ПАМЯТЬ
Древнегреческий философ Аристотель сравнивал память с табличкой, покрытой воском (на таких табличках писали древние греки и римляне). Стоит приложить к табличке перстень — на воске останется его отпечаток. Память человека — целый склад, библиотека этих «восковых табличек», хранящих его мысли и впечатления. Если воск сглаживается — человек забывает записанное.
Античные учёные, конечно, не задавались вопросом, что собой в реальности представляют «восковые таблички» памяти, и ограничивались умозрительными рассуждениями. Но и современные биологи не знают пока точного ответа на этот вопрос.
Споры биологов о природе памяти шли в основном вокруг такого вопроса: насколько крупными «буквами» записаны в мозгу хранящиеся в памяти сведения. Конечно, речь идёт не о настоящих буквах, и их невозможно прочесть с помощью лупы или микроскопа. Но ведь точки и тире азбуки Морзе тоже нельзя назвать буквами, а с их помощью можно передать любой текст.
Одни утверждали, что этими «буквами» являются сами нервные клетки. В мозгу их около 10 миллиардов! Столько букв содержится в нескольких тысячах таких томов, как этот. Но всё-таки, возражали другие учёные, вряд ли целесообразно всю заложенную в мозгу информацию записывать в виде цепочек нервных клеток, несмотря на их астрономическое количество.
Да и память некоторых людей огромна. К примеру, в некоторых странах уже много лет проводятся соревнования на лучшую память: кто выучит больше знаков числа «пи». В 1987 г. рекорд установил один житель Японии, назвавший по памяти 40 тыс. знаков.
В 50-х гг. XX в. учёные выдвинули предположение, что «буквы» и «слова», которыми записаны сведения, содержащиеся в памяти, гораздо меньше клеток и представляют собой молекулы. Такая «библиотека» была бы невероятно компактна, и ничего невозможного здесь нет — ведь умещается полное описание организма человека в ядре одной-единственной клетки!
В некоторых случаях потери памяти (амнезии) человек прекрасно и в деталях помнит события полувековой давности, но забывает то, что произошло минуту назад. Из этого и других наблюдений биологи сделали вывод, что есть два вида памяти: долговременная и кратковременная. Кратковременная память легко стирается электрошоком, а также при удушье, сотрясении мозга. Долговременная память более устойчива. Когда человек получает информацию или перерабатывает её, в его мозгу возникают электрические импульсы. В кратковременной памяти, по предположениям учёных, они записываются при помощи «азбуки» нервных клеток, а в долговременной — при помощи «азбуки» молекул. То, что долговременная память невозможна без создания молекул белка (см. ст. «Белки»), учёные доказали с помощью такого эксперимента. Мышам давали вещество, подавляющее у них синтез белков. После этого у них вырабатывали
какой-либо условный рефлекс (к примеру, если зверьки заходили в темноту, их ожидал лёгкий удар электротока). Мыши «обучались» как обычно, но через пару дней не помнили ничего из выученного!
В ряде опытов (хотя другие учёные оспаривают чистоту этих экспериментов) с червями, крысами, птицами биологам удавалось перенести рефлексы одного животного другому, необученному, вводя в его мозг вещество из мозга первого.
Древнегреческий философ Аристотель сравнивал память с табличкой, покрытой воском (на таких табличках писали древние греки и римляне). Стоит приложить к табличке перстень — на воске останется его отпечаток. Память человека — целый склад, библиотека этих «восковых табличек», хранящих его мысли и впечатления. Если воск сглаживается — человек забывает записанное.
Античные учёные, конечно, не задавались вопросом, что собой в реальности представляют «восковые таблички» памяти, и ограничивались умозрительными рассуждениями. Но и современные биологи не знают пока точного ответа на этот вопрос.
Споры биологов о природе памяти шли в основном вокруг такого вопроса: насколько крупными «буквами» записаны в мозгу хранящиеся в памяти сведения. Конечно, речь идёт не о настоящих буквах, и их невозможно прочесть с помощью лупы или микроскопа. Но ведь точки и тире азбуки Морзе тоже нельзя назвать буквами, а с их помощью можно передать любой текст.
Одни утверждали, что этими «буквами» являются сами нервные клетки. В мозгу их около 10 миллиардов! Столько букв содержится в нескольких тысячах таких томов, как этот. Но всё-таки, возражали другие учёные, вряд ли целесообразно всю заложенную в мозгу информацию записывать в виде цепочек нервных клеток, несмотря на их астрономическое количество.
Да и память некоторых людей огромна. К примеру, в некоторых странах уже много лет проводятся соревнования на лучшую память: кто выучит больше знаков числа «пи». В 1987 г. рекорд установил один житель Японии, назвавший по памяти 40 тыс. знаков.
В 50-х гг. XX в. учёные выдвинули предположение, что «буквы» и «слова», которыми записаны сведения, содержащиеся в памяти, гораздо меньше клеток и представляют собой молекулы. Такая «библиотека» была бы невероятно компактна, и ничего невозможного здесь нет — ведь умещается полное описание организма человека в ядре одной-единственной клетки!
В некоторых случаях потери памяти (амнезии) человек прекрасно и в деталях помнит события полувековой давности, но забывает то, что произошло минуту назад. Из этого и других наблюдений биологи сделали вывод, что есть два вида памяти: долговременная и кратковременная. Кратковременная память легко стирается электрошоком, а также при удушье, сотрясении мозга. Долговременная память более устойчива. Когда человек получает информацию или перерабатывает её, в его мозгу возникают электрические импульсы. В кратковременной памяти, по предположениям учёных, они записываются при помощи «азбуки» нервных клеток, а в долговременной — при помощи «азбуки» молекул. То, что долговременная память невозможна без создания молекул белка (см. ст. «Белки»), учёные доказали с помощью такого эксперимента. Мышам давали вещество, подавляющее у них синтез белков. После этого у них вырабатывали
какой-либо условный рефлекс (к примеру, если зверьки заходили в темноту, их ожидал лёгкий удар электротока). Мыши «обучались» как обычно, но через пару дней не помнили ничего из выученного!
В ряде опытов (хотя другие учёные оспаривают чистоту этих экспериментов) с червями, крысами, птицами биологам удавалось перенести рефлексы одного животного другому, необученному, вводя в его мозг вещество из мозга первого.
Источник: Мир Энциклопедий Аванта+
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи