X веке в Европе появляются университеты, а на Руси только-только принимается христианство.
Три власти: существует государственная власть, – власть силы; власть церкви,– власть духа; и университет,– власть разума.
Основная идея схоластики: «Мало верить! Надо понимать».
Две проблемы.
1.Доказательство существования Бога и 2.Старая проблема (Платон, Аристотель) насколько реальны общие идеи? Это вопрос о соотношении общего и единичного, индивидуального. Номинализм и реализм.
Реализм приписывал существование лишь общему. Общее существует до единичных вещей. Реальны общие понятия.
Номиналисты (от лат. ном – имя) не допускали реального существования универсалий (общее), общее существует лишь после вещей.
Номинализм и реализм – это борьба двух позиций. Номинализм вера первична, а разум вторичен. Философия служанка теологии. И реализм вера и разум взаимосвязаны. Вера на основе понимания.
Первым основателем схоластики был Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-877).
Авторитет основывается на истинности разума. Между откровением и разумом нет противоречия. Подлинная религия является и подлинной философией.
Эриугена рационализировал теологию. В догматы нужно не только слепо верить, но они должны быть доказаны разумом. В 1225 году произведения Эриугены подверглись церковному запрету.
Эриугена – реалист. Чем выше общность понятия, тем оно истиннее Орудием разума является диалектика – оперирование общими понятиями. Авторитет веры основывается на разуме, а не на оборот. Между откровением и разумом нет противоречия.
Ансельм Кентерберийский (1033-1109) “Верую, чтобы понимать”.
Предложил онтологическое доказательство бытия Бога. Если мы верим в Бога, если мы его мыслим в качестве общего понятия, то Бог существует.
1. Из понятия о Боге следует вывод о том, что Бог существует.
2. Понятие бога настолько обширно, что его нельзя мыслить. Оно шире нашего понимания. А что больше нашего понимания не может существовать только в мышлении. Оно должно существовать реально, в бытии. Сторонник реализма.
Вера ищет разум!
Пьер Абеляр (1079-1142). “Верую, а потому пониманию”. Номиналист. Человек и человечность не могут быть отделены друг от друга. Отрицал обе крайние позиции. Единство вещи и идеи вещи – позиция Аристотеля (о единстве формы и материи).
Фома Аквинский (1226-1274). Основатель томизма. Отвергал положения Ансельма. “Бог существует” не является для человека врожденным. Ансельм сам приводит пять доказательств бытия Бога.
1.От движения. Перводвигатель. Бог.
2.От причины. Всё в мире имеет причину. Первая действующая причина – Бог.
3.От случайности. Случайное зависит от необходимого. Первая необходимость – воля Бога.
4.От степени совершенства. Каждая вещь имеет степень совершенства. Высшая степень совершенства – Бог.
5.От цели. Телеологическое док-во. Всё процессы имеют цель. Есть разумное существо, которое направляет все процессы и вещи к одной цели. Это Бог.
Эти доказательство показывают, что нет противоречия между верой и разумом. Что составляет веру может быть доказано.
Истина может быть только одна, ибо происходит от Бога. След., между наукой (философией) и теологией не должно быть противоречия.
Иоанн Дунс Скот (1270-1308, 13-й век). Противник Фомы Аквинского. Номиналист. Истинное знание о Боге невозможно. Знание о Боге едино – это личный опыт. Разумом Бог доказан быть не может. То, что истинно для теолога, может быть ложным для философа.
Уильям Оккам (1285-1349). Известный номиналист 14 века. Политический и религиозный деятель. С 1328 жил в Мюнхене при дворе противника папы императора Людвига Баварского, которому Оккам, по преданию, сказал: «Защищай меня мечом, а я буду защищать тебя пером».
Первичным по¬знанием, по Оккаму, является интуитивное. А понятия, не сво¬димые к интуитивному знанию и не поддающиеся про¬верке в опыте, должны быть удалены из науки. Его известный тезис: «сущности не следует умножать без необходимости». Этот принцип, получивший название «бритвы Оккама», сыграл важ¬ную роль в борьбе против средневекового реализма.
Буридан (14-й век) – сторонник Оккама. “Буриданов осел” – парадокс абсолютного детерминизма. Осёл, помещенный на равном расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен умереть от голода, ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку сена.
Парадокс показывает бессилие разума, т.к. всё решает свободная воля на основе веры. Если у нас два решения, причем они абсолютно одинаковы, то разум приходит к противоречию и не может предложить рациональный выход из противоречия. Нужна вера.
Многие средневековые ордены существуют и сегодня – бенедектинцы; орден св. Франциска, который возник в XIII веке как нищенствующий орден; орден св. Доминика, также возникший как нищенствующий орден в том же XIII веке – «орден проповедующих братьев», который боролся за чистоту веры; орден Иисуса (орден иезуитов) и др.
Для борьбы с еретиками, с инакомыслящими папа Григорий IX в 1229 г. издал указ об учреждении инквизиции (лат. «розыск»). Этот верховный суд церкви был создан на базе ордена доминиканцев (псы господни).
Крестовые походы совершались по призыву церкви с XI до конца XIII в.
В 1879 г. учение Фомы Аквинского было провозглашено папой Львом XIII официальной философией католической церкви под названием неотомизма. Сегодня томизм, неотомизм – это одно из влиятельных направлений философской мысли Запада.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи