ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ

Энциклопедии » Земля и космос
ДВОЙНЫЕ И КРАТНЫЕ ЗВЕЗДЫ

Говорят, что в давние времена остроту зрения охотников проверяли по звездам Большой Медведицы. Если среднюю звезду "ручки ковша" человек видел как двойную, то это означало, что у него большая острота зрения, выражаясь современным языком — стопроцентная. Этим двум звездам, которые многие из нас видят как одну, средневековые арабские астрономы дали собственные имена, сохранившиеся до сих пор: яркой — Ми-цар (что значит "Конь") и слабой — Алькор (что значит "Всадник"). Звезда Мицар при наблюдении в телескоп сама оказывается двойной — состоит из двух очень близких звезд (близких по угловому расстоянию). Помимо звездных пар в природе существуют тройные и кратные звезды, т.е. из 4,5 и более компонентов. Если число компонентов превышает 10, то такие звездные системы называют звездными скоплениями. Ученые в настоящее время изучили более 70 000 двойных и кратных звезд, и пришли к выводу, что их значительно больше, что в природе двойные и кратные звезды встречаются чаще, чем одиночные. Есть факты, позволяющие предполагать, что у нашего Солнца есть звездная пара — компонент с предположительным именем Немезида. Изучением двойных звезд впервые занялись еще в XVII веке, когда появились первые телескопы. В. Гершель первым стал вести целенаправленные и систематические наблюдения двойных звезд, измеряя угловые расстояния между их компонентами. Им было открыто и исследовано более 800 звездных пар. Его сын Дж. Гершель, продолжая начатую отцом работу, открыл 3347 двойных звезд. В. Я. Струве в Пулковской обсерватории измерил положения 8700 звездных пар и так точно, что его измерениями, сделанными в середине XIX века, астрономы пользуются и по сей день. Струве принадлежит догадка о том, что среди двойных звезд много таких, компоненты которых движутся в пространстве далеко друг от друга и видны лишь в одном направлении. Спектральный анализ помогает ученым исследовать эти интересные объекты, измерять скорость их движения