ТЕОФРАСТ ПАРАЦЕЛЬС
В деятельности выдающегося врача и естествоиспытателя эпохи Возрождения Теофраста Парацельса, как в капле воды, отразились не только достижения, но и заблуждения его времени.
Исключительно оригинальной фигурой эпохи Возрождения был Теофраст Парацельс (24 ноября 1493 г. — 24 сентября 1541 г.), которого с полным основанием считали реформатором медицины. Этот удивительный человек был одновременно и гением, и «бароном Мюнхгаузеном», великолепным врачом и алхимиком, верившим в существование «философского камня». Своё имя он всегда писал полностью — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, величая себя не иначе как «высокообразованный», «широкоизвестнейший», «бесподобный», «магистр искусств», «князь химиков», «монарх медицины» и прочее. Он никогда не отличался излишней скромностью, и ни тени сомнения не возникало у него по поводу своей гениальности и исключительности. В пику известному врачу древности Цельсу он даже стал называть себя «Парацельс», что значит «лучше Цельса».
О его жизни известно немного. Родился он близ небольшого городка Айнзидельна в Швейцарии. В детские годы пас гусей и свиней, не проявляя при этом особого рвения и заботы о своих подопечных. Медицину изучал в университете в Ферраре (Италия), по окончании которого он получил степень доктора медицины. Большую часть жизни провёл в странствиях, так и не имея семьи, и умер в нищете и одиночестве. За свою недолгую жизнь он познал и радость дружбы, и горечь предательства, клевету недругов и восхищение учеников, радость от удачных исцелений и скорбь от потерь.
В своих продолжительных странствиях по Европе Парацельс стремился изучить и по-настоящему познать природу и жизнь, считая, что «кто хочет изучить природу вдоль и поперёк, тот должен пройти все её книги собственными ногами. Написанное разбирают по буквам, а природу изучают из страны в страну, что ни страна, то новая страница».
Перелистывая эти страницы, Парацельс побывал в России, Польше, Константинополе, а несколько лет, как говорили, провёл в татарском плену. В 1526 г. он попал в Базель (Швейцария) и в местном университете получил кафедру физики, медицины и хирургии.
Его лекции проходили при переполненных аудиториях. Он привлекал не только своим оригинальным внешним видом и темами этих лекций, но и страстным увлечением наукой, горячим энтузиазмом. Его речь была пересыпана яркими примерами, фантастическими аллегориями и таинственно звучащими терминами. Вопреки традициям, он читал лекции по-немецки, а не на латыни. Вот как известные современные писатели братья Вайнеры в своём романе «Лекарство против страха» изобразили первую лекцию Парацельса в Базельском университете:
«Актовый зал переполнен. Справа за столом, застланным малиновым покрывалом, — отцы города и его самые почётные люди. Слева —учёный синклит университета. И бесчисленные головы студентов и вольнослушателей... Ползёт по залу шум и говор...
Я поднимаю руку, и шум в зале стихает, набираю полную грудь воздуха и произношу громко по-немецки начало своей речи, зная, что впервые с кафедры будет сказано не на мёртвой латыни, а на живом языке живущих людей:
— Благороднейшие, справедливейшие, почтеннейшие, разумнейшие, мудрейшие и всемилостивейшие государи мои!..
Тишина безмерной немоты заливает зал, все вытаращили глаза, и я говорю быстрее, чтобы успеть закончить мысль до того, как на меня рухнет шквал возмущённых воплей.
— Намерен я здесь разъяснить, чем врач быть должен, и разъяснить сие на нашем языке, дабы мысли мои были всем понятны и доведены до каждого присутствующего здесь...»
В этих лекциях Парацельс рассказывал о различных заболеваниях, способах их лечения, о строении тела человека. Не забывал он и о своей любимой химии. Он первый указал на то, что в основе жизни лежат химические процессы. Человеческий организм он сравнивал с ретортой, в которой протекают сложные химические превращения.
Парацельс стал основоположником новой науки — медицинской химии, или ятрохимии (от греческого слова «ятро» — врач). О себе он говорил: «Ятрохимик есмь, ибо равно ведаю химию и врачевание». Александр Герцен называл Парацельса «первым профессором химии от сотворения мира». Для лечения болезней Парацельс применял сурьму, мышьяк, свинец, ртуть, золото.
Правда, надо заметить, что пары ртути для лечения сифилиса он применял, даже не зная о существовании возбудителя болезни, для которого они смертельны. Он исходил из астрологического правила о том, что Венера и Меркурий являются противоположностями. Следовательно, недуг, возникший на любовной почве, по воле Венеры, лечить следует ртутью, символ которой — Меркурий.
Парацельс говорил: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом и лекарством». Можно любить хорошее вино, однако если выпить целый бочонок, то он может стать последним. Кстати, именно Парацельс впервые употребил термин «алкоголь» применительно к винному спирту (в 1526 г.).
Парацельс оставил потомкам 14 томов своих сочинений. Многие из них носят экстравагантные названия: «Лабиринт врачей», «Небо философов». В своих сочинениях он часто возвращается к чудодейственным свойствам «великого эликсира», «всеисцеляющего лекарства», «панацеи жизни», «красного льва» — философского камня, поисками которого занимались алхимики средневековья. Его раствор, доведённый до концентрации так называемого «золотого напитка», якобы может не только избавить от всех болезней, но и полностью омолодить стариков и даровать людям бесконечную жизнь. Обещая другим жизнь по крайней мере до тысячи лет, сам Парацельс не дожил и до пятидесяти.
Много недругов нажил себе Парацельс среди представителей традиционной медицины. С одной стороны, за ним укреплялась слава великолепного врача, а с другой — хвастливого и самовлюблённого невежды. Парацельс не признавал никаких авторитетов. Его неприятие официальных медицинских догм средневековья дошло до того, что он прилюдно сжёг имеющиеся у него сочинения Ибн Сины (Авиценны) и Галена, которые служили основными руководствами для врачей.
В своих работах Парацельс высказывал любопытные мысли о наследственности и развитии организма. Он писал, что при оплодотворении встречаются два семени, которые несут в себе характерные особенности матери и отца. Но в потомстве эти свойства не развиваются одинаково, а подавляют друг друга. Благодаря этому в потомстве родительские качества комбинируются, отчего дети не вполне похожи на родителей. Тем самым Парацельс во многом предвосхитил будущие открытия генетики.
И в то же время в его сочинениях можно было найти рецепты для воскрешения мёртвой курицы или рассказ о средстве, способном «вытягивать глаз из орбиты». А как он описывал процесс « изготовления » маленького человечка — гомункулуса! «Возьми известную человеческую жидкость и оставь её гнить сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней. Она начнёт жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, ещё нисколько не похоже на человека, но прозрачно и без тела. Если же потом ежедневно, втайне, осторожно и благоразумно питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока недель в постоянной равномерной теплоте в лошадином желудке, то произойдёт настоящий живой ребёнок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста». Сегодня этот «рецепт» трудно читать без улыбки.
Но Парацельс в отличие от заурядных алхимиков верил в прогресс науки и человечества. «Все мы, — писал он, — становимся тем более сведущими, чем больше живём. Чем большее число столетий поучает нас Бог, тем более распространяет Он наши знания. Чем ближе подходит время Страшного Суда, тем дальше мы идём в науке, в мудрости, в проницательности, в разуме. Ибо всякое семя, брошенное в наш разум, достигнет зрелости, и те, что придут последними, опередят во всём пришедших раньше нас».
С 1976 г. в Швейцарии шла замена бумажных денег. Предварительно всенародно обсуждался список учёных, которые имели отношение к этой стране и чьё изображение граждане хотели бы видеть на денежных знаках. На самой крупной банкноте страны — 5 тыс. швейцарских франков — оказался изображён «бунтарь-одиночка» эпохи Возрождения, врач Теофраст Парацельс. Это ещё раз показало, какое уважение сохраняется у жителей современной Европы к прославленному учёному.
В деятельности выдающегося врача и естествоиспытателя эпохи Возрождения Теофраста Парацельса, как в капле воды, отразились не только достижения, но и заблуждения его времени.
Исключительно оригинальной фигурой эпохи Возрождения был Теофраст Парацельс (24 ноября 1493 г. — 24 сентября 1541 г.), которого с полным основанием считали реформатором медицины. Этот удивительный человек был одновременно и гением, и «бароном Мюнхгаузеном», великолепным врачом и алхимиком, верившим в существование «философского камня». Своё имя он всегда писал полностью — Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм, величая себя не иначе как «высокообразованный», «широкоизвестнейший», «бесподобный», «магистр искусств», «князь химиков», «монарх медицины» и прочее. Он никогда не отличался излишней скромностью, и ни тени сомнения не возникало у него по поводу своей гениальности и исключительности. В пику известному врачу древности Цельсу он даже стал называть себя «Парацельс», что значит «лучше Цельса».
О его жизни известно немного. Родился он близ небольшого городка Айнзидельна в Швейцарии. В детские годы пас гусей и свиней, не проявляя при этом особого рвения и заботы о своих подопечных. Медицину изучал в университете в Ферраре (Италия), по окончании которого он получил степень доктора медицины. Большую часть жизни провёл в странствиях, так и не имея семьи, и умер в нищете и одиночестве. За свою недолгую жизнь он познал и радость дружбы, и горечь предательства, клевету недругов и восхищение учеников, радость от удачных исцелений и скорбь от потерь.
В своих продолжительных странствиях по Европе Парацельс стремился изучить и по-настоящему познать природу и жизнь, считая, что «кто хочет изучить природу вдоль и поперёк, тот должен пройти все её книги собственными ногами. Написанное разбирают по буквам, а природу изучают из страны в страну, что ни страна, то новая страница».
Перелистывая эти страницы, Парацельс побывал в России, Польше, Константинополе, а несколько лет, как говорили, провёл в татарском плену. В 1526 г. он попал в Базель (Швейцария) и в местном университете получил кафедру физики, медицины и хирургии.
Его лекции проходили при переполненных аудиториях. Он привлекал не только своим оригинальным внешним видом и темами этих лекций, но и страстным увлечением наукой, горячим энтузиазмом. Его речь была пересыпана яркими примерами, фантастическими аллегориями и таинственно звучащими терминами. Вопреки традициям, он читал лекции по-немецки, а не на латыни. Вот как известные современные писатели братья Вайнеры в своём романе «Лекарство против страха» изобразили первую лекцию Парацельса в Базельском университете:
«Актовый зал переполнен. Справа за столом, застланным малиновым покрывалом, — отцы города и его самые почётные люди. Слева —учёный синклит университета. И бесчисленные головы студентов и вольнослушателей... Ползёт по залу шум и говор...
Я поднимаю руку, и шум в зале стихает, набираю полную грудь воздуха и произношу громко по-немецки начало своей речи, зная, что впервые с кафедры будет сказано не на мёртвой латыни, а на живом языке живущих людей:
— Благороднейшие, справедливейшие, почтеннейшие, разумнейшие, мудрейшие и всемилостивейшие государи мои!..
Тишина безмерной немоты заливает зал, все вытаращили глаза, и я говорю быстрее, чтобы успеть закончить мысль до того, как на меня рухнет шквал возмущённых воплей.
— Намерен я здесь разъяснить, чем врач быть должен, и разъяснить сие на нашем языке, дабы мысли мои были всем понятны и доведены до каждого присутствующего здесь...»
В этих лекциях Парацельс рассказывал о различных заболеваниях, способах их лечения, о строении тела человека. Не забывал он и о своей любимой химии. Он первый указал на то, что в основе жизни лежат химические процессы. Человеческий организм он сравнивал с ретортой, в которой протекают сложные химические превращения.
Парацельс стал основоположником новой науки — медицинской химии, или ятрохимии (от греческого слова «ятро» — врач). О себе он говорил: «Ятрохимик есмь, ибо равно ведаю химию и врачевание». Александр Герцен называл Парацельса «первым профессором химии от сотворения мира». Для лечения болезней Парацельс применял сурьму, мышьяк, свинец, ртуть, золото.
Правда, надо заметить, что пары ртути для лечения сифилиса он применял, даже не зная о существовании возбудителя болезни, для которого они смертельны. Он исходил из астрологического правила о том, что Венера и Меркурий являются противоположностями. Следовательно, недуг, возникший на любовной почве, по воле Венеры, лечить следует ртутью, символ которой — Меркурий.
Парацельс говорил: «Всё есть яд, ничто не лишено ядовитости, и всё есть лекарство. Одна только доза делает вещество ядом и лекарством». Можно любить хорошее вино, однако если выпить целый бочонок, то он может стать последним. Кстати, именно Парацельс впервые употребил термин «алкоголь» применительно к винному спирту (в 1526 г.).
Парацельс оставил потомкам 14 томов своих сочинений. Многие из них носят экстравагантные названия: «Лабиринт врачей», «Небо философов». В своих сочинениях он часто возвращается к чудодейственным свойствам «великого эликсира», «всеисцеляющего лекарства», «панацеи жизни», «красного льва» — философского камня, поисками которого занимались алхимики средневековья. Его раствор, доведённый до концентрации так называемого «золотого напитка», якобы может не только избавить от всех болезней, но и полностью омолодить стариков и даровать людям бесконечную жизнь. Обещая другим жизнь по крайней мере до тысячи лет, сам Парацельс не дожил и до пятидесяти.
Много недругов нажил себе Парацельс среди представителей традиционной медицины. С одной стороны, за ним укреплялась слава великолепного врача, а с другой — хвастливого и самовлюблённого невежды. Парацельс не признавал никаких авторитетов. Его неприятие официальных медицинских догм средневековья дошло до того, что он прилюдно сжёг имеющиеся у него сочинения Ибн Сины (Авиценны) и Галена, которые служили основными руководствами для врачей.
В своих работах Парацельс высказывал любопытные мысли о наследственности и развитии организма. Он писал, что при оплодотворении встречаются два семени, которые несут в себе характерные особенности матери и отца. Но в потомстве эти свойства не развиваются одинаково, а подавляют друг друга. Благодаря этому в потомстве родительские качества комбинируются, отчего дети не вполне похожи на родителей. Тем самым Парацельс во многом предвосхитил будущие открытия генетики.
И в то же время в его сочинениях можно было найти рецепты для воскрешения мёртвой курицы или рассказ о средстве, способном «вытягивать глаз из орбиты». А как он описывал процесс « изготовления » маленького человечка — гомункулуса! «Возьми известную человеческую жидкость и оставь её гнить сперва в запечатанной тыкве, потом в лошадином желудке сорок дней. Она начнёт жить, двигаться и копошиться, что легко заметить. То, что получилось, ещё нисколько не похоже на человека, но прозрачно и без тела. Если же потом ежедневно, втайне, осторожно и благоразумно питать его человеческой кровью и сохранять в продолжение сорока недель в постоянной равномерной теплоте в лошадином желудке, то произойдёт настоящий живой ребёнок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщины, но только весьма маленького роста». Сегодня этот «рецепт» трудно читать без улыбки.
Но Парацельс в отличие от заурядных алхимиков верил в прогресс науки и человечества. «Все мы, — писал он, — становимся тем более сведущими, чем больше живём. Чем большее число столетий поучает нас Бог, тем более распространяет Он наши знания. Чем ближе подходит время Страшного Суда, тем дальше мы идём в науке, в мудрости, в проницательности, в разуме. Ибо всякое семя, брошенное в наш разум, достигнет зрелости, и те, что придут последними, опередят во всём пришедших раньше нас».
С 1976 г. в Швейцарии шла замена бумажных денег. Предварительно всенародно обсуждался список учёных, которые имели отношение к этой стране и чьё изображение граждане хотели бы видеть на денежных знаках. На самой крупной банкноте страны — 5 тыс. швейцарских франков — оказался изображён «бунтарь-одиночка» эпохи Возрождения, врач Теофраст Парацельс. Это ещё раз показало, какое уважение сохраняется у жителей современной Европы к прославленному учёному.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи