Стихи

Энциклопедии » Детская энциклопедия от А до Я
Наверное, вам приходилось слышать такую фразу, относящуюся обычно к каким-либо слабым, беспомощным, неуклюжим виршам; «Ну какие же это стихи? Ни складу ни ладу».
Стихи — это не простая речь, а речь, определенным образом организованная.
Что же обеспечивает эту особую организованность, особый «склад и лад» стихотворной речи? В стихотворении «Прозаик и поэт» А. С. Пушкин говорит:

О чем, прозаик, ты хлопочешь? Давай мне мысль, какую хочешь: Её с конца я завострю, Летучей рифмой оперю...

Может показаться, что главным отличительным признаком стиха Пуш- кин считал рифму. Многие уверены, что это так и есть, что умение сочинять стихи целиком и полностью сводится к умению ловко подбирать рифмы. Но это, конечно, не так. Во-первых, бывают стихи, в которых вообще нет рифм (так называемый белый стих). А во-вторых, есть еще и другой, гораздо более важный признак стихотворной речи: размер. Если вы прочтете вслух какое-нибудь сти- хотворение Пушкина или М. Ю. Лер- монтова, вы заметите, что ударные и неударные слоги в строках чередуются в совершенно определенном порядке. Вот этот порядок чередования ударных и неударных слогов и называется размером.
Но есть стихи, не укладывающиеся в определенный размер и тем не менее по- своему очень хорошо организованные ритмически. Способов ритмической организации стиха существует очень много.
Именно в ритме и состоит главная разница между поэзией и прозой.

Побежала коза в огород. Ей навстречу попался народ. — Как не стыдно тебе, егоза? — И коза опустила глаза.

Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом, Опять весна душистая Повеяла крылом.

Эти отрывки нельзя прочитать оди- наково. Не потому, что написаны они разными поэтами (Н. М. Рубцов и А. А. Фет). И вовсе не потому, что написано — о разном.
Они написаны в разном ритме, и это, конечно, заметно.
Почему люди создали такой странный способ выражения мыслей и чувств, как стихи? Ведь в жизни стихами вряд ли кто друг с другом разговаривает.
Ответ на это совсем прост. Стихи служат для выражения не обыкновенных, не простых, не будничных, короче говоря, не прозаических, а наиболее высоких, сильных и ярких человеческих чувств. Если это так и есть, если в стихах выразилось особое, необычное душевное волнение, стихотворная речь не кажется нам неестественной, странной. Наоборот! Мы чувствуем, что здесь только такая необыкновенная речь и уместна.
Так что Пушкин не зря сравнивал стихотворную речь с легкой стрелой, заостренной и оперенной рифмой. Но стрелу ведь снабжают острым наконе- чником и легким оперением не просто так, не для красоты. Вся эта оснастка нужна стреле для того, чтобы она быстрее летела и точнее поражала цель.
Наверное, кто-то из вас любит стихи, старается больше заучить их наизусть, сам сочиняет. Что ж, это хорошо! Стихи тренируют память и прививают любовь к родному слову.
Прочтите: Приходько В. А. Постижение лирики: Очерки. М.: Дет. лит., 1988.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1988.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.