Италийская философия

Наука » Философия
В конце 6-го века до н.э. центр зарождающейся европейской философии перемещается с Дальнего Востока Эгейского мира на его Дальний Запад – из Ионии в “Великую Грецию” или “Великую Элладу”. Это совокупность городов-полисов на побережье Южной Италии и Сицилии.
Философия италийцев была дальнейшим шагом в становлении античной философии после ионийской философии.
Италийской философии принадлежали Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл.

Пифагор.
Пифагор происходил (570г. до н.э.) с острова Самос (из Ионии). Вторая половина 6-го века до н.э. – начало 5 века.
Из-за тирании самосского тирана Поликрата Пифагор вынужден был покинуть свою родину. Пифагор путешествует по Египту, учиться у жрецов Вавилонии и будто бы был даже в Индии. И после 34-летнего путешествия Пифагор оказывается в городе Кротоне (южная Италия), где основывает свою школу – Пифагорейский союз.

Пифагору и его ученикам приписывается много научных открытий.
Открытия в области музыки, пифагорова теорема. По поводу открытия теоремы Пифагор устроил праздник. Луна получает свой свет от Солнца.

Пифагор первый кто назвал себя философом вместо софос.
Софос – мудрец действующий практически.
Философия означает противоположность участию в практической жизни. Философия означает любовь к мудрости.

Пифагорейцы не ели животной пищи. Это связано с верой в учение о бессмертии души (псюхе) и в переселение душ (метемпсихоз). Все живые существа состоят в родстве. Пифагор помнил свои четыре прежних инкарнации. Инкарнация (метемпсихоз по лат.) – воплощение, а реинкарнация – перевоплощение.

Пифагорейский союз был тайной организацией – для эзотериков, но были и экзотерики.
Экзотерический – внешний, не представляющий тайны, эзотерический – тайный, скрытый, исключительно для посвященных.
Задача школы, союза – развитие ума, чувства и воли. Не только получения знаний, но развитие нравственной культуры, создание личностей, а не всезнаек.

Еще при жизни Пифагора решилась судьба его союза. Возник конфликт между властью и союзом. Власть опасалась союза за то, что члены союза всецело больше не принадлежали государству, а зависели от союза.
Возник конфликт. Как гласит легенда Пифагор и пифагорейцы нашли свою смерть во время восстания народа против аристократии, которое они поддержали.
Это было в 69-ю олимпиаду или около 504 г. до Р.Хр. Возраст Пифагора был 80 лет или 104 года.
Культурная связь членов союза сохранилась после разгрома союза. Пифагорейский союз является образцом дружбы.

Философия Пифагорейцев. Филолай.
Главный тезис: Числа – основа всего сущего.
Число есть сущность всех вещей. Число – основа мироздания.
Первым простым понятием является единица. В пространстве – это точка.
Если есть одно, то всегда есть и второе. Здоровье – болезнь, излишек – недостаток. Тк. об., появляются две противоположности. То есть появляется число два. В пространстве два – это прямая линия.
Троица или число три. Единица возвращается к своему началу. Троица дает понятие “всё”. Один, два и множество. Много – это три. Три в пространстве означает плоскость.
Число имеет несколько значений. Как бы интеллектуальное и пространственное значение.
Четыре – тетрас. Тетрада считалась завершением чисел. Четыре элемента, четыре страны света. Четырем в пространстве соответствует само пространство – объем, объемные фигуры.
Точка – 1, линия – 2, плоскость – 3, тело – 4, качество и цвет — 5, одушевлённость — 6, ин¬теллект, здоровье и сознание («свет») – 7, любовь, друж¬ба и целесообразность мышления – 8. И т.д.
Числа охватывают различные уровни бытия природы.

Далее следует число десять. Десять это другая форма тетрады. Десять это тетрактида (четверица) – совершеннейшее число, так как содержит в себе все предшествующие числа: 1+ 2 +3 +4 = 10. (10 – декада).
Числа представляют собой определения абстрактного пространства.

Эти выводы имели эмпирическое возникновение.
Пифагор проходил мимо кузницы и обратил внимание на удары молота. Он сравнил между собой вес молотов, от ударов которых получалось особое созвучие, и соответственно этому получил созвучие тонов.
Он применил выводы этого вычисления в опыте над струнами. Тон издаваемый струнами зависит от трех обстоятельств: от длинны, толщины и степени натяжения струн. Если у нас будут две струны одинаковой длинны и толщины, то мы должны сравнивать только их натяжения.
Отношение 1:2 дает музыкальный тон октавы, отношение 2:3 дает тон квинты, отношение или 3:4 дает кварту.
Различие числа колебаний в одинаковые промежутки времени определяет высоту и глубину тона. При отношении 12:6 сильнее натянутая струна делает вдвое больше колебаний, чем другая. И т.д.

Требование «очищения» (катарсис) как высшей этической цели, достигаемой – для тела – через вегетарианство, для души — через позна-ние музыкально-числовой структуры космоса (Гармо¬ния сфер – учение о музыкальном звучании планет), символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), т. е. сумме первых четырёх чисел 1 + 2 + 3 + 4 = 10, содержащей основные музыкальные интерва¬лы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3).

Гармония – это соотношение чисел. Любой предмет может быть представлен пропорцией или числовыми отношениями.
Глубокое осознание гармонии целого.

Пифагорейцы: Гиппас и последователь Филолай (середина 5 века).
Гиппас открыл недостойным природу пропорции. Пифагорейцы прокляли Гиппаса и, применяя самую первобытную вредоносную магию, соорудили ему, живому, могилу. И Гиппас вскоре утонул.
В учении Филолая пифагорейская философия достигает своей вершины.

Философия элеатов
Важным центром античной философии была также Элея. Одним из видных представителей элейской школы философии был Ксенофан из Колофона (ок. 570 – после 478 до н.э.)., Парменид (род ок. 515 до н.э.-?), Зенон Элейский (ок. 490 – ок. 430 до н.э.).
Ксенофан – основатель этой школы.

Элеаты осознают противоположность между бытием и сознанием.
У ионийцев субстанция еще имеет физическую природу, у пифагорейцев – математическую, у элеатов же она философична, ибо эта субстанция – бытие.

Ксенофан был поэтом, полемистом, ниспровергал всех авторитетов, сатириком. Ксенофан умер почти ста лет от роду. Он, как рассказывают, был так беден, что не имел возможности хоронить своих детей и должен был их закапывать своими руками.

Ксенофан характеризует бытие двумя предикатами: бог и единое.
Ксенофан был первым, определившим абсолютное существо как единое и назвавшим его богом: “Вселенная – едина, и бог присутствует во всех вещах: он неизменен, не имеет ни начала, ни средины, ни конца”.
“Всё есть мысль и разум, всё вечно”.
Ксенофан признает бытием только бесконечное, а конечное не считается бытием. Изменение вещи за бытие не признавалось.
Пантеизм Ксенофана.
Ксенофан критик религии – люди не творения богов, а сами боги – творения людей.

Парменид.
Парменид происходил из пользовавшегося уважением богатого рода и родился в Элее. Предание гласит, что он был учеником Ксенофана. Парменид изложил свое сочинение в форме поэмы.
Первый из древнегреческих философов стал оперировать двумя понятиями бытие и небытие, т.е. сущее и не-сущее.
Он пытался доказать, что бытие существует, а небытия вовсе не существует, хотя органы чувств нам показывают, что небытие есть: вещи исчезают, изменяются. Органы чувств несовершенны.
Два пути познания истины: первый путь – “путь мнения” и второй – “путь истины”. Путь мнения – это путь чувственного познания, а путь истины – это путь разума.

Но самый главный вывод состоит в том, что без бытия, без сущего нет мышления. Мышление высказывается о сущем. И без сущего, о котором высказывается мышление, мы мышления не найдем.
Бытие и мышление – тождественны.
Парменид не различает мысль о предмете и предмет мысли.

По мнению Парменида философия должна освободиться от частных мнений и представлений, отказав им в их истинности, и исследовать только лишь бытие, то что существует как необходимое.
Не в споре рождается истина, а истина рождается в исследовании бытия, того что существует, существует всегда (вечно), т.е. существует как необходимое.

Вывод: Парменид создал науку о действительности – о бытии.

Зенон.
Следующий представитель школы элеатов Зенон. Деятельность Зенона приходится на 60-е годы 5 века. О его жизни ничего неизвестно.
Зенон ученик Парменида. Зенон погиб героической смертью в борьбе с тиранией и “доказал на деле, что великому мужу постыдно быть трусливым” (Плутарх).
Особенность философии Зенона составляет диалектика, которая с него и начинается.
Зенон исследовал такую характеристику бытия как движение, такой атрибут бытия как движение.
Рассуждения Зенона назывались “апория” – безвыходное положение и “эпихерема” – сжатое умозаключение, состоящее из тезиса и антитезиса.
Эпихеремы были посвящены множественности бытия, а апории главной характеристике бытия – движению и покою.
Наиболее известны апории Зенона. Это “Дихотомия” – разрубание на двое, “Ахиллес и черепаха”, “Стрела”.

Первая апория “Дихотомия” гласит, что движение не может начаться , потому что движущийся предмет должен дойти до половины пути, прежде чем он дойдет до конца, но чтобы дойти до половины пути, он должен дойти до половины половины, и так до бесконечности.
Чтобы попасть из одной точки в другую, надо пройти бесконечное количество отрезков пути, а это невозможно.
Математически это разрешимо, но не ясен физический смысл пространства и движения. Пространство делимо до бесконечности или оно атомарно? Atomos – неделимый.
Смысл апории в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может закончится.

Во втором рассуждении против движения быстрое (Ахиллес) не настигнет медленное (черепаху). Ведь когда Ахиллес придет в ту точку, которую занимало в момент старта как быстрого, так и медленного медленное, то медленное отойдет от своего исходного положения на такую часть первоначального расстояния между быстрым и медленным, на сколько скорость медленного меньше скорости быстрого.
Вся трудность состоит в выявлении физического смысла бесконечно убывающего к нулю, но в то же время не исчезающего интервала.
Смысл апории в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может закончится.

Смысл обеих апорий в том, что если пространство бесконечно делимо, то движение не может ни начаться, ни кончиться.

Третья апория гласит, что летящая стрела покоится, ибо движущийся предмет в каждое время всегда покоится. А значит движения нет, стрела неподвижна, так как из суммы состояний покоя движение никак не может возникнуть.
Смысл третьей апории в том, что движение невозможно и при допущении прерывности пространства.

Вывод из апорий: движение невозможно при допущении прерывности пространства, так и при допущении его непрерывности.
Нет движения не в чувственном восприятии, а в мысленном.

Проблема делимости пространства повторялась также в эпихеремах.
Первая эпихерема. Определенное количество вещей – конечно и бесконечно. Каждую вещь можно поделить на бесконечное число частей, и каждое множество частей можно объединить до конечного числа. Поэтому любое конечное число вещей и конечно и бесконечно.
Вторая эпихерема. Сущее может быть малым настолько, что не имеет величины, и большим настолько большим, чтобы быть бесконечным по величине. Зенон подметил проблему измерений. Какова мера величины?

Зенон ставил проблемы единства и множества в эпихеремах, движения и покоя в апориях.
Если другие мыслители утверждали и порицали, то Зенон Элейский первый стал доказывать, и тк. об., на практике пытался применить диалектику.

Эмпедокл (490-430 гг. до н.э.).
Эмпедокл жил в Агригенте в Сицилии. Италия.
Эмпедокл не жил уединенно подобно Гераклиту, а оказывал большое влияние на ход государственных дел Агригента.
О его смерти, так же как и о других обстоятельствах его жизни, создано много легенд.
Как в своей жизни он старался отличаться от других, так и своей смертью он хотел показать, что умер необычайной смертью. Он внезапно исчез и своим исчезновением создал мнение, что он не умер, а был забран богами на Олимп. Однако тайна того, что с ним произошло, была выдана тем, что одна из его сандалий была выброшена вулканом Этной и найдена одним его другом. Благодаря этому стало ясно, что он бросился в Этну, чтобы не осталось тела, и чтобы создать таким образом мнение, что он не умер, а был перемещен к богам.
Четыре первоэлементов: огонь, вода, воздух и земля.
Эмпедокл присоединил к трем – огню (у Гераклита), воде и воздуху (Милетская школа), - из которых каждый тем или другим философом признавался раньше первоначалом, еще и землю, как четвертый материальный элемент.
Плюрализм Эмпедокла.
Каждая вещь возникает посредством какого-то соединения четырех элементов. Эти стихии основа всякого изменения и движения.
Эмпедокл впервые ввел логическое основание изменения и движения. Он подошел к описанию оснований движения поэтически – Любовь (Филия) и Вражда (Нейкос). Любовь способствует соединению первоэлементов, а вражда – разделению.
Четыре элемента природы для него реальные первоначала, а дружба и вражда – идеальные.
Антропология. Эмпедокл интересовался биологической проблематикой: вопрос о происхождении органической целесообразности. Появлялись различные комбинации человеческих органов и частей тела. Многие комбинации погибли, а некоторые выжили. Прообраз естественного отбора. Выжили те, у кого органы хорошо подошли к друг другу. Т.е. есть возможность размножения и т.п.
Эмпедокла интересовало сходство родителей и детей, что появилось раньше флора или фауна, растения или животные.
Интереса догадка Эмпедокла о том, что свет распространяется с большей, но конечной скоростью. В дальнейшем мыслители не соглашались с этим предположением, а Эмпедокл оказался прав.

Анаксагор
Анаксагор (500-428 гг. до н.э.). Анаксагор после многих путешествий прибыл в Афины на 45 году своей жизни. Это были годы правления Перикла (443-429).
Перикл приближал к себе умных людей своего времени. Но в месте с тем он и подвергал их опасности, так как афиняне завидовавшие Периклу и соперничающие с ним за первое место в государстве не осмеливались открыто на него нападать, и выступали поэтому с обвинениями против его любимцев. По этим же мотивам была подана жалоба на жену Перикла Аспасию и благородный Перикл был вынужден униженно со слезами умалять отдельных афинских граждан о ее оправдании (Плутарх). Спас Перикл от смертного приговора и Анаксагора, которого афиняне обвиняли безбожии (как и Сократа). Анаксагор был вынужден покинуть Афины.
Афинский народ от своих повелителей, которым разрешил управлять собой, иногда требовал актов, которые давали почувствовать этим повелителям их унижение перед народом, а народу тем самым свое превосходство. Такова была демократия в Афинах.

Анаксагор – отверг стихии в качестве первоначал. “Гомеомерии” – “семена вещей”. Гомеомерии подобны целому. Из смеси гомеомерий может возникнуть любая вещь. Качество вещи определяется теми частицами, которые в ней преобладают. Если золото, то в нем преобладают частицы золота (хотя есть в золоте все гомеомерии). Если железо, то в нем преобладают элементы железа.
Все предметы – однородны. Так как в каждом предмете есть все гомеомерии.

“Подобное соединяется с подобным”. Гомеомерии – семена вещей, неразрушимые элементы. Гомеомерия – семена качественно однородных веществ. Панспермии – гомеомерии падают на землю из Космоса.
Гомеомерии – пассивны, а Нус творец. Анаксагор признает первоначалом рассудок. Рассудок – способность рассуждения. Это Нус. Анаксагор первым начал давать определения понятий и первым определившим абсолютную сущность, субстанцию как ум.
Нус – это разумное устройство.
Анаксагор упразднил субъективность, вместе с тем возродил ее в новом качестве, дав ей иное основание – это рефлексия в глубь себя.
Ибо только в мышлении духовное знает себя как подлинно действительное, так что в мышлении недуховное, материальное превращается в противоположное к мышлению.

Принцип философии Анаксагора.
Нус находится во всём. Всеобщим является то, что находится внутри себя.
С Анаксагора человек начинает открывать в себе требования, которых он не знал раньше – это рефлексия, самоанализ.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.