Рудра
Рудра — индийское божество, с разным характером и значением в разные периоды истории индийской религии. В Ригведе образ Рудры не отличается определенностью и занимает второстепенное положение. Специально ему посвящены только три гимна, в одном он прославляется вместе с Сомой. Вообще упоминается около 75 раз. Он блестит как солнце или как золото, покрыт золотыми украшениями, восседает на колеснице.
Более поздние ведийские тексты прибавляют к этим чертам несколько новых: 1000 глаз, синюю шею, медно-красное тело, одежду из шкур, место обитания в горах и так далее. Есть и более ясные указания на лежащее в основе образа Рудры представление грозы и бури. Рудра изображается с грозовой палицей, блестящее древко которой спускается с неба на землю. Он вооружен луком и крепкими и быстрыми стрелами, отчего в Атхарваведе и получает эпитет стрелка из лука. В связи с Рудрой упоминаются весьма часто Маруты, боги бурь, отцом которых он называется.
Врагом мрачных демонов Рудра не является никогда и не имеет определенно-светлого и благотворного характера. Напротив, ему часто приписываются зловредные, разрушительные свойства. Гимны, посвященные ему, преимущественно рисуют ужас, внушаемый его грозными стрелами. Его умоляют не убивать детей, родных, людей вообще, рогатый скот, коней. В позднейших ведийских текстах опасный характер Рудры выступает на вид еще ярче: его боятся и чуждаются даже боги.
Рядом с разрушительными свойствами, Рудре приписывается, однако, и сила отвращать зло, а также исцелять болезни, для чего он имеет тысячу средств. Первично, по-видимому, Рудра изображал разрушительную силу грозы, а благотворные и целительные свойства его явились отчасти естественным следствием грозы, очищающей и оплодотворяющей природу, отчасти результатом пощады того, что она могла бы уничтожить. Сложность образа Рамы вызывала различные объяснения его у разных мифологов, выдвигавших на первый план ту или другую отличительную его черту. Сложностью этой объясняются и различные связи его с другими божествами. Так, иногда Раму отожествляется с Агни или является одной из восьми форм Агни.
В послеведийскую эпоху образ Рамы незаметно переходит в образ Шивы, являющегося олицетворением злого начала в природе. Началом этого нового образа послужил нарицательный эпитет «благосклонный», которым иногда отмечался Рама. Обычный эпитет Шивы — Триамбака (то есть, «имеющий три матери») — прилагается к Раме уже в ведах. Имя жены Шивы — Амбика — в ведах носит сестра Рамы. Другой эпитет Шивы — Магадева — также придается Раме уже в белой Яджурведе. В связи с этой сложностью находится и представление о Рудрах в позднейшей индийской
Рудра — индийское божество, с разным характером и значением в разные периоды истории индийской религии. В Ригведе образ Рудры не отличается определенностью и занимает второстепенное положение. Специально ему посвящены только три гимна, в одном он прославляется вместе с Сомой. Вообще упоминается около 75 раз. Он блестит как солнце или как золото, покрыт золотыми украшениями, восседает на колеснице.
Более поздние ведийские тексты прибавляют к этим чертам несколько новых: 1000 глаз, синюю шею, медно-красное тело, одежду из шкур, место обитания в горах и так далее. Есть и более ясные указания на лежащее в основе образа Рудры представление грозы и бури. Рудра изображается с грозовой палицей, блестящее древко которой спускается с неба на землю. Он вооружен луком и крепкими и быстрыми стрелами, отчего в Атхарваведе и получает эпитет стрелка из лука. В связи с Рудрой упоминаются весьма часто Маруты, боги бурь, отцом которых он называется.
Врагом мрачных демонов Рудра не является никогда и не имеет определенно-светлого и благотворного характера. Напротив, ему часто приписываются зловредные, разрушительные свойства. Гимны, посвященные ему, преимущественно рисуют ужас, внушаемый его грозными стрелами. Его умоляют не убивать детей, родных, людей вообще, рогатый скот, коней. В позднейших ведийских текстах опасный характер Рудры выступает на вид еще ярче: его боятся и чуждаются даже боги.
Рядом с разрушительными свойствами, Рудре приписывается, однако, и сила отвращать зло, а также исцелять болезни, для чего он имеет тысячу средств. Первично, по-видимому, Рудра изображал разрушительную силу грозы, а благотворные и целительные свойства его явились отчасти естественным следствием грозы, очищающей и оплодотворяющей природу, отчасти результатом пощады того, что она могла бы уничтожить. Сложность образа Рамы вызывала различные объяснения его у разных мифологов, выдвигавших на первый план ту или другую отличительную его черту. Сложностью этой объясняются и различные связи его с другими божествами. Так, иногда Раму отожествляется с Агни или является одной из восьми форм Агни.
В послеведийскую эпоху образ Рамы незаметно переходит в образ Шивы, являющегося олицетворением злого начала в природе. Началом этого нового образа послужил нарицательный эпитет «благосклонный», которым иногда отмечался Рама. Обычный эпитет Шивы — Триамбака (то есть, «имеющий три матери») — прилагается к Раме уже в ведах. Имя жены Шивы — Амбика — в ведах носит сестра Рамы. Другой эпитет Шивы — Магадева — также придается Раме уже в белой Яджурведе. В связи с этой сложностью находится и представление о Рудрах в позднейшей индийской
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи