ШАРЛЬ ДЕ ГОЛЛЬ
Среди знаменитых людей Франции недавнего времени в первую очередь следует назвать имя видного политика и патриота Шарля де Голля.
Родившийся в ноябре 1890 г. у Жанны и Анри де Голлей сын Шарль был третьим ребёнком в семье. Своих пятерых детей родители воспитывали в духе патриотизма, основательно знакомя с историей и культурой Франции. События революции конца XVIII в. расценивались, как трагическая ошибка французской нации, а «Марсельезу» Анри де Голль, дворянин и верующий католик, называл «безбожной песней».
В 1901 г. Шарль начинает учёбу в колледже, где преподавал его отец. Гордый и строптивый, Шарль был в то же время романтично настроенным юношей, умеющим восхищаться и глубоко мыслить о будущем своей родины. Через много лет в мемуарах он напишет: «Я был уверен, что Франции суждено пройти через горнило величайших испытаний. Я считал, что смысл жизни состоит в том, чтобы свершить во имя Франции выдающийся подвиг, и что наступит день, когда мне представится такая возможность». Видимо, желая приблизить последнюю, Шарль твёрдо решает стать офицером и, закончив колледж, поступает в военное училище Сен-Сир. Здесь его внешность в главных чертах уже оформляется: прежде всего в глаза бросаются почти двухметровый рост, худощавость и большой нос. Блестяще отучившись в Сен-Сире, молодой офицер уходит на фронт Первой мировой войны. Трижды раненный, де Голль после страшной рукопашной схватки под Верденом попадает в немецкий плен, из которого безуспешно пытается бежать пять раз. Только по окончании войны де Голль возвращается во Францию. После краткосрочного обучения офицеров в Польше он продолжает совершенствоваться в Высшей военной школе в Париже. В 20-е гг. де Голль выступает с докладами, публикует статьи и книги, в которых, в частности, анализирует итоги Первой мировой войны, излагает свою военную доктрину, рисует образ сильной личности, вождя (под влиянием идей философа Ницше).
Среди знаменитых людей Франции недавнего времени в первую очередь следует назвать имя видного политика и патриота Шарля де Голля.
Родившийся в ноябре 1890 г. у Жанны и Анри де Голлей сын Шарль был третьим ребёнком в семье. Своих пятерых детей родители воспитывали в духе патриотизма, основательно знакомя с историей и культурой Франции. События революции конца XVIII в. расценивались, как трагическая ошибка французской нации, а «Марсельезу» Анри де Голль, дворянин и верующий католик, называл «безбожной песней».
В 1901 г. Шарль начинает учёбу в колледже, где преподавал его отец. Гордый и строптивый, Шарль был в то же время романтично настроенным юношей, умеющим восхищаться и глубоко мыслить о будущем своей родины. Через много лет в мемуарах он напишет: «Я был уверен, что Франции суждено пройти через горнило величайших испытаний. Я считал, что смысл жизни состоит в том, чтобы свершить во имя Франции выдающийся подвиг, и что наступит день, когда мне представится такая возможность». Видимо, желая приблизить последнюю, Шарль твёрдо решает стать офицером и, закончив колледж, поступает в военное училище Сен-Сир. Здесь его внешность в главных чертах уже оформляется: прежде всего в глаза бросаются почти двухметровый рост, худощавость и большой нос. Блестяще отучившись в Сен-Сире, молодой офицер уходит на фронт Первой мировой войны. Трижды раненный, де Голль после страшной рукопашной схватки под Верденом попадает в немецкий плен, из которого безуспешно пытается бежать пять раз. Только по окончании войны де Голль возвращается во Францию. После краткосрочного обучения офицеров в Польше он продолжает совершенствоваться в Высшей военной школе в Париже. В 20-е гг. де Голль выступает с докладами, публикует статьи и книги, в которых, в частности, анализирует итоги Первой мировой войны, излагает свою военную доктрину, рисует образ сильной личности, вождя (под влиянием идей философа Ницше).
ТРОПИЧЕСКАЯ И ЮЖНАЯ АФРИКА В XX В.
К началу XX в. большая часть Африканского континента была подчинена колониальными державами. Это произошло в первую очередь вследствие разных экономических и военно-технических возможностей капиталистической Европы и докапиталистических, преимущественно раннеклассовых и доклассовых африканских обществ. К тому же многие страны Африки к концу XIX в. были ослаблены губительными засухами и эпидемиями. Страшная сонная болезнь опустошила огромные территории в Тропической Африке, от голода и болезней погибло до трети населения нынешних Кении, Эфиопии и Танзании.
Англо-бурская война 1899—1902 гг. и Первая мировая война (см. ст. «Буры» и «Первая мировая война») завершили колониальный раздел этих частей континента; независимость (в значительной мере формальную) сохранили лишь Эфиопия и Либерия. Колониальное господство в Африке, как и во всём остальном мире (см. ст. «Колониализм и распад колониальной системы»), имело неоднозначные последствия. При всей своей ярко выраженной эксплуататорской сути колониализм выступал и как созидательная сила в сферах экономики, образования, медицины, способствовал политическому пробуждению местного населения, зарождению новых, политических форм антиколониального протеста. Правда, в это время ещё сохранял силу так называемый феодальный национализм, были широко распространены независимые африкано-христианские церкви и секты, представлявшие собой своеобразное соединение некоторых идей и принципов христианства и традиционных, доколониальных африканских верований и религий. Именно на их основе в это время организовывались массовые движения, выливавшиеся в открытую вооружённую борьбу против колонизаторов. Часто такие движения возглавляли простые люди, считавшие себя мессиями, пророками, призванными освободить свой народ от иноземного гнёта. Иногда руководителями становились вожди племён или больших племенных объединений. Такие «мессии», «пророки», вожди стояли во главе наиболее массовых антиколониальных выступлений конца XIX — начала XX в.: восстаний племён ндебеле и шона 1896— 1897 гг. в Родезии, гереро и нама 1904 г. в Юго-Западной Африке, Маджи-Маджи («большая вода» или «волшебное снадобье» на языке суахили) 1905—1907 гг. на территории нынешней Танзании, дервишей 1899—1920 гг. в Сомали.
К началу XX в. большая часть Африканского континента была подчинена колониальными державами. Это произошло в первую очередь вследствие разных экономических и военно-технических возможностей капиталистической Европы и докапиталистических, преимущественно раннеклассовых и доклассовых африканских обществ. К тому же многие страны Африки к концу XIX в. были ослаблены губительными засухами и эпидемиями. Страшная сонная болезнь опустошила огромные территории в Тропической Африке, от голода и болезней погибло до трети населения нынешних Кении, Эфиопии и Танзании.
Англо-бурская война 1899—1902 гг. и Первая мировая война (см. ст. «Буры» и «Первая мировая война») завершили колониальный раздел этих частей континента; независимость (в значительной мере формальную) сохранили лишь Эфиопия и Либерия. Колониальное господство в Африке, как и во всём остальном мире (см. ст. «Колониализм и распад колониальной системы»), имело неоднозначные последствия. При всей своей ярко выраженной эксплуататорской сути колониализм выступал и как созидательная сила в сферах экономики, образования, медицины, способствовал политическому пробуждению местного населения, зарождению новых, политических форм антиколониального протеста. Правда, в это время ещё сохранял силу так называемый феодальный национализм, были широко распространены независимые африкано-христианские церкви и секты, представлявшие собой своеобразное соединение некоторых идей и принципов христианства и традиционных, доколониальных африканских верований и религий. Именно на их основе в это время организовывались массовые движения, выливавшиеся в открытую вооружённую борьбу против колонизаторов. Часто такие движения возглавляли простые люди, считавшие себя мессиями, пророками, призванными освободить свой народ от иноземного гнёта. Иногда руководителями становились вожди племён или больших племенных объединений. Такие «мессии», «пророки», вожди стояли во главе наиболее массовых антиколониальных выступлений конца XIX — начала XX в.: восстаний племён ндебеле и шона 1896— 1897 гг. в Родезии, гереро и нама 1904 г. в Юго-Западной Африке, Маджи-Маджи («большая вода» или «волшебное снадобье» на языке суахили) 1905—1907 гг. на территории нынешней Танзании, дервишей 1899—1920 гг. в Сомали.
ДУАЙТ ЭЙЗЕНХАУЭР
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр — выдающийся военачальник периода Второй мировой войны и 34-й президент США, родился 14 октября 1890 г. в городке Денисон, штат Техас. В начале XVIII в. его предки, члены религиозной секты менонитов, спасаясь от преследований у себя на родине, в Германии, переселились в Северную Америку.
В 1891 г. семья Эйзенхауэров переехала в штат Канзас и поселилась в городке Абелин, где и прошли детские и юношеские годы Дуайта. Он рос энергичным и задиристым мальчишкой и был одним из лучших спортсменов города среди своих сверстников.
В школе Дуайт учился с увлечением. Его любимыми предметами были история и математика.
Выбор будущей профессии произошёл неожиданно. Один из друзей посоветовал Дуайту поступить в Военно-морскую академию. Поразмыслив немного, Эйзенхауэр решил, что военная служба — действительно наиболее подходящее для него занятие. Вакансии для поступления в Военно-морскую академию не было, поэтому Дуайт в 1910 г. сдал экзамен и стал кадетом Общевойскового училища в Вест-Пойнте.
Дуайт Дэвид Эйзенхауэр — выдающийся военачальник периода Второй мировой войны и 34-й президент США, родился 14 октября 1890 г. в городке Денисон, штат Техас. В начале XVIII в. его предки, члены религиозной секты менонитов, спасаясь от преследований у себя на родине, в Германии, переселились в Северную Америку.
В 1891 г. семья Эйзенхауэров переехала в штат Канзас и поселилась в городке Абелин, где и прошли детские и юношеские годы Дуайта. Он рос энергичным и задиристым мальчишкой и был одним из лучших спортсменов города среди своих сверстников.
В школе Дуайт учился с увлечением. Его любимыми предметами были история и математика.
Выбор будущей профессии произошёл неожиданно. Один из друзей посоветовал Дуайту поступить в Военно-морскую академию. Поразмыслив немного, Эйзенхауэр решил, что военная служба — действительно наиболее подходящее для него занятие. Вакансии для поступления в Военно-морскую академию не было, поэтому Дуайт в 1910 г. сдал экзамен и стал кадетом Общевойскового училища в Вест-Пойнте.
ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
О том, как она началась, сегодня известно в мельчайших подробностях. Один из очевидцев событий, американский историк немецкого происхождения, Уильям Ширер пишет: «На рассвете 1 сентября 1939 года... в воздухе ревели немецкие самолёты, заходя на свои цели — колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищённые города. Через несколько минут поляки — военные и гражданские — поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире ещё не бывало, но последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после
создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения». Через два дня, 3 сентября, немецкая подводная лодка потопила британский пассажирский корабль «Атения», шедший из Англии в Канаду. Война стала свершившимся фактом...
...В России эта война называлась Великая Отечественная, о ней вы прочтёте в другом томе Энциклопедии. Здесь же рассказывается о том, как жил и воевал в 1939—1945 гг. остальной мир.
О том, как она началась, сегодня известно в мельчайших подробностях. Один из очевидцев событий, американский историк немецкого происхождения, Уильям Ширер пишет: «На рассвете 1 сентября 1939 года... в воздухе ревели немецкие самолёты, заходя на свои цели — колонны польских войск, эшелоны с боеприпасами, мосты, железные дороги, незащищённые города. Через несколько минут поляки — военные и гражданские — поняли, что такое смерть, внезапно обрушивающаяся с неба. Такого в мире ещё не бывало, но последующие шесть лет это чувство познали сотни миллионов мужчин, женщин и детей в Европе и Азии. Тень этого ужаса, особенно после
создания атомной бомбы, будет преследовать человечество, напоминая ему об угрозе полного уничтожения». Через два дня, 3 сентября, немецкая подводная лодка потопила британский пассажирский корабль «Атения», шедший из Англии в Канаду. Война стала свершившимся фактом...
...В России эта война называлась Великая Отечественная, о ней вы прочтёте в другом томе Энциклопедии. Здесь же рассказывается о том, как жил и воевал в 1939—1945 гг. остальной мир.
ГЕНРИХ ГИММЛЕР
21 мая 1945 г. близ города Бремерверде английский военный патруль задержал в толпе беженцев, двигавшейся на запад, некоего Генриха Хицингера, сотрудника германской тайной полевой полиции. Человек с чёрной повязкой на левом глазу привлёк к себе внимание тем, что у него оказалось новенькое, словно только вчера выданное удостоверение личности. Задержанного направили в лагерь и подвергли допросу, затем ещё одному и ещё одному. Наконец он не выдержал. Медленно сняв повязку, «Хицингер» надел очки и представился: «Генрих Гиммлер. Требую доставить меня к фельдмаршалу Монтгомери!»
Гиммлеру пообещали доложить о нём куда следует и обыскали. В кармане куртки нашли ампулу с цианистым калием. После этого его поместили в камеру.
Вечером 23 мая в лагерь прибыл высокопоставленный представитель британской разведки, чтобы допросить Гиммлера. Он распорядился ещё раз обыскать задержанного. В одежде и на теле яда спрятано не было. Тогда офицер приказал осмотреть рот арестованного. Однако Гиммлер открыть рот отказался. В ответ на повторную просьбу он, наоборот, сильно сжал челюсти. Что-то хрустнуло, и Гиммлер упал как подкошенный.
21 мая 1945 г. близ города Бремерверде английский военный патруль задержал в толпе беженцев, двигавшейся на запад, некоего Генриха Хицингера, сотрудника германской тайной полевой полиции. Человек с чёрной повязкой на левом глазу привлёк к себе внимание тем, что у него оказалось новенькое, словно только вчера выданное удостоверение личности. Задержанного направили в лагерь и подвергли допросу, затем ещё одному и ещё одному. Наконец он не выдержал. Медленно сняв повязку, «Хицингер» надел очки и представился: «Генрих Гиммлер. Требую доставить меня к фельдмаршалу Монтгомери!»
Гиммлеру пообещали доложить о нём куда следует и обыскали. В кармане куртки нашли ампулу с цианистым калием. После этого его поместили в камеру.
Вечером 23 мая в лагерь прибыл высокопоставленный представитель британской разведки, чтобы допросить Гиммлера. Он распорядился ещё раз обыскать задержанного. В одежде и на теле яда спрятано не было. Тогда офицер приказал осмотреть рот арестованного. Однако Гиммлер открыть рот отказался. В ответ на повторную просьбу он, наоборот, сильно сжал челюсти. Что-то хрустнуло, и Гиммлер упал как подкошенный.
ЙОЗЕФ ГЕББЕЛЬС
Йозеф Геббельс являлся одним из наиболее фанатичных последователей Гитлера. Как политический лидер, как оратор, как человек, способный подчинять своему влиянию других, он, по свидетельству современников, мало в чём уступал Гитлеру. Тем не менее в национал-социалистическом движении он никогда не претендовал на роль вождя. Себе он отводил место подле фюрера и на ступеньку ниже его, считая себя лишь слугой, глашатаем воли и пропагандистом идей «великого вождя».
Геббельс родился в 1897 г. в простой семье. Его отец был бухгалтером. Человек очень набожный, он хотел, чтобы сын стал священником. Однако сам Геббельс предпочёл изучение философии и литературы и мечтал о карьере писателя или журналиста. Но на этом поприще его постигла неудача. Хотя Геббельс приобрёл учёную степень доктора, защитив в 1921 г. диссертацию, посвящённую романтической драме, его собственные произведения редакторами либеральных издательств и газет раз за разом отвергались.
Маленького роста, хромоногий (Геббельс от рождения был инвалидом), с комплексом неполноценности и ущемлённым самолюбием, будущий рейхсминистр нашёл выход своей энергии в политике. Первоначально он примкнул к «левому» крылу НСДАП. Однако Гитлеру удалось перетянуть Геббельса на свою сторону и превратить его в верного союзника. В 1926 г. он направил его в Берлин в качестве главного нацистского агитатора. В 1930 г. Геббельс уже назначен имперским руководителем пропаганды НСДАП и главным редактором нацистской газеты «Дер ангрифф». Двумя годами раньше его избрали депутатом рейхстага от нацистской партии.
Йозеф Геббельс являлся одним из наиболее фанатичных последователей Гитлера. Как политический лидер, как оратор, как человек, способный подчинять своему влиянию других, он, по свидетельству современников, мало в чём уступал Гитлеру. Тем не менее в национал-социалистическом движении он никогда не претендовал на роль вождя. Себе он отводил место подле фюрера и на ступеньку ниже его, считая себя лишь слугой, глашатаем воли и пропагандистом идей «великого вождя».
Геббельс родился в 1897 г. в простой семье. Его отец был бухгалтером. Человек очень набожный, он хотел, чтобы сын стал священником. Однако сам Геббельс предпочёл изучение философии и литературы и мечтал о карьере писателя или журналиста. Но на этом поприще его постигла неудача. Хотя Геббельс приобрёл учёную степень доктора, защитив в 1921 г. диссертацию, посвящённую романтической драме, его собственные произведения редакторами либеральных издательств и газет раз за разом отвергались.
Маленького роста, хромоногий (Геббельс от рождения был инвалидом), с комплексом неполноценности и ущемлённым самолюбием, будущий рейхсминистр нашёл выход своей энергии в политике. Первоначально он примкнул к «левому» крылу НСДАП. Однако Гитлеру удалось перетянуть Геббельса на свою сторону и превратить его в верного союзника. В 1926 г. он направил его в Берлин в качестве главного нацистского агитатора. В 1930 г. Геббельс уже назначен имперским руководителем пропаганды НСДАП и главным редактором нацистской газеты «Дер ангрифф». Двумя годами раньше его избрали депутатом рейхстага от нацистской партии.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЛИДЕРЫ «ТРЕТЬЕГО РЕЙХА»
20 ноября 1945 г. в Нюрнберге начал работу Международный трибунал, судивший главных нацистских военных преступников. До этого несколько месяцев представители держав-победительниц во Второй мировой войне (СССР, США, Англии и Франции) тщательно изучали документы германских ведомств, опрашивали свидетелей нацистских преступлений.
И вот обвиняемых ввели в зал заседания...
Человек, занявший крайнее слева место в первом ряду скамьи подсудимых, мало чем напоминал свои прежние изображения на парадных портретах. Когда-то его грудь, увешанную орденами, сравнивали с витриной ювелирного магазина. Теперь он предстал перед международным трибуналом сильно похудевшим, без погон и орденов. Долгие годы он был вторым после Гитлера человеком в нацистской иерархии, его официальным преемником. Звали
этого человека Герман Вильгельм Геринг, бывший рейхсмаршал, бывший президент нацистского рейхстага, бывший командующий военно-воздушными силами Германии.
20 ноября 1945 г. в Нюрнберге начал работу Международный трибунал, судивший главных нацистских военных преступников. До этого несколько месяцев представители держав-победительниц во Второй мировой войне (СССР, США, Англии и Франции) тщательно изучали документы германских ведомств, опрашивали свидетелей нацистских преступлений.
И вот обвиняемых ввели в зал заседания...
Человек, занявший крайнее слева место в первом ряду скамьи подсудимых, мало чем напоминал свои прежние изображения на парадных портретах. Когда-то его грудь, увешанную орденами, сравнивали с витриной ювелирного магазина. Теперь он предстал перед международным трибуналом сильно похудевшим, без погон и орденов. Долгие годы он был вторым после Гитлера человеком в нацистской иерархии, его официальным преемником. Звали
этого человека Герман Вильгельм Геринг, бывший рейхсмаршал, бывший президент нацистского рейхстага, бывший командующий военно-воздушными силами Германии.
АДОЛЬФ ГИТЛЕР
Берлин, обращённый в руины за десять дней непрерывных боёв, тонул в дыму пожарищ, грохоте орудий, лязге гусениц танков, треске пулемётных и автоматных очередей. Гитлеровцы стояли насмерть. Отступать было некуда, и они цеплялись за каждый дом, подвал, за каждую груду обломков на мостовой. Нацистская империя, которой её создатели совсем недавно предрекали тысячелетнее будущее, доживала свои последние часы. Ещё немного — и над искорёженным куполом рейхстага взметнётся красный флаг. Было 30 апреля 1945 года.
Штурмбаннфюрер СС Отто Гюнше и два младших чина с 15.30 и до наступления темноты несколько раз поднимались из бункера во двор имперской канцелярии с канистрами, полными бензина. Там, наверху, в задней части двора лежали два обуглившихся трупа, которые, несмотря на все старания Гюнше, никак не удавалось сжечь до конца. Приученные беспрекословно повиноваться, Гюнше и его подручные в точности выполняли приказ, вернее, последнюю волю того, чьи останки пожирало пламя в бензиновой луже: «Моё тело и тело моей супруги не должны попасть в руки врага. Как бы ни складывались обстоятельства, они должны быть полностью уничтожены».
Берлин, обращённый в руины за десять дней непрерывных боёв, тонул в дыму пожарищ, грохоте орудий, лязге гусениц танков, треске пулемётных и автоматных очередей. Гитлеровцы стояли насмерть. Отступать было некуда, и они цеплялись за каждый дом, подвал, за каждую груду обломков на мостовой. Нацистская империя, которой её создатели совсем недавно предрекали тысячелетнее будущее, доживала свои последние часы. Ещё немного — и над искорёженным куполом рейхстага взметнётся красный флаг. Было 30 апреля 1945 года.
Штурмбаннфюрер СС Отто Гюнше и два младших чина с 15.30 и до наступления темноты несколько раз поднимались из бункера во двор имперской канцелярии с канистрами, полными бензина. Там, наверху, в задней части двора лежали два обуглившихся трупа, которые, несмотря на все старания Гюнше, никак не удавалось сжечь до конца. Приученные беспрекословно повиноваться, Гюнше и его подручные в точности выполняли приказ, вернее, последнюю волю того, чьи останки пожирало пламя в бензиновой луже: «Моё тело и тело моей супруги не должны попасть в руки врага. Как бы ни складывались обстоятельства, они должны быть полностью уничтожены».
БЕНИТО МУССОЛИНИ
Бенито Муссолини — основоположник итальянского и фактически европейского фашизма, принёсшего неисчислимые бедствия миллионам людей и поставившего человечество на грань катастрофы. В 1920—1930-е гг. имя Муссолини знала вся Италия от мала до велика. Его профиль с бритой головой и выпяченной нижней челюстью чеканился на монетах, его многочисленные портреты, бюсты, фотографии красовались во всех государственных учреждениях и жилых домах. Его имя набиралось крупным шрифтом на каждой странице во всех газетах, неоднократно в течение дня звучало по всем программам национального радио. Кинохроника запечатлевала его на многочисленных парадах, митингах, соревнованиях. Это был крупнейший в Европе культ личности, безраздельно господствовавший в Италии с октября 1922 г. по июль 1943 г.
Народу Муссолини представлялся человеком смелым, всемогущим, постоянно думающим о гражданах Италии, озабоченным её благом. Уходя из своего кабинета, он любил оставлять зажжённым свет, чтобы одинокие прохожие останавливались и под немигающими взглядами охранников дуче думали о вожде, работающем до глубокой ночи.
Бенито Муссолини — основоположник итальянского и фактически европейского фашизма, принёсшего неисчислимые бедствия миллионам людей и поставившего человечество на грань катастрофы. В 1920—1930-е гг. имя Муссолини знала вся Италия от мала до велика. Его профиль с бритой головой и выпяченной нижней челюстью чеканился на монетах, его многочисленные портреты, бюсты, фотографии красовались во всех государственных учреждениях и жилых домах. Его имя набиралось крупным шрифтом на каждой странице во всех газетах, неоднократно в течение дня звучало по всем программам национального радио. Кинохроника запечатлевала его на многочисленных парадах, митингах, соревнованиях. Это был крупнейший в Европе культ личности, безраздельно господствовавший в Италии с октября 1922 г. по июль 1943 г.
Народу Муссолини представлялся человеком смелым, всемогущим, постоянно думающим о гражданах Италии, озабоченным её благом. Уходя из своего кабинета, он любил оставлять зажжённым свет, чтобы одинокие прохожие останавливались и под немигающими взглядами охранников дуче думали о вожде, работающем до глубокой ночи.
АТАТЮРК
Ататюрк (Мустафа Кемаль) родился в г. Салоники (ныне Греция) на территории тогдашней Османской империи в 1881 г. Его отец, лесоторговец, а в прошлом таможенный чиновник, был не очень богат, но стремился дать сыну хорошее образование. В государстве, объединившем под властью турок множество народов, никогда не было более почётной профессии, чем военный. Поэтому смышлёный и любознательный юноша избрал для себя карьеру офицера. Он окончил военные училища в Салониках и Монастире (ныне Битола, Македония), а в январе 1905 г., когда ему не было и 24 лет, уже завершил обучение в турецкой Академии Генерального штаба.
Тогда же европейски образованный военный свёл знакомство с такими, как он, молодыми офицерами незнатного происхождения, недовольными по-средневековому жестоким и закостенелым режимом султана Абдул Хамида. «Младотурки» — так стали называть потом этих молодых военных — устранили в 1908 г. в результате переворота абсолютную власть султана в одной из самых древних монархий мира. Однако вскоре вожди движения — Энвер-паша, Джемаль-паша, Талаат-паша и др. — совершенно погрязли в казнокрадстве, взяточничестве, купались в роскоши, забыв о целях, которые когда-то поставили перед собой младотурки, — освобождение от иностранной зависимости, курс на промышленное развитие, равноправие наций, распространение достижений европейской цивилизации и пр. Суровый и склонный к аскетизму Мустафа Кемаль отходит от бывших единомышленников и занимается исключительно военными делами. На фронтах итало-турецкой (1911—1912 гг.), второй Балканской (1913 г.) и особенно Первой мировой войн он зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником. Мустафа Кемаль был одним из очень немногих турецких генералов, способных за счёт своего полководческого таланта и прекрасных боевых качеств турецкого солдата побеждать отлично оснащённые войска европейцев. Даже с недавних пор подозрительно относившееся к популярному командиру правительство младотурков вынуждено было отметить его заслуги — в 1916 г. наряду с генеральским чином он получил почётнейший для турка титул «паша». Но пик его оглушительной славы был ещё впереди.
Ататюрк (Мустафа Кемаль) родился в г. Салоники (ныне Греция) на территории тогдашней Османской империи в 1881 г. Его отец, лесоторговец, а в прошлом таможенный чиновник, был не очень богат, но стремился дать сыну хорошее образование. В государстве, объединившем под властью турок множество народов, никогда не было более почётной профессии, чем военный. Поэтому смышлёный и любознательный юноша избрал для себя карьеру офицера. Он окончил военные училища в Салониках и Монастире (ныне Битола, Македония), а в январе 1905 г., когда ему не было и 24 лет, уже завершил обучение в турецкой Академии Генерального штаба.
Тогда же европейски образованный военный свёл знакомство с такими, как он, молодыми офицерами незнатного происхождения, недовольными по-средневековому жестоким и закостенелым режимом султана Абдул Хамида. «Младотурки» — так стали называть потом этих молодых военных — устранили в 1908 г. в результате переворота абсолютную власть султана в одной из самых древних монархий мира. Однако вскоре вожди движения — Энвер-паша, Джемаль-паша, Талаат-паша и др. — совершенно погрязли в казнокрадстве, взяточничестве, купались в роскоши, забыв о целях, которые когда-то поставили перед собой младотурки, — освобождение от иностранной зависимости, курс на промышленное развитие, равноправие наций, распространение достижений европейской цивилизации и пр. Суровый и склонный к аскетизму Мустафа Кемаль отходит от бывших единомышленников и занимается исключительно военными делами. На фронтах итало-турецкой (1911—1912 гг.), второй Балканской (1913 г.) и особенно Первой мировой войн он зарекомендовал себя решительным и смелым военачальником. Мустафа Кемаль был одним из очень немногих турецких генералов, способных за счёт своего полководческого таланта и прекрасных боевых качеств турецкого солдата побеждать отлично оснащённые войска европейцев. Даже с недавних пор подозрительно относившееся к популярному командиру правительство младотурков вынуждено было отметить его заслуги — в 1916 г. наряду с генеральским чином он получил почётнейший для турка титул «паша». Но пик его оглушительной славы был ещё впереди.
КОЛОНИАЛИЗМ И РАСПАД КОЛОНИАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ
В газетах, журналах и книгах сравнительно недавнего прошлого можно было увидеть карикатуру: толстый белый человек в пробковом шлеме, с сигарой в зубах замахивается плетью на дрожащего от страха измождённого африканца (или индуса, малайца и т. д.). Так или примерно так складывались массовые представления о колониализме, колонизаторах и их жертвах. В исторических трудах под колониализмом часто понимают политическое, экономическое и духовное порабощение народов отсталых стран правящими классами развитых в социально-экономическом отношении государств. Колониализм — это сложнейшее явление всемирного масштаба, уходящее корнями в далёкое прошлое человечества. Колониализм возник с появлением государства, существовал ещё в рабовладельческую и феодальную эпохи. Сами слова «колония», «колониализм» изначально происходят от латинских слов «колон», «колонат», обозначавших разные формы зависимости сельского населения в Древнем Риме. Во времена рабовладения слово «колония» постепенно приобрело самостоятельное значение: так стали называть поселения, созданные переселенцами из другой страны. Такими колониями-поселениями владели и Древний Египет, и Греция, и Рим, и другие государства.
Колониализм эпохи феодализма получил наибольшее развитие во время резкого обострения внутренних противоречий в европейских странах. В XI—XIII вв. большие группы обнищавшего населения Западной Европы, предводительствуемые рыцарями-феодалами, многие из которых сами обеднели, двинулись в крестовые походы на Ближний Восток — освобождать «гроб Господний». Крестоносцы создали там феодальные государства-колонии, в которых большинство населения составляли покорённые ими местные жители. Но просуществовали эти государства недолго — около 100—150 лет.
В газетах, журналах и книгах сравнительно недавнего прошлого можно было увидеть карикатуру: толстый белый человек в пробковом шлеме, с сигарой в зубах замахивается плетью на дрожащего от страха измождённого африканца (или индуса, малайца и т. д.). Так или примерно так складывались массовые представления о колониализме, колонизаторах и их жертвах. В исторических трудах под колониализмом часто понимают политическое, экономическое и духовное порабощение народов отсталых стран правящими классами развитых в социально-экономическом отношении государств. Колониализм — это сложнейшее явление всемирного масштаба, уходящее корнями в далёкое прошлое человечества. Колониализм возник с появлением государства, существовал ещё в рабовладельческую и феодальную эпохи. Сами слова «колония», «колониализм» изначально происходят от латинских слов «колон», «колонат», обозначавших разные формы зависимости сельского населения в Древнем Риме. Во времена рабовладения слово «колония» постепенно приобрело самостоятельное значение: так стали называть поселения, созданные переселенцами из другой страны. Такими колониями-поселениями владели и Древний Египет, и Греция, и Рим, и другие государства.
Колониализм эпохи феодализма получил наибольшее развитие во время резкого обострения внутренних противоречий в европейских странах. В XI—XIII вв. большие группы обнищавшего населения Западной Европы, предводительствуемые рыцарями-феодалами, многие из которых сами обеднели, двинулись в крестовые походы на Ближний Восток — освобождать «гроб Господний». Крестоносцы создали там феодальные государства-колонии, в которых большинство населения составляли покорённые ими местные жители. Но просуществовали эти государства недолго — около 100—150 лет.
ИНДИЯ
Индия, страна сказочных богатств, всегда привлекала завоевателей. Но ни одно завоевание не было столь разрушительным, как колонизация её англичанами. Британская империя не просто грабила — была создана целая система выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырьё, продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото. Непомерные налоги и потоки дешёвых английских товаров уничтожали древние ремёсла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни стремительно рушился, сил на создание нового у народа Индии не оставалось. Колонизаторы утверждали, что, «осваивая» Индию, они несут ей блага современной культуры, но в действительности, обрекая индийцев на нищету, не оставляли им никаких возможностей приобщиться к медицине, образованию и другим достижениям цивилизации.
Индия никогда не прекращала попыток найти выход из тяжёлого и унизительного положения. В 1885 г. представители индийской интеллигенции и национальной буржуазии создают Индийский национальный конгресс, чтобы вместе искать способы достижения независимости. Конгрессисты видели лишь два возможных пути. Одни надеялись поднять народ на вооружённое восстание (подобно Великому восстанию сипаев в 50-х гг. XIX в.), изгнать колонизаторов и возродить индийские традиции. Другие конгрессисты считали, что для Индии было бы благом приобщиться к достижениям европейской цивилизации и добиться относительной независимости в рамках Британской империи. Они были сторонниками британского либерализма и конституционного строя и надеялись добиться самоуправления с помощью постепенных реформ, петиций и переговоров. На деле обе позиции были утопичны: идея бунта не могла долго вдохновлять народ, а на полюбовное соглашение с колонизаторами рассчитывать не приходилось.
Индия, страна сказочных богатств, всегда привлекала завоевателей. Но ни одно завоевание не было столь разрушительным, как колонизация её англичанами. Британская империя не просто грабила — была создана целая система выкачивания всего, что было в Индии ценного. Полезные ископаемые, сырьё, продукты труда миллионов индийцев переплавлялись в английское золото. Непомерные налоги и потоки дешёвых английских товаров уничтожали древние ремёсла. Поборы колонизаторов приводили крестьян к существованию на грани голодной смерти. Пришла в упадок жизненно важная система орошения земель. Многовековой уклад жизни стремительно рушился, сил на создание нового у народа Индии не оставалось. Колонизаторы утверждали, что, «осваивая» Индию, они несут ей блага современной культуры, но в действительности, обрекая индийцев на нищету, не оставляли им никаких возможностей приобщиться к медицине, образованию и другим достижениям цивилизации.
Индия никогда не прекращала попыток найти выход из тяжёлого и унизительного положения. В 1885 г. представители индийской интеллигенции и национальной буржуазии создают Индийский национальный конгресс, чтобы вместе искать способы достижения независимости. Конгрессисты видели лишь два возможных пути. Одни надеялись поднять народ на вооружённое восстание (подобно Великому восстанию сипаев в 50-х гг. XIX в.), изгнать колонизаторов и возродить индийские традиции. Другие конгрессисты считали, что для Индии было бы благом приобщиться к достижениям европейской цивилизации и добиться относительной независимости в рамках Британской империи. Они были сторонниками британского либерализма и конституционного строя и надеялись добиться самоуправления с помощью постепенных реформ, петиций и переговоров. На деле обе позиции были утопичны: идея бунта не могла долго вдохновлять народ, а на полюбовное соглашение с колонизаторами рассчитывать не приходилось.