КАНАЛЫ И РЕКИ НА МАРСЕ

Энциклопедии » Земля и космос
КАНАЛЫ И РЕКИ НА МАРСЕ

В XIX веке начались визуальные наблюдения поверхности Марса.. Итальянец Склапарелли открыл на Марсе "каналы", описал их как тонкие длинные полоски правильной формы, обнаруживаемые в желтых областях планеты и соединяющие между собой темные площадки и пятна. Было сделано предположение, что эти каналы имеют искусственное происхождение. Появилось множество гипотез, теорий и фантастических проектов, связанных с жизнью на Марсе, с марсианами. Пока писатели сочиняли романы, компетентные астрономы выразили сомнение в том, что каналы Марса были созданы для орошения засушливой планеты. Позднее все убедились в том, что детали поверхности Марса обнаруживают, в общем, неправильную форму и не похожи на искусственные сооружения. В конце концов марсианские каналы оказались лишь плодом слишком пылкого воображения некоторых наблюдателей. Нет, к сожалению, на Марсе оросительной системы, созданной его обитателями, так как нет и обитателей. А вот сухие русла рек наблюдаются повсеместно. Сегодня многих исследователей Марса занимает вопрос: когда и почему высохли марсианские реки? Ученые Пулковской обсерватории выдвинули такую теорию: когда-то на Марсе активно действовали вулканы, которые значительно повлияли на климат планеты. Во время каждого мощного извержения в атмосферу Марса выбрасывалось большое количество тепла и водяного пара. Кроме того, по поверхности планеты текли мощные лавовые потоки. Остывая, лава выделяла сернистый газ. Он взаимодействовал с парами воды и образовывал над планетой сплошной облачный туман из мельчайших капелек серной кислоты. Этот туманный покров создавал так называемый парниковый эффект: пропускал к планете солнечную радиацию и в то же время задерживал излучение теплоты ее поверхностью. Понятно, что при этом возрастала температура, увеличивалось количество влаги в атмосфере. Выпадавшие из облаков дожди и ливни превращались в потоки, следы которых отчетливо видны на современных фотоснимках поверхности Марса.