КАК ЗАНИМАТЬСЯ ЦИГУНОМ В ПОЕЗДЕ, НА КОРАБЛЕ
При переездах также можно заниматься цигуном, например, на сидячих местах – в положении сидя, а при наличии спальной полки – ив положении лежа. Это один из активных способов отдыха, способствующий преодолению физической и моральной усталости во время длительных путешествий.
Обычно в этих случаях применяют цигун расслабления. Если же концентрироваться на «вхождении в покой», нужно быть готовым к тому, что на поезде или корабле могут неожиданно раздаться резкие звуки. Достижение глубокого покоя в этих условиях затруднено, неожиданный сигнал может даже испугать.
То, что во время путешествия занятия цигуном приносят положительные результаты, доказывает способность занимающихся приспосабливаться к различным внешним раздражителям. Тогда в спокойных условиях занятия цигуном будут еще эффективнее.
При переездах также можно заниматься цигуном, например, на сидячих местах – в положении сидя, а при наличии спальной полки – ив положении лежа. Это один из активных способов отдыха, способствующий преодолению физической и моральной усталости во время длительных путешествий.
Обычно в этих случаях применяют цигун расслабления. Если же концентрироваться на «вхождении в покой», нужно быть готовым к тому, что на поезде или корабле могут неожиданно раздаться резкие звуки. Достижение глубокого покоя в этих условиях затруднено, неожиданный сигнал может даже испугать.
То, что во время путешествия занятия цигуном приносят положительные результаты, доказывает способность занимающихся приспосабливаться к различным внешним раздражителям. Тогда в спокойных условиях занятия цигуном будут еще эффективнее.
КАК ВЕСТИ ПОЛОВУЮ ЖИЗНЬ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ЦИГУНОМ
После того как достигнута определенная периодичность и определенный уровень в занятиях цигуном, здоровье постепенно улучшается и организм укрепляется, потребность в половых сношениях также постепенно повышается. Вопрос регулирования половой жизни [К] во время занятий цигуном всегда привлекает внимание пациентов.
Древние советовали во время занятий цигуном ограничивать половую жизнь, в этом есть резон, однако на деле этому совету следовать непросто. Если супруги живут порознь, то прекратить половую жизнь несложно, но когда они живут вместе, то сохранять полный контроль очень сложно. В этом случае все зависит прежде всего от состояния здоровья. Если здоровье в порядке, то половую жизнь можно вести без всяких ограничений. Если же со здоровьем неважно, то количество половых сношений следует сократить. При серьезной болезни и слабом здоровье нужно набраться решимости и временно прекратить половые сношения. Это повысит эффективность занятий цигуном и будет способствовать скорейшему выздоровлению.
Если больной во время занятий чувствует половое влечение, то нужно сконцентрироваться на цигуне, не забывать, что занятия предназначены для восстановления здоровья и что половое влечение может осложнить болезнь. Поэтому во время занятий следует сосредоточиться, не допускать разброда в мыслях. Для того чтобы не думать о половой жизни, отвлечься от нее, можно временно сменить место занятий и способ тренировок. Например, после занятий в помещении выйти на улицу, на открытый воздух, статические упражнения заменить динамическими или сочетать статические и динамические упражнения.
Кроме того, во время занятий цигуном супруги должны внимательно относиться друг к другу, согласовывать свое поведение. Это особенно относится к здоровому супругу, который должен помогать больному и временно воздержаться от половых сношений или ограничить их количество. Только такое отношение к половой жизни является правильным.
После того как достигнута определенная периодичность и определенный уровень в занятиях цигуном, здоровье постепенно улучшается и организм укрепляется, потребность в половых сношениях также постепенно повышается. Вопрос регулирования половой жизни [К] во время занятий цигуном всегда привлекает внимание пациентов.
Древние советовали во время занятий цигуном ограничивать половую жизнь, в этом есть резон, однако на деле этому совету следовать непросто. Если супруги живут порознь, то прекратить половую жизнь несложно, но когда они живут вместе, то сохранять полный контроль очень сложно. В этом случае все зависит прежде всего от состояния здоровья. Если здоровье в порядке, то половую жизнь можно вести без всяких ограничений. Если же со здоровьем неважно, то количество половых сношений следует сократить. При серьезной болезни и слабом здоровье нужно набраться решимости и временно прекратить половые сношения. Это повысит эффективность занятий цигуном и будет способствовать скорейшему выздоровлению.
Если больной во время занятий чувствует половое влечение, то нужно сконцентрироваться на цигуне, не забывать, что занятия предназначены для восстановления здоровья и что половое влечение может осложнить болезнь. Поэтому во время занятий следует сосредоточиться, не допускать разброда в мыслях. Для того чтобы не думать о половой жизни, отвлечься от нее, можно временно сменить место занятий и способ тренировок. Например, после занятий в помещении выйти на улицу, на открытый воздух, статические упражнения заменить динамическими или сочетать статические и динамические упражнения.
Кроме того, во время занятий цигуном супруги должны внимательно относиться друг к другу, согласовывать свое поведение. Это особенно относится к здоровому супругу, который должен помогать больному и временно воздержаться от половых сношений или ограничить их количество. Только такое отношение к половой жизни является правильным.
КАК ПРИМЕНЯТЬ ЦИГУН БОЛЬНЫМ С ВЫСОКИМ ИЛИ НИЗКИМ ДАВЛЕНИЕМ
Как у одних, так и у других цель одна – восстановить здоровье, но применяемые при этом методы должны быть различными:
– используются различные точки концентрации. У людей с высоким давлением они должны находиться преимущественно в нижней части тела, например в области даньтяня, AT юн‑цюань. Люди с пониженным давлением должны концентрироваться на верхней части тела, например на точках тань‑чжун или бай‑хуй;
– направление движения ци должно быть различно. При высоком давлении поток ци следует направлять сверху вниз, от головы к ногам. При низком давлении – снизу вверх, от ног к верхней части тела;
– положение рук при получении ци также должно быть различным. При низком давлении, завершая упражнения, нужно держать ладони вверх, медленно поднимать их к груди, держать перед грудью, затем перевернуть ладони и, опуская их с усилием вниз, выдохнуть. При высоком давлении, завершая упражнение, ладони переворачивать не следует; держа руки тыльной частью вверх, а ладонями вниз, поднять руки на уровень груди, сделать вдох, затем, не меняя положение рук, сделать выдох. При этом ци нелегко подняться вверх и вызвать повышение давления.
Как у одних, так и у других цель одна – восстановить здоровье, но применяемые при этом методы должны быть различными:
– используются различные точки концентрации. У людей с высоким давлением они должны находиться преимущественно в нижней части тела, например в области даньтяня, AT юн‑цюань. Люди с пониженным давлением должны концентрироваться на верхней части тела, например на точках тань‑чжун или бай‑хуй;
– направление движения ци должно быть различно. При высоком давлении поток ци следует направлять сверху вниз, от головы к ногам. При низком давлении – снизу вверх, от ног к верхней части тела;
– положение рук при получении ци также должно быть различным. При низком давлении, завершая упражнения, нужно держать ладони вверх, медленно поднимать их к груди, держать перед грудью, затем перевернуть ладони и, опуская их с усилием вниз, выдохнуть. При высоком давлении, завершая упражнение, ладони переворачивать не следует; держа руки тыльной частью вверх, а ладонями вниз, поднять руки на уровень груди, сделать вдох, затем, не меняя положение рук, сделать выдох. При этом ци нелегко подняться вверх и вызвать повышение давления.
В КАКИХ ВНЕШНЕ ЭФФЕКТНЫХ ФОРМАХ МОЖЕТ ПРОЯВЛЯТЬСЯ ЦИГУН
Выступления с демонстрацией упражнений цигуна могут быть очень разнообразными. В 1979 г. известные во всем Китае мастера собрались в Пекине для того, чтобы продемонстрировать свои многочисленные номера. Вот один из них.
Мастер цигуна Хоу Шуин взял две чугунные палки длиной около метра и сечением 4 см2, постучал ими друг о друга, они зазвенели. Затем он их остановил, направил ци в руку и ребром ладони ударил по палке, чугунная палка разломилась надвое. После этого, направив ци в лоб, он ударил по палке головой, металлическая палка вновь со звоном разломилась, но ни на руке, ни на лбу Хоу Шуина не оказалось никаких следов травм.
Затем Хоу Шуин показал еще один номер – давление на тело тяжестью. Сконцентрировав ци, он лег на спину; двадцать парней взяли две бетонные плиты общим весом примерно в 3 т и положили на него. Жена его, Ван Шуин, как ни в чем ни бывало вспрыгнула наверх и крикнула: «Поднимай!». Хоу Шуин вновь собрал ци, и бетонные плиты на нем дважды поднялись вверх и опустились, Ван Шуин спрыгнула, помощники унесли плиты, а Хоу Шуин с невозмутимым лицом встал на ноги.
Выступления с демонстрацией упражнений цигуна могут быть очень разнообразными. В 1979 г. известные во всем Китае мастера собрались в Пекине для того, чтобы продемонстрировать свои многочисленные номера. Вот один из них.
Мастер цигуна Хоу Шуин взял две чугунные палки длиной около метра и сечением 4 см2, постучал ими друг о друга, они зазвенели. Затем он их остановил, направил ци в руку и ребром ладони ударил по палке, чугунная палка разломилась надвое. После этого, направив ци в лоб, он ударил по палке головой, металлическая палка вновь со звоном разломилась, но ни на руке, ни на лбу Хоу Шуина не оказалось никаких следов травм.
Затем Хоу Шуин показал еще один номер – давление на тело тяжестью. Сконцентрировав ци, он лег на спину; двадцать парней взяли две бетонные плиты общим весом примерно в 3 т и положили на него. Жена его, Ван Шуин, как ни в чем ни бывало вспрыгнула наверх и крикнула: «Поднимай!». Хоу Шуин вновь собрал ци, и бетонные плиты на нем дважды поднялись вверх и опустились, Ван Шуин спрыгнула, помощники унесли плиты, а Хоу Шуин с невозмутимым лицом встал на ноги.
ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ ЖЕСТКИМ ЦИГУНОМ (ИНЦИГУН) И ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ ЦИГУНОМ (БАОЦЗЯНЬ ЦИГУН)
Эти два вида цигуна имеют много общего, но есть между ними и различия. Общее у них то, что оба метода с помощью различных упражнений укрепляют силы организма. Различия состоят в применяемых видах упражнений и в тех целях, на которые они рассчитаны.
Жесткий цигун называется также ушу‑цигун (цигун боевого искусства) [К]. В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и появляются легендарные рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Оздоровительный цигун, как следует из его названия, имеет целью с помощью различных упражнений добиться оздоровления организма, способствовать долголетию. Несмотря на то что в оздоровительном цигуне применяются статические упражнения, динамические и комбинированные упражнения, движения при этом выполняются плавно, мягко, и требуют сохранения покоя. Их цель – через тренинг цзин, ци и шэнь добиться оздоровления.
Эти два вида цигуна имеют много общего, но есть между ними и различия. Общее у них то, что оба метода с помощью различных упражнений укрепляют силы организма. Различия состоят в применяемых видах упражнений и в тех целях, на которые они рассчитаны.
Жесткий цигун называется также ушу‑цигун (цигун боевого искусства) [К]. В нем при помощи хлопков, ударов и соответствующих приемов ци направляется в определенные части тела, вызывая в мышцах или костях тех или иных органов нехарактерную для обычных людей способность переносить болевые ощущения. Отсюда и появляются легендарные рассказы о людях, не боящихся ножа, копья, иглы, давления, прижигания и ошпаривания. Они проявляют невероятные способности переносить боль и демонстрируют их на сцене или применяют в целях самозащиты.
Оздоровительный цигун, как следует из его названия, имеет целью с помощью различных упражнений добиться оздоровления организма, способствовать долголетию. Несмотря на то что в оздоровительном цигуне применяются статические упражнения, динамические и комбинированные упражнения, движения при этом выполняются плавно, мягко, и требуют сохранения покоя. Их цель – через тренинг цзин, ци и шэнь добиться оздоровления.
КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГИПНОЗОМ И ЦИГУНОМ
Цигун не имеет ничего общего с гипнозом. Он является одним из видов китайского медицинского наследия, которое насчитывает несколько тысяч лет. Цигун дает возможность для каждого занимающегося достичь лечебно‑профилактического эффекта. Что же касается гипноза, то это метод, применяемый западными специалистами, в котором с помощью различных слов, звуковых сигналов достигается то или иное терапевтическое воздействие.
Ци в цигуне имеет материальную основу. Китайская медицина утверждает, что ци составляет основную субстанцию жизненной силы человеческого организма. Научные исследования при помощи приборов подтверждают, что внешнее ци является особой разновидностью регулируемых инфракрасных электромагнитных волн низкой частоты, магнитного излучения и статического электричества. Гипноз же опирается на произносимые гипнотизером слова или звуковые сигналы, которые вызывают раздражение второй сигнальной системы, порождая соответствующие реакции.
Лечебное воздействие цигуна основано на активизации внутренних сил организма и носит активный характер. Гипноз же основан на воздействии другого человека и для пациента является пассивной процедурой.
Цигун не имеет ничего общего с гипнозом. Он является одним из видов китайского медицинского наследия, которое насчитывает несколько тысяч лет. Цигун дает возможность для каждого занимающегося достичь лечебно‑профилактического эффекта. Что же касается гипноза, то это метод, применяемый западными специалистами, в котором с помощью различных слов, звуковых сигналов достигается то или иное терапевтическое воздействие.
Ци в цигуне имеет материальную основу. Китайская медицина утверждает, что ци составляет основную субстанцию жизненной силы человеческого организма. Научные исследования при помощи приборов подтверждают, что внешнее ци является особой разновидностью регулируемых инфракрасных электромагнитных волн низкой частоты, магнитного излучения и статического электричества. Гипноз же опирается на произносимые гипнотизером слова или звуковые сигналы, которые вызывают раздражение второй сигнальной системы, порождая соответствующие реакции.
Лечебное воздействие цигуна основано на активизации внутренних сил организма и носит активный характер. Гипноз же основан на воздействии другого человека и для пациента является пассивной процедурой.
ЧТО ТАКОЕ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (ШЭН У ХУЙ ШОУ). ЕСТЬ ЛИ ЗДЕСЬ ЧТО‑ТО ОБЩЕЕ С ЦИГУНОМ
Биологическая передача или биологическая обратная связь – это своего рода прием, помогающий людям контролировать некоторые биологические функции организма, главным образом деятельность органов внутренней секреции. В ее основе лежит принцип отражения сигналов внутренних органов.
Способ состоит в том, чтобы с помощью приборов обратной связи преобразовать мельчайшие изменения физиологических функций в форму слышимого или видимого сигнала. Этот сигнал дает наблюдателю информацию о состоянии организма. Результаты контроля и регулирования функций непрерывно передаются реципиенту; у последнего появляется ощущение того, что «в сердце есть мера», он своевременно овладевает ситуацией и лучше выполняет необходимую регулировку в соответствии с обстановкой.
Упражнения цигуна по механизму воздействия не одинаковы с биологической обратной связью. Для цигуна необходимо, чтобы мозг находился в состоянии покоя. В ходе выполнения упражнений возникает ситуация активного торможения и релаксации центральной нервной системы. При биологической обратной связи, напротив, реципиент должен очень внимательно сосредоточиться на последовательном усилении обратных сигналов, поэтому обычно вышеуказанные изменения – торможение и релаксация – не возникают.
Чтобы усилить действие цигуна, используя присущие организму факторы обратной биосвязи, можно сознательно направлять активное регулирование физиологических функций различных систем, за счет чего контролировать необходимую продолжительность выполнения упражнения и их интенсивность, сохранять организм в состоянии равновесия и умеренности. Это дает значительный оздоровительный эффект.
Биологическая передача или биологическая обратная связь – это своего рода прием, помогающий людям контролировать некоторые биологические функции организма, главным образом деятельность органов внутренней секреции. В ее основе лежит принцип отражения сигналов внутренних органов.
Способ состоит в том, чтобы с помощью приборов обратной связи преобразовать мельчайшие изменения физиологических функций в форму слышимого или видимого сигнала. Этот сигнал дает наблюдателю информацию о состоянии организма. Результаты контроля и регулирования функций непрерывно передаются реципиенту; у последнего появляется ощущение того, что «в сердце есть мера», он своевременно овладевает ситуацией и лучше выполняет необходимую регулировку в соответствии с обстановкой.
Упражнения цигуна по механизму воздействия не одинаковы с биологической обратной связью. Для цигуна необходимо, чтобы мозг находился в состоянии покоя. В ходе выполнения упражнений возникает ситуация активного торможения и релаксации центральной нервной системы. При биологической обратной связи, напротив, реципиент должен очень внимательно сосредоточиться на последовательном усилении обратных сигналов, поэтому обычно вышеуказанные изменения – торможение и релаксация – не возникают.
Чтобы усилить действие цигуна, используя присущие организму факторы обратной биосвязи, можно сознательно направлять активное регулирование физиологических функций различных систем, за счет чего контролировать необходимую продолжительность выполнения упражнения и их интенсивность, сохранять организм в состоянии равновесия и умеренности. Это дает значительный оздоровительный эффект.
ЧТО ЗНАЧИТ «ШЕСТЬ ЧУДЕСНЫХ ДАРОВАНИЙ» (ЛЮ ШЭНЬ ТУН)
Выражением «лю шэнь тун» пользовались еще древние. Они считают, что после практики цигуна улучшается зрение, слух, становится легкой походка. Пройдя через суетность мыслей, можно достичь пределов небытия и приобрести способности к предзнанию и предчувствию. Все это и называлось «шесть чудесных дарований». Наиболее раннее упоминание «лю шэнь тун» в письменных источниках – в буддийском произведении «Цзюйшэ лунь» («Учение Абид‑хармакоша»), где они перечислены в следующем порядке:
– небесное зрение (тяньяньтун) – способность различать мельчайшие предметы, недоступные зрению обычного человека, например, проникать взором внутрь человеческого тела и различных предметов;
– небесный слух (тяньэртун) – способность слышать звуки, недоступные из‑за большого расстояния и слабого звучания слуху обычного человека;
– чудесная стопа (шэньцзутун) – все конечности становятся легкими, подвижными; шаг становится быстрым;
Выражением «лю шэнь тун» пользовались еще древние. Они считают, что после практики цигуна улучшается зрение, слух, становится легкой походка. Пройдя через суетность мыслей, можно достичь пределов небытия и приобрести способности к предзнанию и предчувствию. Все это и называлось «шесть чудесных дарований». Наиболее раннее упоминание «лю шэнь тун» в письменных источниках – в буддийском произведении «Цзюйшэ лунь» («Учение Абид‑хармакоша»), где они перечислены в следующем порядке:
– небесное зрение (тяньяньтун) – способность различать мельчайшие предметы, недоступные зрению обычного человека, например, проникать взором внутрь человеческого тела и различных предметов;
– небесный слух (тяньэртун) – способность слышать звуки, недоступные из‑за большого расстояния и слабого звучания слуху обычного человека;
– чудесная стопа (шэньцзутун) – все конечности становятся легкими, подвижными; шаг становится быстрым;
ЧТО ТАКОЕ «УПРАЖНЕНИЯ ПРИРОДЫ» (СИНГУН) И «УПРАЖНЕНИЯ ЖИЗНИ» (МИНГУН)
В зависимости от характера и содержания в цигуне различаются статические, динамические и комбинированные упражнения. Поскольку статические упражнения также различаются по своему назначению и содержанию, они подразделяются на сингун и мингун.
В «упражнениях природы» акцент делается на совершенствовании и (воли), т.е. главное внимание уделяется сознанию, деятельности мозга и психики, методикам концентрации и вхождения в покой.
«Упражнения жизни» направлены прежде всего на тренировку ци, его взращивание, накопление и движение, на усиление тонкого ци, истинного ци и циркуляцию внутреннего ци.
Несмотря на различия в способах выполнения и в предназначении, сингун и мингун тесно связаны между собой. Во время занятий нужно упражнять ци, а также и, т.е. с помощью и нужно направлять ци. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию можно упражнять цзин, ци и шэнь в целях профилактики и лечения заболевании и укрепления здоровья.
В зависимости от характера и содержания в цигуне различаются статические, динамические и комбинированные упражнения. Поскольку статические упражнения также различаются по своему назначению и содержанию, они подразделяются на сингун и мингун.
В «упражнениях природы» акцент делается на совершенствовании и (воли), т.е. главное внимание уделяется сознанию, деятельности мозга и психики, методикам концентрации и вхождения в покой.
«Упражнения жизни» направлены прежде всего на тренировку ци, его взращивание, накопление и движение, на усиление тонкого ци, истинного ци и циркуляцию внутреннего ци.
Несмотря на различия в способах выполнения и в предназначении, сингун и мингун тесно связаны между собой. Во время занятий нужно упражнять ци, а также и, т.е. с помощью и нужно направлять ци. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию можно упражнять цзин, ци и шэнь в целях профилактики и лечения заболевании и укрепления здоровья.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ВНУТРЕННИМ ЗРЕНИЕМ. В ЧЕМ ЕГО СМЫСЛ
Внутреннее зрение (нэйши) называется также «восприятием внутреннего отражения» (фаньгуань нэйчжао). Чтобы достичь этого, нужно во время занятий закрыть или почти закрыть глаза и внутренним зрением, мысленно представить определенную часть своего тела, либо какой‑то канал и точку. Благодаря упражнениям во внутреннем зрении через некоторое время постепенно появляется способность «воспринимать отраженное», которое копирует буддийское созерцание циркуляции внутреннего ци по жизненно важным каналам. Как писал Ли Шичжэнь в «Исследовании восьми чудесных каналов» («Цицзин бамай као»), «внутреннее видение каналов доступно только способным воспринимать отраженное (спокойно сидящим)». Внутренне зрение помогает собраться с мыслями, достичь покоя, является определенным стимулом для организма, позволяет вызвать в нем положительные изменения, вырабатывать и распространять внутреннее ци.
Внутреннее зрение (нэйши) называется также «восприятием внутреннего отражения» (фаньгуань нэйчжао). Чтобы достичь этого, нужно во время занятий закрыть или почти закрыть глаза и внутренним зрением, мысленно представить определенную часть своего тела, либо какой‑то канал и точку. Благодаря упражнениям во внутреннем зрении через некоторое время постепенно появляется способность «воспринимать отраженное», которое копирует буддийское созерцание циркуляции внутреннего ци по жизненно важным каналам. Как писал Ли Шичжэнь в «Исследовании восьми чудесных каналов» («Цицзин бамай као»), «внутреннее видение каналов доступно только способным воспринимать отраженное (спокойно сидящим)». Внутренне зрение помогает собраться с мыслями, достичь покоя, является определенным стимулом для организма, позволяет вызвать в нем положительные изменения, вырабатывать и распространять внутреннее ци.
ЧТО ЗНАЧИТ «ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ НА КОНЧИКЕ НОСА». КАКОЙ В ЭТОМ СМЫСЛ
«Видеть цель на кончике носа» означает обоими глазами смотреть на кончик носа. Цель приема – сосредоточить зрение на чем‑то одном, облегчить концентрацию мыслей, привести сознание в состояние покоя и вместе с тем не допустить засыпания во время занятий. Если во время занятий часто возникают различные осложнения, тянет в сон, то следует применить вышеназванный прием – смотреть на кончик носа. Однако не следует прилагать значительные усилия. Надо достигнуть состояния «вижу – не вижу», словно перед глазами находится какая‑то светлая пелена.
Смотреть на кончик носа – лишь один из приемов, который применяется в ходе упражнений. Он вовсе не обязательно должен подходить для каждого человека. Если он применяется правильно, то приносит значительный эффект. При неверном его использовании возможно возникновение головной боли, головокружения, боли в глазах. Для тех, кому этот прием кажется неудобным, можно рекомендовать другие методики: слегка прикрыть глаза, концентрироваться на даньтяне или на положительных образах. Таким образом, можно исключить этот довольно сложный прием и избежать побочных явлений
«Видеть цель на кончике носа» означает обоими глазами смотреть на кончик носа. Цель приема – сосредоточить зрение на чем‑то одном, облегчить концентрацию мыслей, привести сознание в состояние покоя и вместе с тем не допустить засыпания во время занятий. Если во время занятий часто возникают различные осложнения, тянет в сон, то следует применить вышеназванный прием – смотреть на кончик носа. Однако не следует прилагать значительные усилия. Надо достигнуть состояния «вижу – не вижу», словно перед глазами находится какая‑то светлая пелена.
Смотреть на кончик носа – лишь один из приемов, который применяется в ходе упражнений. Он вовсе не обязательно должен подходить для каждого человека. Если он применяется правильно, то приносит значительный эффект. При неверном его использовании возможно возникновение головной боли, головокружения, боли в глазах. Для тех, кому этот прием кажется неудобным, можно рекомендовать другие методики: слегка прикрыть глаза, концентрироваться на даньтяне или на положительных образах. Таким образом, можно исключить этот довольно сложный прием и избежать побочных явлений
ЧТО ВАЖНЕЕ В УПРАЖНЕНИЯХ ЦИГУНА «ВЗРАЩИВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО» – ГАРМОНИЯ ДЫХАНИЯ ИЛИ ДОСТИЖЕНИЕ ПОКОЯ
При выполнении упражнений «взращивания внутреннего» и то, и другое одинаково важно. Пациенты, применяющие данную методику, должны и к тому, и к другому относиться одинаково внимательно. Дыхание и покой нельзя противопоставлять или разделять, они тесно взаимосвязаны.
«Вхождение в покой» может привести дыхание к естественному природному ритму. Когда упорядочено дыхание, мысли успокаиваются, легче достичь покоя. Древние говорили: «Если дыхание не упорядочено, ци остается мутным; если не постичь источника его гармонии – все равно, как не привязать обезьяну и лошадь». Это значит, что если при выполнении упражнений не привести в порядок дыхание, то сердце мечется, как обезьяна, воля скачет, как лошадь. Без привязи они могут стать неуправляемыми; происходит сумятица в мыслях; занятия цигуном не приносят пользы. Следовательно, упорядочение дыхания, достижение покоя в мыслях являются важнейшими звеньями выполнения упражнений цигуна «взращивания внутреннего» и имеют равную ценность.
При выполнении упражнений «взращивания внутреннего» и то, и другое одинаково важно. Пациенты, применяющие данную методику, должны и к тому, и к другому относиться одинаково внимательно. Дыхание и покой нельзя противопоставлять или разделять, они тесно взаимосвязаны.
«Вхождение в покой» может привести дыхание к естественному природному ритму. Когда упорядочено дыхание, мысли успокаиваются, легче достичь покоя. Древние говорили: «Если дыхание не упорядочено, ци остается мутным; если не постичь источника его гармонии – все равно, как не привязать обезьяну и лошадь». Это значит, что если при выполнении упражнений не привести в порядок дыхание, то сердце мечется, как обезьяна, воля скачет, как лошадь. Без привязи они могут стать неуправляемыми; происходит сумятица в мыслях; занятия цигуном не приносят пользы. Следовательно, упорядочение дыхания, достижение покоя в мыслях являются важнейшими звеньями выполнения упражнений цигуна «взращивания внутреннего» и имеют равную ценность.