Медитация и действие

Религия
Мы должны сказать также о связи между практикой медитации и нашей деятельностью. Сначала шаматха и випашъяна достигаются в положении сидя, а затем эти практики переносятся в нашу повседневную деятельность. Существует некий карикатурный образ буддизма как пути, оторванного от мира, предназначенного для монахов или отшельников, которые медитируют в гималайских пещерах или где-нибудь еще. Хотя, действительно, и есть люди, практикующие путь ухода от мира, все равно эти представления далеки от истины. Опыт медитации, поскольку он позволяет достичь непосредственного постижения реальности или подойти к нему, и есть действие самое правильное, самое точное и самое эффективное, какое только может быть.
На самом деле, если мы подходим к ситуации, какая бы она ни была, с нашими проекциями и предубеждениями, мы не воспринимаем ее такой, какая она есть в действительности: наше сознание омрачено своими же представлениями, оно выбирает ту или иную деталь ситуации и отвечает на эту деталь какой-то эмоциональной реакцией. Мы реагируем на наши собственные проекции, мы отвечаем самим себе.
Когда мы опутаны цепями нашего ума, мы на самом деле не присутствуем в ситуации: либо мы находимся в прошлом, без конца возвращаясь к какой-либо мысли, либо находимся в будущем, строя какие-то планы. Даже если мы относительно и присутствуем, мы все равно действуем возбужденно: наше сознание находится где-то в другом месте и только частично участвует в реальности настоящей ситуации.
Напротив, опыт непосредственности, который обнаруживается в медитации, является состоянием сознания вполне присутствующего, укоренившегося в мгновенности настоящего времени. Это опыт переживания чистой реальности, обнаженной и неприукрашенной, который позволяет действовать правильно, в соответствии с реальностью ситуации, с наибольшей восприимчивостью и свободой.
Этот опыт непосредственного переживания реальности является также опытом непривязанности. Чем больше мы привязаны, тем меньше возможность действовать. Привязанности - это связи, которые нас опутывают и обусловливают, а непривязанность - это оптимальное состояние свободы. Но нельзя не отметить, что непривязанность, о которой мы говорили, это не равнодушие, она скорее даже антипод равнодушия.
Равнодушие - это привязанность к своему личному комфорту: мы хотим быть спокойными, укрыться в своей скорлупе и избегаем всех видов раздражения: "мне все равно", "я не хочу знать", "оставьте меня в покое"... Не-привязанность заключается в том, что мы ни к чему не привязаны, ни к объектам внешнего мира, ни к самому себе. Когда мы не привязаны, тогда мы не обусловлены, мы вполне свободны, чтобы реагировать на предстоящую ситуацию: поскольку мы восприимчивы и открыты, мы действуем в соответствии с ситуацией. Этот момент очень важен для понимания отношений между медитацией и действием.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.