Несколько ситуаций для самостоятельного тренинга.
Задание для всех ситуаций:
- для каждой ситуации подберите наиболее подходящие виды внушений;
- важно учесть, что в одной ситуации могут использоваться несколько и больше видов внушений;
- под каждым примером ситуации напишите названия используемых внушений и варианты фраз;
- все предполагаемые «клиенты» уже готовы к продуктивному взаимодействию с гипнотизёром;
- обсуждение используемых вариантов будет интересным в кругу друзей, изучающих внушения;
- любой вариант желательно обосновать «технически», то есть чётко обозначить используемые механизмы.
Задание для всех ситуаций:
- для каждой ситуации подберите наиболее подходящие виды внушений;
- важно учесть, что в одной ситуации могут использоваться несколько и больше видов внушений;
- под каждым примером ситуации напишите названия используемых внушений и варианты фраз;
- все предполагаемые «клиенты» уже готовы к продуктивному взаимодействию с гипнотизёром;
- обсуждение используемых вариантов будет интересным в кругу друзей, изучающих внушения;
- любой вариант желательно обосновать «технически», то есть чётко обозначить используемые механизмы.
Внушение переменой функции сознания
Функции сознания описаны в работе К.Юнга «Психологические типы». Автор данной книги в своей практике использует тот же принцип четырёх функций, но понимает их ближе к тем источникам, которыми пользовался когда-то и К.Юнг. Речь идёт о принципе четырёх стихий и сознании «огня», «воды», «воздуха» и «земли». Ниже каждому типу сознания будет дана краткая характеристика. К.Юнг определил (это очень важная разработка), что у каждого человека одна из функций сознания развивается как ведущая, со временем ещё одна становится вспомогательной, третья функция к весьма зрелым годам развивается только частично и четвёртая функция сознания, как правило, остаётся неуправляемой. Данная концепция подтверждается практикой в каждом случае. Невозможно переоценить важность открытия принципа четырёх функций сознания. К.Юнг отчётливо увидел, что плохо развитые и, соответственно, неуправляемые функции сознания не менее интенсивно проявляют себя в психической деятельности человека, но они подвержены сильному влиянию архетипической Тени (собственно, где же ей ещё находиться). Из-за этого неуправляемые функции сознания суживают качество восприятия и являются причинами неудач и крушений планов. В действительности, большинство людей склоняются пользоваться теми функциями сознания, которыми умеют и, идя путём наименьшего сопротивления, не учитывают множество факторов, видимых другим функциям сознания. Каждая функция сознания несёт в себе ряд фундаментальных преимуществ, характерных только для неё, но и обладает рядом проблемных сторон при неразвитости и неуправляемости. Функции сознания делятся на две пары полностью антагонистических, то есть взаимно исключающих друг друга. Сознание огня полностью антагонистично сознанию воды. Сознание воздуха полностью антагонистично сознанию земли. Другие сочетания частично антагонистичны. Две разные функции сознания не могут существовать одновременно. В идеале, все четыре функции сознания могут эффективно взаимно заменять друг друга. С функцией сознания связаны характерные мысли, чувства и действия, а также каждой функции сознания соответствует определённый процесс биохимической регуляции организма (антагонизм не только психологический, но и биохимический). Функция сознания, полярная ведущей всегда занимает место четвёртой, самой «тёмной».
Функции сознания описаны в работе К.Юнга «Психологические типы». Автор данной книги в своей практике использует тот же принцип четырёх функций, но понимает их ближе к тем источникам, которыми пользовался когда-то и К.Юнг. Речь идёт о принципе четырёх стихий и сознании «огня», «воды», «воздуха» и «земли». Ниже каждому типу сознания будет дана краткая характеристика. К.Юнг определил (это очень важная разработка), что у каждого человека одна из функций сознания развивается как ведущая, со временем ещё одна становится вспомогательной, третья функция к весьма зрелым годам развивается только частично и четвёртая функция сознания, как правило, остаётся неуправляемой. Данная концепция подтверждается практикой в каждом случае. Невозможно переоценить важность открытия принципа четырёх функций сознания. К.Юнг отчётливо увидел, что плохо развитые и, соответственно, неуправляемые функции сознания не менее интенсивно проявляют себя в психической деятельности человека, но они подвержены сильному влиянию архетипической Тени (собственно, где же ей ещё находиться). Из-за этого неуправляемые функции сознания суживают качество восприятия и являются причинами неудач и крушений планов. В действительности, большинство людей склоняются пользоваться теми функциями сознания, которыми умеют и, идя путём наименьшего сопротивления, не учитывают множество факторов, видимых другим функциям сознания. Каждая функция сознания несёт в себе ряд фундаментальных преимуществ, характерных только для неё, но и обладает рядом проблемных сторон при неразвитости и неуправляемости. Функции сознания делятся на две пары полностью антагонистических, то есть взаимно исключающих друг друга. Сознание огня полностью антагонистично сознанию воды. Сознание воздуха полностью антагонистично сознанию земли. Другие сочетания частично антагонистичны. Две разные функции сознания не могут существовать одновременно. В идеале, все четыре функции сознания могут эффективно взаимно заменять друг друга. С функцией сознания связаны характерные мысли, чувства и действия, а также каждой функции сознания соответствует определённый процесс биохимической регуляции организма (антагонизм не только психологический, но и биохимический). Функция сознания, полярная ведущей всегда занимает место четвёртой, самой «тёмной».
Внушение формированием субличности
В огромной степени миф конкретного человека о том, что он является какой-то определённой личностью, держится на возможности высокой самооценки, а также подспудном фантазме о личном могуществе. Фантазм о личном могуществе (способности достичь желаемого) непосредственно связан с планированием жизненных перспектив (которые, кстати, в таком фантазме с необходимостью нуждаются). Антагонист могуществу это чувство беспомощности, из-за которого развивается разрушительная депрессия. В свою очередь, на «плодородной почве» депрессии развиваются искажённые и болезненные способы приспособления к объективной реальности. Личность человека – средство «техническое» и не всегда эффективно для конкретного клиента в его жизни.
С точки зрения серьёзной терапевтической стратегии иногда есть резон во «взращивании» альтернативного варианта личности или, так называемой, субличности. Субличность (альтернативный вариант) нужно «накачивать» для принципиального изменения критериев самооценки, для лучшей адаптации к условиям объективной реальности, для более эффективного планирования своего будущего и для изменения конфигурации черт характера и житейских привычек. Если субличность становится более выгодной для клиента, то он автоматически проживает внутреннюю «переполюсацию». То есть, субличность становится личностью. Это как раз то, к чему стремится гипнотизёр. На такое кардинальное изменение при активной поддержке может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Если устаревший вариант личности представить себе как груду камней на перевешивающей чаше весов, а желаемый вариант личности как малую кучку камешков на другой чаше весов, то внушение формированием субличности – это (от сеанса к сеансу) процесс накидывания камней в чашу с малой кучкой до тех пор, пока она не перевесит. Вспомогательную роль здесь могут играть любые другие внушения.
В огромной степени миф конкретного человека о том, что он является какой-то определённой личностью, держится на возможности высокой самооценки, а также подспудном фантазме о личном могуществе. Фантазм о личном могуществе (способности достичь желаемого) непосредственно связан с планированием жизненных перспектив (которые, кстати, в таком фантазме с необходимостью нуждаются). Антагонист могуществу это чувство беспомощности, из-за которого развивается разрушительная депрессия. В свою очередь, на «плодородной почве» депрессии развиваются искажённые и болезненные способы приспособления к объективной реальности. Личность человека – средство «техническое» и не всегда эффективно для конкретного клиента в его жизни.
С точки зрения серьёзной терапевтической стратегии иногда есть резон во «взращивании» альтернативного варианта личности или, так называемой, субличности. Субличность (альтернативный вариант) нужно «накачивать» для принципиального изменения критериев самооценки, для лучшей адаптации к условиям объективной реальности, для более эффективного планирования своего будущего и для изменения конфигурации черт характера и житейских привычек. Если субличность становится более выгодной для клиента, то он автоматически проживает внутреннюю «переполюсацию». То есть, субличность становится личностью. Это как раз то, к чему стремится гипнотизёр. На такое кардинальное изменение при активной поддержке может понадобиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Если устаревший вариант личности представить себе как груду камней на перевешивающей чаше весов, а желаемый вариант личности как малую кучку камешков на другой чаше весов, то внушение формированием субличности – это (от сеанса к сеансу) процесс накидывания камней в чашу с малой кучкой до тех пор, пока она не перевесит. Вспомогательную роль здесь могут играть любые другие внушения.
Внушение временной ролью
Если гипнотизёр будет внушать любому человеку, не умеющему рисовать и находящемуся в глубоком гипнотическом трансе, что тот великолепно рисует, то результатов почти никаких не проявится. Но если этот же гипнотизёр тому же человеку, находящемуся в гипнотическом трансе средней глубины, будет внушать, что тот Сальвадор Дали или просто одарённый художник, чьё имя пока ещё не известно всему миру, то результаты могут порой удивить кого угодно. Эффект плавающих зрачков (феномен новорожденных младенцев) нельзя внушить прямо, но можно внушить человеку, что он маленький, только что появившийся на свет младенец, тогда эффект может проявиться. Молоденькая женщина может опаздывать на работу из-за подспудной установки доказать самой себе и продемонстрировать другим, что у неё есть «дела поважнее». Внушить полезную привычку напрямую женщине тоже очень сложно, но можно частично изменить её образ себя, из которого привычка приходить на работу будет вытекать как нечто само собой разумеющееся.
Внушение временной ролью используется для того, чтобы клиент частично и на какое-то время перевоплотился в другой образ. Как следствие изменяются мысли, чувства и действия, пока человек проживает себя в другом образе и играет другую роль. Перевоплотиться человек может в самого же себя, каким он иногда бывает, может на время перевоплотиться в своего знакомого, в особенности, если склонен ему подражать или чему-то у него научиться, а также может перевоплотиться в вымышленный персонаж и т.п. «Технически» внушение временной ролью расширяет границы личности клиента, невольно заставляя его оценивать свою ситуацию и моделировать действия с позиции «другого человека». Кстати сказать, личность человека феномен условно устойчивый. По большому счёту личность это своего рода инструмент познания самого себя и приспособления к социуму и к истинному (трансцендентному) «Я» имеет только отдалённое отношение. С образом личности можно и нужно экспериментировать, как минимум для того, чтобы не быть заложником какого-то фиксированного образа самого себя. В каком-то смысле личность – это миф.
Если гипнотизёр будет внушать любому человеку, не умеющему рисовать и находящемуся в глубоком гипнотическом трансе, что тот великолепно рисует, то результатов почти никаких не проявится. Но если этот же гипнотизёр тому же человеку, находящемуся в гипнотическом трансе средней глубины, будет внушать, что тот Сальвадор Дали или просто одарённый художник, чьё имя пока ещё не известно всему миру, то результаты могут порой удивить кого угодно. Эффект плавающих зрачков (феномен новорожденных младенцев) нельзя внушить прямо, но можно внушить человеку, что он маленький, только что появившийся на свет младенец, тогда эффект может проявиться. Молоденькая женщина может опаздывать на работу из-за подспудной установки доказать самой себе и продемонстрировать другим, что у неё есть «дела поважнее». Внушить полезную привычку напрямую женщине тоже очень сложно, но можно частично изменить её образ себя, из которого привычка приходить на работу будет вытекать как нечто само собой разумеющееся.
Внушение временной ролью используется для того, чтобы клиент частично и на какое-то время перевоплотился в другой образ. Как следствие изменяются мысли, чувства и действия, пока человек проживает себя в другом образе и играет другую роль. Перевоплотиться человек может в самого же себя, каким он иногда бывает, может на время перевоплотиться в своего знакомого, в особенности, если склонен ему подражать или чему-то у него научиться, а также может перевоплотиться в вымышленный персонаж и т.п. «Технически» внушение временной ролью расширяет границы личности клиента, невольно заставляя его оценивать свою ситуацию и моделировать действия с позиции «другого человека». Кстати сказать, личность человека феномен условно устойчивый. По большому счёту личность это своего рода инструмент познания самого себя и приспособления к социуму и к истинному (трансцендентному) «Я» имеет только отдалённое отношение. С образом личности можно и нужно экспериментировать, как минимум для того, чтобы не быть заложником какого-то фиксированного образа самого себя. В каком-то смысле личность – это миф.
Внушение по принципу сценария.
Внушение по принципу сценария – сложное внушение. Гипнотизёру будет трудновато, если он не имеет представления о законах драматургии. Сценарий в драматургии надо отличать от рассказа. В сценарии должны быть только действующие герои, конкретные события, действия, а также тексты. В свою очередь, детали выдумывает режиссер, это его «хлеб». Переживания героев, фон на котором всё это действие происходит, и размышления автора не имеют никакого отношения к сценарию. В нашем же случае сценарий ещё жёстче. Есть только действующие герои, главные действия героев и определённые события. Какие-либо отдельные фразы могут быть, а могут и не быть. Так вот, внушение по принципу сценария так и надо понимать. Метафорически клиенту рассказывается какая-то история с тем же принципом сценария. Герои, безусловно, другие, но характерные действия и события аналогичные по своей сути, а если быть точнее, то банально те же. Таким образом, принцип сценария соблюдён в точности. Историю важно рассказать «вкусно», чтобы эмоционально увлекла и вовлекла клиента. Теперь главное – внушение по принципу сценария используется для внушения принципа сценария. То есть, благодаря внушённой идее в форме принципа сценария, клиент получает установку на конкретные действия, ведущие к определённым событиям. Сценарий желательно делать проще и короче. В самой метафоре можно «покружить» образами, игрой слов и какими-нибудь литературными приёмчиками.
Внушение по принципу сценария – сложное внушение. Гипнотизёру будет трудновато, если он не имеет представления о законах драматургии. Сценарий в драматургии надо отличать от рассказа. В сценарии должны быть только действующие герои, конкретные события, действия, а также тексты. В свою очередь, детали выдумывает режиссер, это его «хлеб». Переживания героев, фон на котором всё это действие происходит, и размышления автора не имеют никакого отношения к сценарию. В нашем же случае сценарий ещё жёстче. Есть только действующие герои, главные действия героев и определённые события. Какие-либо отдельные фразы могут быть, а могут и не быть. Так вот, внушение по принципу сценария так и надо понимать. Метафорически клиенту рассказывается какая-то история с тем же принципом сценария. Герои, безусловно, другие, но характерные действия и события аналогичные по своей сути, а если быть точнее, то банально те же. Таким образом, принцип сценария соблюдён в точности. Историю важно рассказать «вкусно», чтобы эмоционально увлекла и вовлекла клиента. Теперь главное – внушение по принципу сценария используется для внушения принципа сценария. То есть, благодаря внушённой идее в форме принципа сценария, клиент получает установку на конкретные действия, ведущие к определённым событиям. Сценарий желательно делать проще и короче. В самой метафоре можно «покружить» образами, игрой слов и какими-нибудь литературными приёмчиками.
Внушение по общему характеру феномена
Перед описанием данного вида внушений следует кратко определить, что здесь подразумевается под словом феномен. В более узком понимании практических интересов гипнотизёра феномен обозначает любой естественный феномен проявлений тела и психических возможностей. Это может быть мечтание, воспоминание, невольное застывание тела или части тела в каталепсии, радость, страх, удовольствие, расслабление тела, ощущение лёгкости или тяжести и т.д. и т.п. Список почти бесконечен. Тем ни менее, здесь речь не идёт о более сложных, многосоставных и многоплановых психологических функциях.
Итак, внушение по общему характеру феномена используется для того, чтобы вызвать нужный феномен по форме. К смысловому содержанию феномена гораздо проще перейти, когда организм уже функционирует в режиме данного феномена. Это внушение, как правило, предваряет последующую работу с клиентом. К примеру, если попросить клиента вспомнить, как прошёл последний звонок в школе, где он учился, то организм и психика уже настраиваются на воспоминание. А из предваряющего воспоминания или серии воспоминаний намного проще перейти к искомому воспоминанию. Внушениями по общему характеру феномена можно проводить своего рода «пристрелку» к цели. Так бывает, когда речь идёт о необходимости подготовить клиента к восприятию внушаемой идеи, которую он изначально принять не готов, но в принципе принять может. В иных случаях с помощью внушений по общему характеру феноменов можно просто более плавно и осторожно работать с клиентом. Некоторые гипнотизёры бывают склонны этим внушением пользоваться как способом «прощупать» настрой, состояние и готовность клиента к какому-то изменению. Например, исследуют для дальнейшего использования – можно ли вызвать у клиента прилив позитивного настроения, если ему хорошо удаётся вспоминать или придумывать ситуации, в которых он чувствовал бы прилив сил и эмоциональный подъём.
Перед описанием данного вида внушений следует кратко определить, что здесь подразумевается под словом феномен. В более узком понимании практических интересов гипнотизёра феномен обозначает любой естественный феномен проявлений тела и психических возможностей. Это может быть мечтание, воспоминание, невольное застывание тела или части тела в каталепсии, радость, страх, удовольствие, расслабление тела, ощущение лёгкости или тяжести и т.д. и т.п. Список почти бесконечен. Тем ни менее, здесь речь не идёт о более сложных, многосоставных и многоплановых психологических функциях.
Итак, внушение по общему характеру феномена используется для того, чтобы вызвать нужный феномен по форме. К смысловому содержанию феномена гораздо проще перейти, когда организм уже функционирует в режиме данного феномена. Это внушение, как правило, предваряет последующую работу с клиентом. К примеру, если попросить клиента вспомнить, как прошёл последний звонок в школе, где он учился, то организм и психика уже настраиваются на воспоминание. А из предваряющего воспоминания или серии воспоминаний намного проще перейти к искомому воспоминанию. Внушениями по общему характеру феномена можно проводить своего рода «пристрелку» к цели. Так бывает, когда речь идёт о необходимости подготовить клиента к восприятию внушаемой идеи, которую он изначально принять не готов, но в принципе принять может. В иных случаях с помощью внушений по общему характеру феноменов можно просто более плавно и осторожно работать с клиентом. Некоторые гипнотизёры бывают склонны этим внушением пользоваться как способом «прощупать» настрой, состояние и готовность клиента к какому-то изменению. Например, исследуют для дальнейшего использования – можно ли вызвать у клиента прилив позитивного настроения, если ему хорошо удаётся вспоминать или придумывать ситуации, в которых он чувствовал бы прилив сил и эмоциональный подъём.
Внушение на языке другого человека
Это один из наиболее эффективных методов. Но есть существенная сложность в использовании внушения на языке другого человека и эта сложность понятна из названия внушения. Язык другого человека это, прежде всего, его сугубо личный опыт, в силу которого в те же слова вкладывается особый смысл, ассоциативно понятный именно этому человеку. Каждый клиент несёт в себе нечто уникальное и, безусловно, в душе конкретного человека много своих специфических акцентов. Феномен понимания вообще зависит от того, насколько много в ассоциативном отклике задействовано анатомических систем организма. Например, живое воспоминание обязательно связано с микроимпульсами в мышцах опорно-двигательной системы, с реакциями эндокринной системы и т.д. Человек при таком воспоминании как будто перемещается во времени и, кстати, эта особенность тела иногда используется во время гипнотических сеансов. Следует добавить, что по совокупной ассоциативной реакции тела (при должной тренировке) видно, врёт человек или нет, так как в случае вранья (когда человек рассказывает что-то о себе, чего не было) проживание фраз очень локально (сугубо умозрительно), а тело будто «молчит». Так вот точное использование языка другого человека позволяет внушаемую идею переместить в его субъективную реальность. Говоря образно, более плодородную почву для проявления и развития внушённой идеи трудно придумать.
Это один из наиболее эффективных методов. Но есть существенная сложность в использовании внушения на языке другого человека и эта сложность понятна из названия внушения. Язык другого человека это, прежде всего, его сугубо личный опыт, в силу которого в те же слова вкладывается особый смысл, ассоциативно понятный именно этому человеку. Каждый клиент несёт в себе нечто уникальное и, безусловно, в душе конкретного человека много своих специфических акцентов. Феномен понимания вообще зависит от того, насколько много в ассоциативном отклике задействовано анатомических систем организма. Например, живое воспоминание обязательно связано с микроимпульсами в мышцах опорно-двигательной системы, с реакциями эндокринной системы и т.д. Человек при таком воспоминании как будто перемещается во времени и, кстати, эта особенность тела иногда используется во время гипнотических сеансов. Следует добавить, что по совокупной ассоциативной реакции тела (при должной тренировке) видно, врёт человек или нет, так как в случае вранья (когда человек рассказывает что-то о себе, чего не было) проживание фраз очень локально (сугубо умозрительно), а тело будто «молчит». Так вот точное использование языка другого человека позволяет внушаемую идею переместить в его субъективную реальность. Говоря образно, более плодородную почву для проявления и развития внушённой идеи трудно придумать.
Внушение примером с аналогией
Внушение примером с аналогией чем-то может быть похоже на метафору «мой друг Джон». Однако есть существенное отличие. В истории с аналогией нет специального персонажа, с которым клиент должен отождествиться по задумке гипнотизёра, но обычные персонажи вполне могут быть. Пример может вообще обойтись без неких персонажей. Внушение примером с аналогией преследует использование какого-то конкретного внушаемого принципа или идеи, которая должна примениться клиентом в его жизненной ситуации. В таких примерах разнообразие используемых «литературных» жанров практически не ограничено. Часто используются метафорические истории из жизни животных, растений, мифических персонажей или какие-то примеры из жизни исторических персонажей. И всё же у примера есть свои правила. Обязательно должны быть начало и конец, конкретная ситуация, а также чёткий, определённый смысл рассказанной истории. Клиент не должен гадать – чтобы всё это значило. Смыслу примера необходимо быть абсолютно очевидным и простым для понимания. Сложный пример только «загромождает» сознание клиента отвлечёнными ассоциациями. В итоге может потеряться главная линия стратегии гипнотизёра и отойти в сторону сама цель сеанса. Задача внушения примером с аналогией наоборот заключается в центрировании внутренних процессов, интересов и активности клиента.
Внушение примером с аналогией чем-то может быть похоже на метафору «мой друг Джон». Однако есть существенное отличие. В истории с аналогией нет специального персонажа, с которым клиент должен отождествиться по задумке гипнотизёра, но обычные персонажи вполне могут быть. Пример может вообще обойтись без неких персонажей. Внушение примером с аналогией преследует использование какого-то конкретного внушаемого принципа или идеи, которая должна примениться клиентом в его жизненной ситуации. В таких примерах разнообразие используемых «литературных» жанров практически не ограничено. Часто используются метафорические истории из жизни животных, растений, мифических персонажей или какие-то примеры из жизни исторических персонажей. И всё же у примера есть свои правила. Обязательно должны быть начало и конец, конкретная ситуация, а также чёткий, определённый смысл рассказанной истории. Клиент не должен гадать – чтобы всё это значило. Смыслу примера необходимо быть абсолютно очевидным и простым для понимания. Сложный пример только «загромождает» сознание клиента отвлечёнными ассоциациями. В итоге может потеряться главная линия стратегии гипнотизёра и отойти в сторону сама цель сеанса. Задача внушения примером с аналогией наоборот заключается в центрировании внутренних процессов, интересов и активности клиента.
Внушение смысловой многозначностью
Внушение смысловой многозначностью может быть произведено небольшим рассказом, некоей фразой или одним словом. Главное, чтобы было использовано сразу несколько смыслов, так сказать, «в одном флаконе». Бессознательное считывает любую информацию многоуровневой ассоциативной реакцией. И не важно, что проявилось на уровне сознания. В действительности активизируются все уровни. Иногда внушаемая идея довольно хорошо и устойчиво проявляется в предсознании. Это бывает видно по тому, как клиент вдруг начинает обдумывать что-то ещё.
В практике гипнотизёра смысловая многозначность может быть использована в шутке, в якобы немного неправильно сказанной фразе, в слове, которое имеет много значений или более тонко спрятана в рассказе о чём-то или ком-то. Смысловые многозначности также удобны для «максимальной загрузки» сознательных процессов, чтобы снизить порог критичности. Кроме того внушение смысловой многозначностью настраивает сознание клиента на многоуровневый и разноплановый подход к своей задаче, как бы раздвигаются рамки его восприятия собственной ситуации.
Внушение смысловой многозначностью может быть произведено небольшим рассказом, некоей фразой или одним словом. Главное, чтобы было использовано сразу несколько смыслов, так сказать, «в одном флаконе». Бессознательное считывает любую информацию многоуровневой ассоциативной реакцией. И не важно, что проявилось на уровне сознания. В действительности активизируются все уровни. Иногда внушаемая идея довольно хорошо и устойчиво проявляется в предсознании. Это бывает видно по тому, как клиент вдруг начинает обдумывать что-то ещё.
В практике гипнотизёра смысловая многозначность может быть использована в шутке, в якобы немного неправильно сказанной фразе, в слове, которое имеет много значений или более тонко спрятана в рассказе о чём-то или ком-то. Смысловые многозначности также удобны для «максимальной загрузки» сознательных процессов, чтобы снизить порог критичности. Кроме того внушение смысловой многозначностью настраивает сознание клиента на многоуровневый и разноплановый подход к своей задаче, как бы раздвигаются рамки его восприятия собственной ситуации.
Внушение метафорой «мой друг Джон»
Внушение «мой друг Джон» названо в честь великого гипнотизёра 20-го века Милтона Эриксона. Это был один из его излюбленных приёмов, когда он в разговоре с клиентом говорил о «своём друге Джоне» или каком-то другом персонаже, иногда из своего опыта, а иногда специально созданном для ситуации с клиентом. «Техническая» составляющая внушения метафорой «мой друг Джон» довольно проста и очень эффективна. Клиент слушает некую историю про кого-то и невольно примеряет к себе, происходящее с этим кем-то, или ставит себя на место персонажа, формируя в своём воображении внушаемую модель. Так или иначе, внушаемая модель (идея) какое-то время «переваривается», как на сознательном уровне, так и в бессознательном. Если пример-рассказ эмоционально увлекателен, то эффект внушения резко усиливается.
Несмотря на то, что история-рассказ о каком-то «моём друге Джоне», тем не менее, истинный смысл метафоры целенаправленно используется гипнотизёром по отношению к клиенту. В этом заключена хитрость. Внушение метафорой «мой друг Джон» используется частенько при подготовке клиента к какому-нибудь важному опыту в его жизни. Пока гипнотизёр рассказывает о «приключениях» своих знакомых, клиент успевает много раз непроизвольно почувствовать себя в иных предлагаемых обстоятельствах и, если метафоры удачны и интересны, то клиент позитивно принимает внушаемые идеи и становится готовым к ним. Другими словами, клиент входит во вкус и готов сам попробовать себя непосредственно или отчасти в роли «моего друга Джона». В метафоре «мой друг Джон» желательно учесть ряд элементов. Во-первых, имя главного героя должно быть ассоциативно созвучно с именем клиента. Во-вторых, характеристики и черты главного героя должны аккуратно напоминать клиенту о нём самом. При соблюдении перечисленных условий клиент максимально и искренне «перевоплощается» в главного персонажа. Именно этого и добивается гипнотизёр, используя внушение «мой друг Джон».
Внушение «мой друг Джон» названо в честь великого гипнотизёра 20-го века Милтона Эриксона. Это был один из его излюбленных приёмов, когда он в разговоре с клиентом говорил о «своём друге Джоне» или каком-то другом персонаже, иногда из своего опыта, а иногда специально созданном для ситуации с клиентом. «Техническая» составляющая внушения метафорой «мой друг Джон» довольно проста и очень эффективна. Клиент слушает некую историю про кого-то и невольно примеряет к себе, происходящее с этим кем-то, или ставит себя на место персонажа, формируя в своём воображении внушаемую модель. Так или иначе, внушаемая модель (идея) какое-то время «переваривается», как на сознательном уровне, так и в бессознательном. Если пример-рассказ эмоционально увлекателен, то эффект внушения резко усиливается.
Несмотря на то, что история-рассказ о каком-то «моём друге Джоне», тем не менее, истинный смысл метафоры целенаправленно используется гипнотизёром по отношению к клиенту. В этом заключена хитрость. Внушение метафорой «мой друг Джон» используется частенько при подготовке клиента к какому-нибудь важному опыту в его жизни. Пока гипнотизёр рассказывает о «приключениях» своих знакомых, клиент успевает много раз непроизвольно почувствовать себя в иных предлагаемых обстоятельствах и, если метафоры удачны и интересны, то клиент позитивно принимает внушаемые идеи и становится готовым к ним. Другими словами, клиент входит во вкус и готов сам попробовать себя непосредственно или отчасти в роли «моего друга Джона». В метафоре «мой друг Джон» желательно учесть ряд элементов. Во-первых, имя главного героя должно быть ассоциативно созвучно с именем клиента. Во-вторых, характеристики и черты главного героя должны аккуратно напоминать клиенту о нём самом. При соблюдении перечисленных условий клиент максимально и искренне «перевоплощается» в главного персонажа. Именно этого и добивается гипнотизёр, используя внушение «мой друг Джон».
Внушение банальной истиной (трюизм)
Обычно внушение банальной истиной используется, когда надо сделать маленький толчок в сознании клиента. Банальная, само собой разумеющаяся истина, кратко сказанная, воспринимается сознанием клиента как невольная подсказка и толчок. Можно представить себе большой камень, стоящий на самом краю склона, балансирующий на порывах ветра и готовый вот-вот скатиться вниз по склону. Внушение банальной истиной подобно лёгкому подталкиванию камня, мол, и так понятно, что пришло время покатиться по склону и сделать то, что давно уже надо было сделать самым естественным образом. Точно использованная аллюзия может внешне оказать огромное влияние. Но важно учитывать, что эффективность аллюзий, прежде всего, зависит от удачного попадания во «внутренне балансирование» клиента, в принципе готового к изменениям. Грамотно подобранная банальность может сыграть роль ключевой пешки. А прелесть «пешки» в том, что она проста, понятна, и с ней просто невозможно спорить и невозможно не согласиться.
Обычно внушение банальной истиной используется, когда надо сделать маленький толчок в сознании клиента. Банальная, само собой разумеющаяся истина, кратко сказанная, воспринимается сознанием клиента как невольная подсказка и толчок. Можно представить себе большой камень, стоящий на самом краю склона, балансирующий на порывах ветра и готовый вот-вот скатиться вниз по склону. Внушение банальной истиной подобно лёгкому подталкиванию камня, мол, и так понятно, что пришло время покатиться по склону и сделать то, что давно уже надо было сделать самым естественным образом. Точно использованная аллюзия может внешне оказать огромное влияние. Но важно учитывать, что эффективность аллюзий, прежде всего, зависит от удачного попадания во «внутренне балансирование» клиента, в принципе готового к изменениям. Грамотно подобранная банальность может сыграть роль ключевой пешки. А прелесть «пешки» в том, что она проста, понятна, и с ней просто невозможно спорить и невозможно не согласиться.
Многоуровневые внушения.
Многоуровневые внушения – самые сложные и требуют серьёзной подготовки. Внушаемые идеи проводятся на разных уровнях функционирования психики и, обычно, с использованием метафор. Как правило, многоуровневые внушения построены на алгоритмах и принципах ассоциативных чувственных процессов. Многоуровневые внушения особенно хороши и эффективны для работы с более фундаментальными чувственными процессами.
Многоуровневые внушения – самые сложные и требуют серьёзной подготовки. Внушаемые идеи проводятся на разных уровнях функционирования психики и, обычно, с использованием метафор. Как правило, многоуровневые внушения построены на алгоритмах и принципах ассоциативных чувственных процессов. Многоуровневые внушения особенно хороши и эффективны для работы с более фундаментальными чувственными процессами.