Осирис
Осирис или Озирис — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах.
Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот — олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний.
После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с Осирисом — например "великий бог, предводитель западных" (то есть покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой Осириса, с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф Осириса и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, Осирис стал богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным.
Осирис является добрым началом и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление Осириса с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.
В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осириса в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, Осирис изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц).
Осирис или Озирис — наиболее популярное египетское божество. Относящиеся к нему мифы записаны Плутархом и подтверждаются бесчисленными намеками в иероглифических текстах.
Популярность Осириса объясняется, главным образом, его отношением к загробному миру и заупокойному культу. Сын земли (Кеба) и неба (Нут), Осирис, по удалении своих родителей, царствовал над Египтом вместе со своей сестрой и супругой Исидой, с которой он вступил в брак еще до рождения. Заметив, что их подданные, несмотря на продолжительные царствования предыдущих царей-богов, все еще оставались в глубоком варварстве, Осирис и Исида учили их земледелию и оседлой жизни, врачебному искусству, строили города, вводили браки, установляли культ. В этом им содействовал главным образом Тот — олицетворенная премудрость. Затем Осирис предпринял поход в Азию, для политических и, еще более, культурных завоеваний.
После победоносного возвращения Осирис, брат и противник его Сет, принес на пир прекрасной работы сундук и обещал подарить его тому, на чей рост он придется. Таким образом, удалось заключить в него Осириса и бросить ящик в Нил, который, через Танисское русло, выбросил его в Финикийский Библ. Там выросшая эрика покрыла его своим стволом, а царь, срубив ее, сделал одной из подпорок крыши во дворце. Исида долго искала труп, наконец явилась в Библ, сделалась сначала воспитательницей царевича, а потом открылась и выпросила себе ствол дерева с гробом Осириса, который и отнесла в Египет. Сет нашел его и разрубил на 14 частей. Исиде удалось собрать почти все, и на месте нахождения каждой она воздвигала гробницу. Поэтому большинство египетских номов считали себя местом упокоения бога или одного из его членов.
Это известие, вероятно, более позднего происхождения и образовалось для объяснения местных культов и преданий. Многие провинциальные боги-покровители были сопоставлены и отождествлены с Осирисом — например "великий бог, предводитель западных" (то есть покойников) в Абидосе. Этот город и его Тинитский ном имели гербом находившийся у них реликварий с головой Осириса, с незапамятных времен привлекавший богомольцев. Отсюда Манефон выводит начало египетской монархии. Уже в текстах пирамид, где миф Осириса и его цикла оказывается сложившимся, эта местность упоминается на каждом шагу. Сойдя в царство мертвых, Осирис стал богом преисподней и загробным судьей, каковым он и выступает в книге мертвых. Каждый покойник должен был записаться в число его последователей и даже принять его имя, которое сделалось в этом случае нарицательным.
Осирис является добрым началом и первым человеком. Миф его объяснял происхождение зла и смерти, а также борьбу плодородия — с разрушением Нила — с пустыней. Отсюда сопоставление Осириса с Гани, богом Нила, а также введение его в круг солнечных божеств, то в виде вчерашнего солнца, временно побежденного мраком, то в виде ночного светила — луны, то, наконец, в виде верховного божества, особенно в позднейшие времена египетской культуры, когда его почитание сделалось всеобщим и стало оттеснять другие божества.
В честь Осириса происходили во всех храмах мистерии в ноябре и конце декабря. Особенно торжественно справлялись они в Филэ, Дендера, Абидосе. Из животных Осирису были посвящены птица феникс и бык Апис. В форме Сераписа его культ перешел далеко за пределы Египта. Изображался Осириса в виде мумии, с различными головными уборами, с бичом и жезлом в руках. Во всех музеях масса его бронзовых статуэток. Весьма часты его изображения, заимствованные из 125 главы Книги мертвых и представляющие бога на троне, в виде загробного судьи. Как бог луны, Осирис изображался иногда с ее диском на голове и назывался в таком случае "Осирис-Иах" (месяц).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи