КАКИЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ГИПНОЗОМ И ЦИГУНОМ
Цигун не имеет ничего общего с гипнозом. Он является одним из видов китайского медицинского наследия, которое насчитывает несколько тысяч лет. Цигун дает возможность для каждого занимающегося достичь лечебно‑профилактического эффекта. Что же касается гипноза, то это метод, применяемый западными специалистами, в котором с помощью различных слов, звуковых сигналов достигается то или иное терапевтическое воздействие.
Ци в цигуне имеет материальную основу. Китайская медицина утверждает, что ци составляет основную субстанцию жизненной силы человеческого организма. Научные исследования при помощи приборов подтверждают, что внешнее ци является особой разновидностью регулируемых инфракрасных электромагнитных волн низкой частоты, магнитного излучения и статического электричества. Гипноз же опирается на произносимые гипнотизером слова или звуковые сигналы, которые вызывают раздражение второй сигнальной системы, порождая соответствующие реакции.
Лечебное воздействие цигуна основано на активизации внутренних сил организма и носит активный характер. Гипноз же основан на воздействии другого человека и для пациента является пассивной процедурой.
Цигун не имеет ничего общего с гипнозом. Он является одним из видов китайского медицинского наследия, которое насчитывает несколько тысяч лет. Цигун дает возможность для каждого занимающегося достичь лечебно‑профилактического эффекта. Что же касается гипноза, то это метод, применяемый западными специалистами, в котором с помощью различных слов, звуковых сигналов достигается то или иное терапевтическое воздействие.
Ци в цигуне имеет материальную основу. Китайская медицина утверждает, что ци составляет основную субстанцию жизненной силы человеческого организма. Научные исследования при помощи приборов подтверждают, что внешнее ци является особой разновидностью регулируемых инфракрасных электромагнитных волн низкой частоты, магнитного излучения и статического электричества. Гипноз же опирается на произносимые гипнотизером слова или звуковые сигналы, которые вызывают раздражение второй сигнальной системы, порождая соответствующие реакции.
Лечебное воздействие цигуна основано на активизации внутренних сил организма и носит активный характер. Гипноз же основан на воздействии другого человека и для пациента является пассивной процедурой.
ЧТО ТАКОЕ БИОЛОГИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА (ШЭН У ХУЙ ШОУ). ЕСТЬ ЛИ ЗДЕСЬ ЧТО‑ТО ОБЩЕЕ С ЦИГУНОМ
Биологическая передача или биологическая обратная связь – это своего рода прием, помогающий людям контролировать некоторые биологические функции организма, главным образом деятельность органов внутренней секреции. В ее основе лежит принцип отражения сигналов внутренних органов.
Способ состоит в том, чтобы с помощью приборов обратной связи преобразовать мельчайшие изменения физиологических функций в форму слышимого или видимого сигнала. Этот сигнал дает наблюдателю информацию о состоянии организма. Результаты контроля и регулирования функций непрерывно передаются реципиенту; у последнего появляется ощущение того, что «в сердце есть мера», он своевременно овладевает ситуацией и лучше выполняет необходимую регулировку в соответствии с обстановкой.
Упражнения цигуна по механизму воздействия не одинаковы с биологической обратной связью. Для цигуна необходимо, чтобы мозг находился в состоянии покоя. В ходе выполнения упражнений возникает ситуация активного торможения и релаксации центральной нервной системы. При биологической обратной связи, напротив, реципиент должен очень внимательно сосредоточиться на последовательном усилении обратных сигналов, поэтому обычно вышеуказанные изменения – торможение и релаксация – не возникают.
Чтобы усилить действие цигуна, используя присущие организму факторы обратной биосвязи, можно сознательно направлять активное регулирование физиологических функций различных систем, за счет чего контролировать необходимую продолжительность выполнения упражнения и их интенсивность, сохранять организм в состоянии равновесия и умеренности. Это дает значительный оздоровительный эффект.
Биологическая передача или биологическая обратная связь – это своего рода прием, помогающий людям контролировать некоторые биологические функции организма, главным образом деятельность органов внутренней секреции. В ее основе лежит принцип отражения сигналов внутренних органов.
Способ состоит в том, чтобы с помощью приборов обратной связи преобразовать мельчайшие изменения физиологических функций в форму слышимого или видимого сигнала. Этот сигнал дает наблюдателю информацию о состоянии организма. Результаты контроля и регулирования функций непрерывно передаются реципиенту; у последнего появляется ощущение того, что «в сердце есть мера», он своевременно овладевает ситуацией и лучше выполняет необходимую регулировку в соответствии с обстановкой.
Упражнения цигуна по механизму воздействия не одинаковы с биологической обратной связью. Для цигуна необходимо, чтобы мозг находился в состоянии покоя. В ходе выполнения упражнений возникает ситуация активного торможения и релаксации центральной нервной системы. При биологической обратной связи, напротив, реципиент должен очень внимательно сосредоточиться на последовательном усилении обратных сигналов, поэтому обычно вышеуказанные изменения – торможение и релаксация – не возникают.
Чтобы усилить действие цигуна, используя присущие организму факторы обратной биосвязи, можно сознательно направлять активное регулирование физиологических функций различных систем, за счет чего контролировать необходимую продолжительность выполнения упражнения и их интенсивность, сохранять организм в состоянии равновесия и умеренности. Это дает значительный оздоровительный эффект.
ЧТО ЗНАЧИТ «ШЕСТЬ ЧУДЕСНЫХ ДАРОВАНИЙ» (ЛЮ ШЭНЬ ТУН)
Выражением «лю шэнь тун» пользовались еще древние. Они считают, что после практики цигуна улучшается зрение, слух, становится легкой походка. Пройдя через суетность мыслей, можно достичь пределов небытия и приобрести способности к предзнанию и предчувствию. Все это и называлось «шесть чудесных дарований». Наиболее раннее упоминание «лю шэнь тун» в письменных источниках – в буддийском произведении «Цзюйшэ лунь» («Учение Абид‑хармакоша»), где они перечислены в следующем порядке:
– небесное зрение (тяньяньтун) – способность различать мельчайшие предметы, недоступные зрению обычного человека, например, проникать взором внутрь человеческого тела и различных предметов;
– небесный слух (тяньэртун) – способность слышать звуки, недоступные из‑за большого расстояния и слабого звучания слуху обычного человека;
– чудесная стопа (шэньцзутун) – все конечности становятся легкими, подвижными; шаг становится быстрым;
Выражением «лю шэнь тун» пользовались еще древние. Они считают, что после практики цигуна улучшается зрение, слух, становится легкой походка. Пройдя через суетность мыслей, можно достичь пределов небытия и приобрести способности к предзнанию и предчувствию. Все это и называлось «шесть чудесных дарований». Наиболее раннее упоминание «лю шэнь тун» в письменных источниках – в буддийском произведении «Цзюйшэ лунь» («Учение Абид‑хармакоша»), где они перечислены в следующем порядке:
– небесное зрение (тяньяньтун) – способность различать мельчайшие предметы, недоступные зрению обычного человека, например, проникать взором внутрь человеческого тела и различных предметов;
– небесный слух (тяньэртун) – способность слышать звуки, недоступные из‑за большого расстояния и слабого звучания слуху обычного человека;
– чудесная стопа (шэньцзутун) – все конечности становятся легкими, подвижными; шаг становится быстрым;
ЧТО ТАКОЕ «УПРАЖНЕНИЯ ПРИРОДЫ» (СИНГУН) И «УПРАЖНЕНИЯ ЖИЗНИ» (МИНГУН)
В зависимости от характера и содержания в цигуне различаются статические, динамические и комбинированные упражнения. Поскольку статические упражнения также различаются по своему назначению и содержанию, они подразделяются на сингун и мингун.
В «упражнениях природы» акцент делается на совершенствовании и (воли), т.е. главное внимание уделяется сознанию, деятельности мозга и психики, методикам концентрации и вхождения в покой.
«Упражнения жизни» направлены прежде всего на тренировку ци, его взращивание, накопление и движение, на усиление тонкого ци, истинного ци и циркуляцию внутреннего ци.
Несмотря на различия в способах выполнения и в предназначении, сингун и мингун тесно связаны между собой. Во время занятий нужно упражнять ци, а также и, т.е. с помощью и нужно направлять ци. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию можно упражнять цзин, ци и шэнь в целях профилактики и лечения заболевании и укрепления здоровья.
В зависимости от характера и содержания в цигуне различаются статические, динамические и комбинированные упражнения. Поскольку статические упражнения также различаются по своему назначению и содержанию, они подразделяются на сингун и мингун.
В «упражнениях природы» акцент делается на совершенствовании и (воли), т.е. главное внимание уделяется сознанию, деятельности мозга и психики, методикам концентрации и вхождения в покой.
«Упражнения жизни» направлены прежде всего на тренировку ци, его взращивание, накопление и движение, на усиление тонкого ци, истинного ци и циркуляцию внутреннего ци.
Несмотря на различия в способах выполнения и в предназначении, сингун и мингун тесно связаны между собой. Во время занятий нужно упражнять ци, а также и, т.е. с помощью и нужно направлять ци. Благодаря их взаимосвязи и взаимодействию можно упражнять цзин, ци и шэнь в целях профилактики и лечения заболевании и укрепления здоровья.
ЧТО НАЗЫВАЕТСЯ ВНУТРЕННИМ ЗРЕНИЕМ. В ЧЕМ ЕГО СМЫСЛ
Внутреннее зрение (нэйши) называется также «восприятием внутреннего отражения» (фаньгуань нэйчжао). Чтобы достичь этого, нужно во время занятий закрыть или почти закрыть глаза и внутренним зрением, мысленно представить определенную часть своего тела, либо какой‑то канал и точку. Благодаря упражнениям во внутреннем зрении через некоторое время постепенно появляется способность «воспринимать отраженное», которое копирует буддийское созерцание циркуляции внутреннего ци по жизненно важным каналам. Как писал Ли Шичжэнь в «Исследовании восьми чудесных каналов» («Цицзин бамай као»), «внутреннее видение каналов доступно только способным воспринимать отраженное (спокойно сидящим)». Внутренне зрение помогает собраться с мыслями, достичь покоя, является определенным стимулом для организма, позволяет вызвать в нем положительные изменения, вырабатывать и распространять внутреннее ци.
Внутреннее зрение (нэйши) называется также «восприятием внутреннего отражения» (фаньгуань нэйчжао). Чтобы достичь этого, нужно во время занятий закрыть или почти закрыть глаза и внутренним зрением, мысленно представить определенную часть своего тела, либо какой‑то канал и точку. Благодаря упражнениям во внутреннем зрении через некоторое время постепенно появляется способность «воспринимать отраженное», которое копирует буддийское созерцание циркуляции внутреннего ци по жизненно важным каналам. Как писал Ли Шичжэнь в «Исследовании восьми чудесных каналов» («Цицзин бамай као»), «внутреннее видение каналов доступно только способным воспринимать отраженное (спокойно сидящим)». Внутренне зрение помогает собраться с мыслями, достичь покоя, является определенным стимулом для организма, позволяет вызвать в нем положительные изменения, вырабатывать и распространять внутреннее ци.
ЧТО ЗНАЧИТ «ВИДЕТЬ ЦЕЛЬ НА КОНЧИКЕ НОСА». КАКОЙ В ЭТОМ СМЫСЛ
«Видеть цель на кончике носа» означает обоими глазами смотреть на кончик носа. Цель приема – сосредоточить зрение на чем‑то одном, облегчить концентрацию мыслей, привести сознание в состояние покоя и вместе с тем не допустить засыпания во время занятий. Если во время занятий часто возникают различные осложнения, тянет в сон, то следует применить вышеназванный прием – смотреть на кончик носа. Однако не следует прилагать значительные усилия. Надо достигнуть состояния «вижу – не вижу», словно перед глазами находится какая‑то светлая пелена.
Смотреть на кончик носа – лишь один из приемов, который применяется в ходе упражнений. Он вовсе не обязательно должен подходить для каждого человека. Если он применяется правильно, то приносит значительный эффект. При неверном его использовании возможно возникновение головной боли, головокружения, боли в глазах. Для тех, кому этот прием кажется неудобным, можно рекомендовать другие методики: слегка прикрыть глаза, концентрироваться на даньтяне или на положительных образах. Таким образом, можно исключить этот довольно сложный прием и избежать побочных явлений
«Видеть цель на кончике носа» означает обоими глазами смотреть на кончик носа. Цель приема – сосредоточить зрение на чем‑то одном, облегчить концентрацию мыслей, привести сознание в состояние покоя и вместе с тем не допустить засыпания во время занятий. Если во время занятий часто возникают различные осложнения, тянет в сон, то следует применить вышеназванный прием – смотреть на кончик носа. Однако не следует прилагать значительные усилия. Надо достигнуть состояния «вижу – не вижу», словно перед глазами находится какая‑то светлая пелена.
Смотреть на кончик носа – лишь один из приемов, который применяется в ходе упражнений. Он вовсе не обязательно должен подходить для каждого человека. Если он применяется правильно, то приносит значительный эффект. При неверном его использовании возможно возникновение головной боли, головокружения, боли в глазах. Для тех, кому этот прием кажется неудобным, можно рекомендовать другие методики: слегка прикрыть глаза, концентрироваться на даньтяне или на положительных образах. Таким образом, можно исключить этот довольно сложный прием и избежать побочных явлений
ЧТО ВАЖНЕЕ В УПРАЖНЕНИЯХ ЦИГУНА «ВЗРАЩИВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО» – ГАРМОНИЯ ДЫХАНИЯ ИЛИ ДОСТИЖЕНИЕ ПОКОЯ
При выполнении упражнений «взращивания внутреннего» и то, и другое одинаково важно. Пациенты, применяющие данную методику, должны и к тому, и к другому относиться одинаково внимательно. Дыхание и покой нельзя противопоставлять или разделять, они тесно взаимосвязаны.
«Вхождение в покой» может привести дыхание к естественному природному ритму. Когда упорядочено дыхание, мысли успокаиваются, легче достичь покоя. Древние говорили: «Если дыхание не упорядочено, ци остается мутным; если не постичь источника его гармонии – все равно, как не привязать обезьяну и лошадь». Это значит, что если при выполнении упражнений не привести в порядок дыхание, то сердце мечется, как обезьяна, воля скачет, как лошадь. Без привязи они могут стать неуправляемыми; происходит сумятица в мыслях; занятия цигуном не приносят пользы. Следовательно, упорядочение дыхания, достижение покоя в мыслях являются важнейшими звеньями выполнения упражнений цигуна «взращивания внутреннего» и имеют равную ценность.
При выполнении упражнений «взращивания внутреннего» и то, и другое одинаково важно. Пациенты, применяющие данную методику, должны и к тому, и к другому относиться одинаково внимательно. Дыхание и покой нельзя противопоставлять или разделять, они тесно взаимосвязаны.
«Вхождение в покой» может привести дыхание к естественному природному ритму. Когда упорядочено дыхание, мысли успокаиваются, легче достичь покоя. Древние говорили: «Если дыхание не упорядочено, ци остается мутным; если не постичь источника его гармонии – все равно, как не привязать обезьяну и лошадь». Это значит, что если при выполнении упражнений не привести в порядок дыхание, то сердце мечется, как обезьяна, воля скачет, как лошадь. Без привязи они могут стать неуправляемыми; происходит сумятица в мыслях; занятия цигуном не приносят пользы. Следовательно, упорядочение дыхания, достижение покоя в мыслях являются важнейшими звеньями выполнения упражнений цигуна «взращивания внутреннего» и имеют равную ценность.
ЧТО ДАЕТ БЕЗМОЛВНОЕ ПРОИЗНЕСЕНИЕ ФРАЗ В ХОДЕ УПРАЖНЕНИЙ. ПОЧЕМУ НЕЛЬЗЯ ПОВТОРЯТЬ БОЛЕЕ ДЕВЯТИ СЛОВ
Во время занятий цигуном часто повторяют мысленно выражение типа «расслабься, успокойся, радость, хорошее настроение, всему телу приятно, тело здорово» или «мы все вместе занимаемся цигуном», «моя семья спокойна и счастлива». Эти слова играют свою положительную роль. Их значения связаны с положительными явлениями, их звучание вовлекает в состояние покоя и играет стимулирующую роль в оздоровлении организма, создает хорошее настроение.
Мысленное проговаривание этих слов позволяет устранить беспокойство, тревогу, свести все мысли к одной, уменьшить сонливость. Кроме того, этот прием позволяет в ритме произносимых слов выровнять дыхание.
Как показывают опыт древних и современные клинические наблюдения, количество употребляемых в ходе упражнения слов не должно превышать девяти. В противном случае продолжительность выполнения приема увеличивается, возможно появление головной боли, «разбухания головы», учащенного сердцебиения, теснения в груди, одышки, депрессии и других побочных явлений.
Во время занятий цигуном часто повторяют мысленно выражение типа «расслабься, успокойся, радость, хорошее настроение, всему телу приятно, тело здорово» или «мы все вместе занимаемся цигуном», «моя семья спокойна и счастлива». Эти слова играют свою положительную роль. Их значения связаны с положительными явлениями, их звучание вовлекает в состояние покоя и играет стимулирующую роль в оздоровлении организма, создает хорошее настроение.
Мысленное проговаривание этих слов позволяет устранить беспокойство, тревогу, свести все мысли к одной, уменьшить сонливость. Кроме того, этот прием позволяет в ритме произносимых слов выровнять дыхание.
Как показывают опыт древних и современные клинические наблюдения, количество употребляемых в ходе упражнения слов не должно превышать девяти. В противном случае продолжительность выполнения приема увеличивается, возможно появление головной боли, «разбухания головы», учащенного сердцебиения, теснения в груди, одышки, депрессии и других побочных явлений.
ЕСЛИ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ БРЮШНОГО ДЫХАНИЯ НЕКОТОРЫЕ НЕ ОЩУЩАЮТ ДВИЖЕНИЯ БРЮШНОГО ПРЕССА, ЭТО НОРМАЛЬНО ИЛИ НЕТ
Больным с желудочными болезнями часто рекомендуют проводить концентрацию на даньтяне и использовать брюшное дыхание. При этом типе дыхания движение стенок живота выполняется при помощи волевых усилий и ощущение этого движения может быть различным. Иногда оно ощущается довольно явственно, в других случаях око может не ощущаться совсем. Это вполне нормально. Однако иногда пациенты пытаются искусственно изменить правильную исходную позицию, чтобы усилить эти ощущения. С этой целью они наклоняются вперед или откидывают корпус назад. Делать этого не следует, так как независимо от того, ощущается движение стенок живота или нет, оно не связано с выполнением упражнений. Не следует расстраиваться по этому поводу и принимать неправильную позицию ради получения таких ощущений.
Больным с желудочными болезнями часто рекомендуют проводить концентрацию на даньтяне и использовать брюшное дыхание. При этом типе дыхания движение стенок живота выполняется при помощи волевых усилий и ощущение этого движения может быть различным. Иногда оно ощущается довольно явственно, в других случаях око может не ощущаться совсем. Это вполне нормально. Однако иногда пациенты пытаются искусственно изменить правильную исходную позицию, чтобы усилить эти ощущения. С этой целью они наклоняются вперед или откидывают корпус назад. Делать этого не следует, так как независимо от того, ощущается движение стенок живота или нет, оно не связано с выполнением упражнений. Не следует расстраиваться по этому поводу и принимать неправильную позицию ради получения таких ощущений.
ПОЧЕМУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В ДВИЖЕНИИ (ДИНАМИЧЕСКИЙ ЦИГУН; ДУНГУН) ПРИЯТНЫ ПРИЕМЫ ТИПА «ПОДНЯТЬ‑ОПУСТИТЬ» И «РАСКРЫТЬ‑ЗАКРЫТЬ»
При выполнении упражнений в движении целесообразно отрабатывать упражнения «поднять‑опустить». Для этого положить ладони обеих рук на нижнюю часть живота, пальцы обеих рук направить навстречу друг другу, ладони повернуть вверх, поднять руки снизу вверх, одновременно сделать вдох. Это называется «поднять ци», цель упражнения – поднять чистое ци (цинци). Затем поднять обе ладони до уровня носа, перевернуть ладони открытой стороной вниз, опустить руки в нижнее положение. Это называется «опустить ци» (цзянци), цель упражнения – опустить грязное ци (чжоци). При этом следует сконцентрироваться на том, чтобы чжоци направить на три чи в землю.
Упражнения «раскрыть‑закрыть» выполняются следующим образом: прижать кисти друг к другу тыльными сторонами, вытянуть руки перед собой, медленно развести их в стороны, расслабить все части тела, одновременно сделать вдох, словно втягивая в себя большое количество настоящего ци (чжэнци) неба и земли, затем перевернуть ладони внутренней стороной друг к другу, медленно вытянуть руки перед собой и сомкнуть их, одновременно сконцентрироваться на вдыхании чжэнци, чтобы набрать его полную грудь и там удержать.
При помощи таких упражнений, поднимающих чистое ци и опускающих грязное ци, помогающих вдыхать чжэнци и удерживать его внутри, создается приятное самочувствие, поднимается настроение. Такой комплекс упражнений объединяется общим наименованием «шэнцзян‑кайхэ» (поднять‑опустить – раскрыть‑закрыть), они включаются во многие комплексы подвижных упражнений.
При выполнении упражнений в движении целесообразно отрабатывать упражнения «поднять‑опустить». Для этого положить ладони обеих рук на нижнюю часть живота, пальцы обеих рук направить навстречу друг другу, ладони повернуть вверх, поднять руки снизу вверх, одновременно сделать вдох. Это называется «поднять ци», цель упражнения – поднять чистое ци (цинци). Затем поднять обе ладони до уровня носа, перевернуть ладони открытой стороной вниз, опустить руки в нижнее положение. Это называется «опустить ци» (цзянци), цель упражнения – опустить грязное ци (чжоци). При этом следует сконцентрироваться на том, чтобы чжоци направить на три чи в землю.
Упражнения «раскрыть‑закрыть» выполняются следующим образом: прижать кисти друг к другу тыльными сторонами, вытянуть руки перед собой, медленно развести их в стороны, расслабить все части тела, одновременно сделать вдох, словно втягивая в себя большое количество настоящего ци (чжэнци) неба и земли, затем перевернуть ладони внутренней стороной друг к другу, медленно вытянуть руки перед собой и сомкнуть их, одновременно сконцентрироваться на вдыхании чжэнци, чтобы набрать его полную грудь и там удержать.
При помощи таких упражнений, поднимающих чистое ци и опускающих грязное ци, помогающих вдыхать чжэнци и удерживать его внутри, создается приятное самочувствие, поднимается настроение. Такой комплекс упражнений объединяется общим наименованием «шэнцзян‑кайхэ» (поднять‑опустить – раскрыть‑закрыть), они включаются во многие комплексы подвижных упражнений.
ПОЧЕМУ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ УПРАЖНЕНИЙ В ПОЗИЦИИ СТОЯ С ДАВЛЕНИЕМ КНИЗУ ТРЕБУЕТСЯ ПРИЖИМАТЬ ЯЗЫК К НЁБУ
При выполнении некоторых упражнений, особенно «взращивания внутреннего», обычно вначале следует пройти по малому, а затем по большому небесному кругу. Известно, что если прижимать язык к верхнему нёбу, то можно соединить каналы жэнь и ду, что способствует циркуляции ци по малому небесному кругу (сяочжоутянь). Поэтому язык следует прижимать к верхнему нёбу и двигать им вверх‑вниз. Активизируя иннервацию органов пищеварения, это движение усиливает их функцию. А стойка с давлением книзу является одним из способов непосредственного прохождения по большому небесному кругу. Однако для этого нужно выбрать правильную позицию, способ концентрации и дыхания. После определенного цикла тренировок можно обучиться непосредственному воздействию на большой круг. Поэтому, выполняя упражнения в стойке, необязательно проходить вначале освоение малого небесного круга и делать движение языком вверх‑вниз.
При выполнении некоторых упражнений, особенно «взращивания внутреннего», обычно вначале следует пройти по малому, а затем по большому небесному кругу. Известно, что если прижимать язык к верхнему нёбу, то можно соединить каналы жэнь и ду, что способствует циркуляции ци по малому небесному кругу (сяочжоутянь). Поэтому язык следует прижимать к верхнему нёбу и двигать им вверх‑вниз. Активизируя иннервацию органов пищеварения, это движение усиливает их функцию. А стойка с давлением книзу является одним из способов непосредственного прохождения по большому небесному кругу. Однако для этого нужно выбрать правильную позицию, способ концентрации и дыхания. После определенного цикла тренировок можно обучиться непосредственному воздействию на большой круг. Поэтому, выполняя упражнения в стойке, необязательно проходить вначале освоение малого небесного круга и делать движение языком вверх‑вниз.
НУЖНО ЛИ ВО ВРЕМЯ ЗАНЯТИЙ ПРИЖИМАТЬ ЯЗЫК К ВЕРХНЕМУ НЁБУ ИЛИ ДВИГАТЬ ВВЕРХ‑ВНИЗ
Иногда считают, что при выполнении упражнений на развитие физической силы язык следует прижимать к нёбу, чтобы усилить циркуляцию ци между каналами жэнь и ду. В обычных условиях при выполнении упражнений на «взращивание внутреннего» язык непроизвольно совершает движения вверх‑вниз, что позволяет сосредоточить сознание на этом движении. Кроме того, это поднимает настроение, улучшает пищеварение, создает благоприятные условия для рефлекторных действий. Но мы считаем, что начинающим не следует акцентировать внимание на прижимании языка к нёбу или движении его вверх‑вниз. Выполняя эти действия неквалифицированно, легко прийти в возбужденное, напряженное состояние, что мешает достижению покоя. С другой стороны, некоторые пациенты «намертво» прижимают язык к нёбу, что также ведет к нежелательному явлению – отвердеванию кончика языка.
Иногда считают, что при выполнении упражнений на развитие физической силы язык следует прижимать к нёбу, чтобы усилить циркуляцию ци между каналами жэнь и ду. В обычных условиях при выполнении упражнений на «взращивание внутреннего» язык непроизвольно совершает движения вверх‑вниз, что позволяет сосредоточить сознание на этом движении. Кроме того, это поднимает настроение, улучшает пищеварение, создает благоприятные условия для рефлекторных действий. Но мы считаем, что начинающим не следует акцентировать внимание на прижимании языка к нёбу или движении его вверх‑вниз. Выполняя эти действия неквалифицированно, легко прийти в возбужденное, напряженное состояние, что мешает достижению покоя. С другой стороны, некоторые пациенты «намертво» прижимают язык к нёбу, что также ведет к нежелательному явлению – отвердеванию кончика языка.