Всякий раз, когда какая-то идея начинает широко распространяться в мировом сознании, ее первоначальное значение меняется. В сущности, чем больше признания приобретает идея, тем больше она может отдалиться от своего первоначального значения, контекста и источника. Так было и в случае кармы, которая даже не является идеей, концепцией или мыслью, а скорее Космическим законом. Когда все больше и больше людей в мире признают факт существования этого закона, сам закон может исказиться, так как каждый человек интерпретирует его на своем уровне понимания.
Если тысяче людей задать вопрос, что такое карма, вы будете удивлены большим разнообразием ответов. Но еще более удивительными будут сложности, приписываемые очень простой сущности этого универсального закона.
Чтобы ясно понять, что такое карма, мы можем проследить ее значение в трех основных источниках, а затем синтезировать их в наиболее значимое сочетание того, что фактически представляет сущность Закона кармы.
Во-первых, мы имеем сказанные несколько тысяч лет назад слова Гаутама Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали». Что он хотел сказать этим философским утверждением?
Человек всегда задается вопросом, что он собой представляет. Дело в том, что от мгновенья к мгновенью то, что он собой представляет, меняется. Именно эти многочисленные изменения заставляют человека интересоваться, есть ли в нем вообще что-то постоянное. Если человек «является тем, что он думает», то, поскольку его мысли меняются от мгновенья к мгновенью и день ото дня, это же происходит и с ним! Если человек думает: «Я голоден», — то это то, каков он в данный момент. В тот момент, когда он больше не думает так, он больше не представляет продукт этой мысли. Если человек думает: «Я устал… я зол… я беден», — то он является всем этим. Это происходит из-за очень сильной тенденции считать то, что он думает, истиной. Таким образом, веря в свои мысли о себе, человек отождествляется с этими убеждениями и фактически становится всем, что он думает.
Если однообразный паттерн мышления сохраняется на годы, то он становится даже более правдоподобным для этого человека. Таким образом, длительные мыслительные паттерны, направленные по какому-либо определенному пути, заставляют человека поверить не только в то, что он находится на этом пути, но и в то, что это единственный путь, который он может увидеть.
Давайте еще раз используем аналогию с чувством голода, поскольку он имеет столько различных форм, что буквально каждый из нас испытывал его тем или иным образом. Представим двух индивидуумов, собирающихся съесть кусок пирога. Первый смотрит на пирог, и в его голове мгновенно возникают противоречивые мысли. «Я хочу пирога, но знаю, что он сделает меня толстым». Когда этот человек начинает есть пирог, его тело усваивает пищу с той же нервозностью, которая была спровоцирована его мышлением. Таким образом, подсознательная тенденция нежелания признаться себе в том, что он съел пирог, испытывая психологическое разочарование из-за этого, проистекавшее из первоначальной мысли, что пирог вреден, создает ситуацию, в которой контакт пирога с телом делает пирог правителем, а тело слугой.
Между тем второй индивидуум, намеривающийся съесть пирог, рассматривает его как источник радости. Это пища, предоставленная человеку Богом, чтобы удовлетворить его потребность в питании, красоте и энергии. Каждая крошка этого пирога будет гармонировать с каждой клеткой его тела в самом превосходном соотношении, поскольку тело и пирог находятся в гармонии. Этот человек никогда, по-видимому, не наберет избыточный вес, невзирая на то, что он ест. Первый же человек может набрать несколько фунтов от одного стаканчика мороженого. Здесь мы видим превосходный пример того, что подразумевал Будда своими словами: «Вы являетесь тем, что бы думаете, становясь тем, что вы думали».
Таким образом, первый принцип кармического закона основан на мышлении. Насколько было бы просто изменить жизнь человека, просто изменив его мысли. Но дело в том, что ни одна мысль не представляет остров в себе. Одна мысль всегда ведет к другой, а та к следующей и к следующей, что в конце концов уводит человека в направлении его мыслей. Поэтому по мере лет он фактически становится «всем, что он думал».
Интересно отметить, что, чем дольше человек привержен определенной линии мышления, тем больше он вводит в свою жизнь тех людей, чьи мысли умножают его первоначальную идею. Он никогда не одинок в своем мышлении. Из-за тенденции делиться своими мыслями с другими в массовом сознании всегда существует растущая «мысленная форма», которая поддерживает представление человека о том, что он собой представляет. Он будет входить в резонанс с теми, кто думает, как и он сам, и сторониться тех, чьи убеждения отличны от его мыслей. Каждый раз, когда человек чувствует угрозу своему мнению о том, что он собой представляет, он будет отступать к прошлым поискам тех людей, чьи мысли подкрепляют все, к чему он привык. Это одна из величайших слабостей человека — тенденция избегать преодоления привычных паттернов мышления.
Даже когда человек встает на путь духовного роста, он всякий раз сомневается в себе, когда улавливает мысли других, сходные с теми, к которым он сам привык. Это происходит из-за того, что, когда он верил в эти мысли, то считал своей обязанностью и долгом передать их другим. Подвергая проверке обоснованность собственных идей, он старался убедить других, что его мысли правильны.
Теперь мы подходим к очень интересному моменту. Поскольку значительная часть кармы основана на эффектах того, о чем человек думал в прошлом, тогда для преодоления устаревших паттернов мышления, индивидуум должен рассмотреть следствия, которые он вызвал в жизни других людей попыткой внушить им свои прошлые мысли. Он в какой-то степени стал их частью, поскольку, когда другие люди рассматривают и разбирают свои индивидуальные проблемы, они обращаются ко многим источникам для поиска ответов. А одним из этих источников были слова, которые он сказал им в прошлом. Поэтому космически, математически и физически невозможно, чтобы человек полностью возвысился над собственной кармой, пока каждый человек, с чьей жизнью он соприкасался, не возвысится над своей кармой в том отношении, в котором он затронул его!
Это приводит нас ко второй интерпретации кармы, которая исходит из третьего закона Ньютона: «Для каждого действия есть равное противодействие». Человек иногда действует и создает свою жизнь, тогда как в другое время он восприимчив и уязвим к результатам всего, что он создал — иногда он действует, тогда как в другое время противодействует. Однако он подчиняется закону причины и следствия.
Один из наиболее интересных способов понимания этого исходит из неправильного представления о «таланте». Не наделенные талантом люди часто смотрят снизу вверх на тех, кто обладает загадочным духом гениальности, особым типом ауры, даром. Но талантливый человек, демонстрирующий свои рисунки, скульптуры, музыку или поэзию, знает, что талант — это нечто иное. Он хорошо исполняет мелодию, потому что в течение многих часов и, возможно, многих месяцев учился владеть своим инструментом, В этот момент кто-то может выдвинуть аргумент, что, хотя на развитие таланта уходит много времени, некоторые люди склонны проявлять значительную легкость в определенных сферах с самого начала. Есть люди, изучающие музыку, которые на самом первом уроке проявляют высокое осознание того, что представляет собой музыка. Есть люди, изучающие искусство, которые в своих первых рисунках намного превосходят ожидания от начинающих. Есть люди, изучающие астрологию, которые на первом курсе задают вопросы, демонстрирующие знания, часто превышающие знания их преподавателя, тогда как другим студентам приходится проходить начальный курс дважды, чтобы развить базовое понимание предмета. Эти факты не отрицают закон причины и следствия, а указывают на концепцию реинкарнации.
В течение нескольких недель преподаватель может понять, кто из его студентов изучал астрологию в предшествующей жизни, а кто познает ее впервые. Однако даже эти студенты при должном старании и годах серьезной работы могут достичь того, что покажется другим огромным астрологическим талантом. Их совершенное владение предметом приходит не как странный загадочный дар, а как прямое следствие их причинных усилий.
Этот закон причины и следствия работает везде, но менее очевидным кажется то, что точный научный принцип «Для каждого действия есть равное противодействие» постоянно применим к человеческой жизни. Легко увидеть реакции на наши действия в повседневных отношениях. Но намного труднее понять, что общая сумма, испытываемых нами реакций, точно равна сумме действий, которые мы совершили. Другими словами, поступление и отдача в конце концов должны всегда уравновешиваться. Это кажется нам обманчивым, потому что индивидуум А вполне может давать индивидууму Б намного больше любви, чем тот может ему возвратить. В таких случаях закон причины и следствия кажется сомнительным индивидууму А, который больше отдает. Создается впечатление, что о пропорциональной реакции на каждое действие не может быть и речи. Но из-за того, что вселенная действует по определенным космическим законам, индивидуум А в итоге получит от индивидуумов В, Г или Д больше любви, чем он сам может дать. Когда подсчитывается общая сумма дебита и кредита человеческих взаимоотношений, итоговые результаты каждой колонки всегда будут равными.
Ощущая этот эффект бумеранга, люди всего мира учат своих детей золотому правилу: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». В иной интерпретации это просто другая версия того же научного принципа, что при каждом действии можно ожидать равного противодействия. Если индивидуум пытается возвысить свое сознание посредством медитации, созерцания или какой-то другой формы эзотерических занятий, он автоматически столкнется с теми силами в мире, которые стараются понизить его сознание. Таким образом, когда человек начинает вибрировать в направлении более позитивных энергий, он автоматически становится более чувствительным и должен противостоять негативным энергиям, представляющим равное противодействие его действиям.
В известной работе Лао-цзы «Дао дэ цзин» задается вопрос: «Что такое хороший человек?» И приводится ответ: «Это учитель плохого человека». Тогда задается следующий вопрос: «Что такое плохой человек?» И на него приводится следующий ответ: «Это бремя и забота хорошего человека». Если человек целеустремленно старается быть «хорошим», он всегда сталкивается с людьми, которые стараются быть «плохими». Если человек избегает добродетели в себе, он подсознательно привлекает в свою жизнь всех тех, кто научит его «добродетели».
Причина того, что закон действия и противодействия, причины и следствия так тяжело распознать, заключается главным образом во временном факторе. Человек обычно ожидает, что реакция последует за действием в течение разумного промежутка времени, чтобы между ними можно было провести различимую логическую связь. Когда временной фактор между действием и реакцией растягивается на дни, месяцы или годы, многие люди пытаются объяснить закон причины и следствия словом «совпадение». Слово «совпадение» — это препятствие, которое нужно преодолеть человеку, если он хочет понять универсальную истину. Из какого бы источника ни черпал человек свое понимание (имеет ли он математические, научные, философские, религиозные корни или представляет их смесь), факт заключается в том, что «совпадение» невозможно. Если человек смотрит на свою жизнь с персональной точки зрения, то легко может допустить, что совпадения происходят повсеместно, так как пучок неудовлетворенных желаний возбуждает его, ограничивая перспективу понимания того, что непосредственно не связано с удовлетворением его желаний. Но если человек может сойти с персональной точки зрения и увидеть мир таким, как он есть, тогда он начинает замечать, что по сути есть множество миров — и каждый человек живет в рамках закона причины и следствия, действия и противодействия с перспективы, которую он может воспринять через собственное жизненное пространство.
Таким образом, люди говорят друг другу, но редко говорят друг с другом — все же это действие, и оно вызывает противодействие. Недостаток понимания, проистекающий из этого, заставляет каждого человека искать других индивидуумов, чтобы объяснить идеи, которые они не смогли передать или получить от людей, вибрирующих в мирах, не гармонирующих с их миром.
Человек никогда полностью не понимает степень своей силы, так как он чаще воспринимает созданный им самим мир, чем совокупность миров, составляющих вселенную. Если человек в Америке покупает импортные ботинки, он косвенно помогает накормить в чужой стране семью, с которой никогда не встретится. Тем не менее он помог поднять экономику чужой страны и в то же время позволил семье, которая непосредственно получила пользу от этого, вести торговлю где-то еще, возможно, покупая еду, произведенную людьми, которых они в свою очередь никогда не узнают. Люди, которые произвели еду, могут в свою очередь приобрести импортное оборудование в Америке. А удивительная часть всего этого цикла становится ясной тогда, когда человек осознает, что, возможно, определенные детали этого импортного оборудования были произведены в Соединенных Штатах компанией, выплачивающей жалование тому самому американцу, который приобрел пару ботинок! Таким образом, через серию различных миров, состоящих из людей, которые могут никогда не узнать друг друга, каждый столкнулся с жизнью другого, чтобы универсальный закон действия и противодействия, причины и следствия, космический закон кармы был осуществлен.
Третья интерпретация кармы исходит от Эдгара Кейса, знаменитого «спящего Пророка», который благодаря своим исключительным качествам визионера смог помочь тысячам людей найти более гармоничный и здоровый образ жизни. Почти все работы Кейса были основаны на законе кармы. В отличие от утверждения Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали», и математической формулировки Ньютона: «Для каждого действия есть равное противодействие», Кейс использовал только три слова, чтобы описать этот удивительный космический закон. Он называл это «Встречей с собой». Что он подразумевал под этим? Как человек может встретиться с собой? Говорил ли Кейс о зеркале, посредством которого каждый человек использует свой жизненный опыт и людей в своей жизни, чтобы увидеть себя? Кейс обнаружил, что лучший способ узнать человека — это посмотреть на то, как человек смотрит на себя. Зеркало не лжет, оно показывает то, что есть в действительности. Хотя это не реальность человека, это достаточно яркое отображение его реальности, чтобы он поверил, что все это существует. Людям нравится знать, что думают о них другие. Они ищут одобрения и избегают осуждения во внешнем окружении. Таким образом, внешние обстоятельства в жизни человека — это просто зеркальное отражение всего, что происходит внутри.
Человек постоянно стремится увидеть себя глазами других. Достаточно интересно, что, чем больше он это делает, тем меньше является собой. Но человеку кажется, что это наиболее естественный способ учиться, или, сформулировав это более ясно, вводить себя в иллюзию, что он учится, В обычных повседневных разговорах, которые ведут между собою люди, легко заметить, что они почти всегда разговаривают с собой, делая вид, что говорят с другими. Внешний вербальный разговор всегда сопровождается внутренним разговором, который человек ведет в это время с собой, постоянно спрашивая, что дают ему или берут у него другие, что он сам дает или берет у них и сколько одобрения получает за свои усилия. Если индивидуум ведет такой образ жизни, насколько трудно ему узнать свою карму? Если друзья, которых он выбирает, правдивы, тогда он искренне интересуется встречей с собой. Если же, с другой стороны, он заводит друзей по расчету, которые скорее тактичны, чем правдивы, тогда он не встречается с собой. Это основано на том факте, что люди склонны искать поддержку правильности своих убеждений и поведения. Вместо того чтобы самим посмотреть в собственное зеркало, люди склонны искать зеркала, отражающие те их грани, которые они готовы увидеть. Таким образом, когда замужняя женщина общается с многочисленными друзьями, которые по большей части разведены или одиноки, становится очевидным направление, на которое она нацеливается. Если большинство друзей человека составляют преуспевающие бизнесмены, а не избегающие ответственности люди, то легко увидеть мерило успеха, к которому движется человек. Если у ребенка много ориентированных на цель друзей, то это говорит многое о ребенке. Таким образом, становится ясно, что для процесса встречи с собой очень верна пословица: «Рыбак рыбака видит издалека».
Однако определение встречи с собой не заканчивается на этом. Оно основано на том факте, что в каждом человеке есть действие и противодействие. Только когда они уравновешены, человек может обрести единство в центре своего существования. Только тогда он по-настоящему встречается с собой.
По утверждению Успенского в человеке существуют различные «я», каждое из которых стремится к кратковременной власти над другими. Он сравнивает их с чертовым колесом, где в одно мгновенье одно «я» находится на вершине власти, а в другое мгновенье другое «я» старается взять управление на себя. Превосходный пример — это покупка автомобиля, когда «я», находящееся в данный момент у власти принимает импульсивное решение приобрести в кредит желаемую вещь, за которую всем остальным «я» придется расплачиваться. Но ни одно из них не является истинным «я». Истинное «я» — это центр колеса, единственная часть индивидуума, которая способна увидеть и в конечном счете понять все остальные индивидуальности, которые в разное время тянут в разных направлениях.
Таким образом, чтобы, по словам Кейса, встретиться с собой, человек должен научиться быть в центре своего колеса. Тогда вместо того, чтобы смотреть на жизнь через серию пробных зеркал, человек сможет излучать чистую сущность, исходящую от наилучшего единства, которое он может достичь, со своим единым, божественным, всезнающим существом.
Теперь мы видим три различные грани кармического треугольника. Во-первых, в словах Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали». Во-вторых, в законе Исаака Ньютона: «Для каждого действия (в вашей жизни) будет (когда-то вы испытаете) равное противодействие». И в третьих, в толкованиях Эдгара Кейса, — процесс встречи с собой. Во всех трех случаях карма создает впечатление тонкого действия инь/ян конфликта. Мысль торопит действие. Действие вызывает противодействие. Через процесс действия и противодействия человек в конце концов может развить третье высшее «я», которое способно увидеть с более ясной и выгодной позиции постоянные битвы между его поведением инь и ян. Именно с этой выгодной позиции, центра чертова колеса Успенского, человек может увидеть истину о себе. Только такое восприятие позволяет человеку медленно освобождаться от законов кармического взаимодействия.
Аналогия пирамиды или треугольника — это одна из старейших и наиболее таинственных аналогий, известных человеку. У треугольника две точки в основании и одна на вершине. У человека две ноги, но один разум, который, если человек собирается быть единым, должен управлять координацией обеих ног. Во всех учениях йоги всегда говорится о том, что человек в своем низшем «я», разделенный инь и ян или позитивными и негативными влияниями, которые он видит в окружающем мире, борется с собой. Сначала он один, затем другой. И только путем обучения и воспитания он развивает третью часть себя, вершину треугольника, которая смотрит на две другие созданные им идентичности с космической точки зрения. Йога называет эту верхнюю точку треугольника Беспристрастным Я. Только через развитие этого Беспристрастного Я, в единстве разума, человек может, наконец, узнать себя. А от этого знания исходит полнота, являющаяся результатом фактической «встречи с собой» и, что даже более важно, принятия себя. Эта точка на вершине треугольника не может существовать одна. Это результат многолетней борьбы между двумя противоположными точками у основания треугольника.
В течение столетий астрология сосредотачивала внимание на качествах инь и ян натуры человека, позитивных и негативных эффектах планетарных энергий и взаимосвязи между ними. Легко рассматривать мир как множество позитивных и негативных сил, потому что есть различия между днем и ночью, любовью и ненавистью, концепциями правильного и неправильного, идеями добра и зла и массой других постоянно проявляющихся двойственностей. Но существует также и более широкий и более многогранный взгляд на вещи, который не рассматривает двойственность как обилие противоположных сил. Этот взгляд не основывается на концепции позитивного и негативного, хорошего и плохого, правильного и неправильного, здесь и там, вчера и завтра и всех других делений, при которых восприятие может отклонить человека от истины. Вместо этого есть единое восприятие, которое, хотя и видит позитивные и негативные двойственности, также видит столько же ценности в негативном, как и в позитивном. Оно не ценит будущее больше или меньше прошлого. Оно не ценит день больше или меньше ночи.
Наиболее спорная и поразительная особенность точки зрения этого восприятия заключается в том, что оно не оказывает предпочтения хорошему над плохим или плохому над хорошим. Все двойственности рассматриваются как две стороны одной монеты, обе из которых необходимы, чтобы монета была завершенной.
Причина того, почему большинство людей никогда не достигает такой точки зрения, очень проста. Пока человек занимает свой ум проблемами двойственности, он живет в угнетенном сознании. Мир не позволяет ему быть всем, кем, как он чувствует, он мог бы быть. От мгновенья к мгновенью, когда человек переключает свое отождествление с позитивного на негативное и наоборот, он не перестает искать виновного за все, что противодействует ему на пути удовлетворения его желаний. Он будет винить свое детство, религию, пол, учителей, работу, друзей и общество, в котором он живет, за все ограничения, которые считает причинами конфликтов, ощущаемых внутри. Человек не осознает, что, рассматривая вещи таким образом, он делает все возможное, чтобы нарушить три принципа, составляющие по существу закон кармы. Он создает дисгармоничные мысли, мешающие ему быть созидателем, которым он хочет быть. Он жалуется на результаты своих мыслей, которые выводят его из гармонии со вторым принципом кармы (или законом причины и следствия). И, наконец, постоянно пытаясь увидеть себя глазами других, он делает все возможное, чтобы избежать фактической встречи с собой в истинном свете божественного понимания. Почему же тогда человек постоянно делает все, что в конечном счете удерживает его от единства с собой?
Ответ на этот вопрос вовсе не таинственен, а по сути столь очевидно прост, что человечество в своем поиске истины часто упускало его из виду, Если бы человеку было не на что жаловаться, если бы в остановке его прогресса нельзя было обвинить внешние проблемы, если бы все его финансовые потребности и потребности выживания удовлетворялись, что бы он тогда делал с собой? Гораздо проще быть поплавком, плывущим по воде и ждущим внешних течений, перемещающих человека в различных направлениях, обвиняя эти внешние течения во всех помехах на пути к прогрессу, чем фактически взять ответственность за то, чтобы стать всем, чем человек мог бы быть.
Когда устами Гамлета Шекспир сказал: «Быть или не быть, вот в чем вопрос…», — мир едва ли понял, что он имел в виду. Это отсутствие понимания не прекращается просто из-за того, что человек начинает изучать астрологию, которая оказывается первой дверью к пониманию. Вряд ли есть изучающий астрологию, который в тот или иной момент не пытался возложить вину за обстоятельства в своей жизни на какой-то аспект в своем гороскопе. Таким образом, натура человека такова, что он всегда пытается найти внешнего козла отпущения за то, чему он не готов посмотреть в лицо как собственной правде. Этот поиск внешних причин, эффектов и следствий вызывает то, что Шекспир назвал бы состоянием «не быть». Но в тот момент, когда индивидуум решает, что он хочет «быть», он начинает по-настоящему «встречаться с собой» как с причиной и следствием, лидером и последователем, источником и отражением. В сущности, он начинает становиться собственным властителем. И именно в этот момент он может начать понимать истинное значение кармы, ибо единственной особенностью, общей для всех событий, обстоятельств и людей в его жизни, является Он сам!
Если тысяче людей задать вопрос, что такое карма, вы будете удивлены большим разнообразием ответов. Но еще более удивительными будут сложности, приписываемые очень простой сущности этого универсального закона.
Чтобы ясно понять, что такое карма, мы можем проследить ее значение в трех основных источниках, а затем синтезировать их в наиболее значимое сочетание того, что фактически представляет сущность Закона кармы.
Во-первых, мы имеем сказанные несколько тысяч лет назад слова Гаутама Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали». Что он хотел сказать этим философским утверждением?
Человек всегда задается вопросом, что он собой представляет. Дело в том, что от мгновенья к мгновенью то, что он собой представляет, меняется. Именно эти многочисленные изменения заставляют человека интересоваться, есть ли в нем вообще что-то постоянное. Если человек «является тем, что он думает», то, поскольку его мысли меняются от мгновенья к мгновенью и день ото дня, это же происходит и с ним! Если человек думает: «Я голоден», — то это то, каков он в данный момент. В тот момент, когда он больше не думает так, он больше не представляет продукт этой мысли. Если человек думает: «Я устал… я зол… я беден», — то он является всем этим. Это происходит из-за очень сильной тенденции считать то, что он думает, истиной. Таким образом, веря в свои мысли о себе, человек отождествляется с этими убеждениями и фактически становится всем, что он думает.
Если однообразный паттерн мышления сохраняется на годы, то он становится даже более правдоподобным для этого человека. Таким образом, длительные мыслительные паттерны, направленные по какому-либо определенному пути, заставляют человека поверить не только в то, что он находится на этом пути, но и в то, что это единственный путь, который он может увидеть.
Давайте еще раз используем аналогию с чувством голода, поскольку он имеет столько различных форм, что буквально каждый из нас испытывал его тем или иным образом. Представим двух индивидуумов, собирающихся съесть кусок пирога. Первый смотрит на пирог, и в его голове мгновенно возникают противоречивые мысли. «Я хочу пирога, но знаю, что он сделает меня толстым». Когда этот человек начинает есть пирог, его тело усваивает пищу с той же нервозностью, которая была спровоцирована его мышлением. Таким образом, подсознательная тенденция нежелания признаться себе в том, что он съел пирог, испытывая психологическое разочарование из-за этого, проистекавшее из первоначальной мысли, что пирог вреден, создает ситуацию, в которой контакт пирога с телом делает пирог правителем, а тело слугой.
Между тем второй индивидуум, намеривающийся съесть пирог, рассматривает его как источник радости. Это пища, предоставленная человеку Богом, чтобы удовлетворить его потребность в питании, красоте и энергии. Каждая крошка этого пирога будет гармонировать с каждой клеткой его тела в самом превосходном соотношении, поскольку тело и пирог находятся в гармонии. Этот человек никогда, по-видимому, не наберет избыточный вес, невзирая на то, что он ест. Первый же человек может набрать несколько фунтов от одного стаканчика мороженого. Здесь мы видим превосходный пример того, что подразумевал Будда своими словами: «Вы являетесь тем, что бы думаете, становясь тем, что вы думали».
Таким образом, первый принцип кармического закона основан на мышлении. Насколько было бы просто изменить жизнь человека, просто изменив его мысли. Но дело в том, что ни одна мысль не представляет остров в себе. Одна мысль всегда ведет к другой, а та к следующей и к следующей, что в конце концов уводит человека в направлении его мыслей. Поэтому по мере лет он фактически становится «всем, что он думал».
Интересно отметить, что, чем дольше человек привержен определенной линии мышления, тем больше он вводит в свою жизнь тех людей, чьи мысли умножают его первоначальную идею. Он никогда не одинок в своем мышлении. Из-за тенденции делиться своими мыслями с другими в массовом сознании всегда существует растущая «мысленная форма», которая поддерживает представление человека о том, что он собой представляет. Он будет входить в резонанс с теми, кто думает, как и он сам, и сторониться тех, чьи убеждения отличны от его мыслей. Каждый раз, когда человек чувствует угрозу своему мнению о том, что он собой представляет, он будет отступать к прошлым поискам тех людей, чьи мысли подкрепляют все, к чему он привык. Это одна из величайших слабостей человека — тенденция избегать преодоления привычных паттернов мышления.
Даже когда человек встает на путь духовного роста, он всякий раз сомневается в себе, когда улавливает мысли других, сходные с теми, к которым он сам привык. Это происходит из-за того, что, когда он верил в эти мысли, то считал своей обязанностью и долгом передать их другим. Подвергая проверке обоснованность собственных идей, он старался убедить других, что его мысли правильны.
Теперь мы подходим к очень интересному моменту. Поскольку значительная часть кармы основана на эффектах того, о чем человек думал в прошлом, тогда для преодоления устаревших паттернов мышления, индивидуум должен рассмотреть следствия, которые он вызвал в жизни других людей попыткой внушить им свои прошлые мысли. Он в какой-то степени стал их частью, поскольку, когда другие люди рассматривают и разбирают свои индивидуальные проблемы, они обращаются ко многим источникам для поиска ответов. А одним из этих источников были слова, которые он сказал им в прошлом. Поэтому космически, математически и физически невозможно, чтобы человек полностью возвысился над собственной кармой, пока каждый человек, с чьей жизнью он соприкасался, не возвысится над своей кармой в том отношении, в котором он затронул его!
Это приводит нас ко второй интерпретации кармы, которая исходит из третьего закона Ньютона: «Для каждого действия есть равное противодействие». Человек иногда действует и создает свою жизнь, тогда как в другое время он восприимчив и уязвим к результатам всего, что он создал — иногда он действует, тогда как в другое время противодействует. Однако он подчиняется закону причины и следствия.
Один из наиболее интересных способов понимания этого исходит из неправильного представления о «таланте». Не наделенные талантом люди часто смотрят снизу вверх на тех, кто обладает загадочным духом гениальности, особым типом ауры, даром. Но талантливый человек, демонстрирующий свои рисунки, скульптуры, музыку или поэзию, знает, что талант — это нечто иное. Он хорошо исполняет мелодию, потому что в течение многих часов и, возможно, многих месяцев учился владеть своим инструментом, В этот момент кто-то может выдвинуть аргумент, что, хотя на развитие таланта уходит много времени, некоторые люди склонны проявлять значительную легкость в определенных сферах с самого начала. Есть люди, изучающие музыку, которые на самом первом уроке проявляют высокое осознание того, что представляет собой музыка. Есть люди, изучающие искусство, которые в своих первых рисунках намного превосходят ожидания от начинающих. Есть люди, изучающие астрологию, которые на первом курсе задают вопросы, демонстрирующие знания, часто превышающие знания их преподавателя, тогда как другим студентам приходится проходить начальный курс дважды, чтобы развить базовое понимание предмета. Эти факты не отрицают закон причины и следствия, а указывают на концепцию реинкарнации.
В течение нескольких недель преподаватель может понять, кто из его студентов изучал астрологию в предшествующей жизни, а кто познает ее впервые. Однако даже эти студенты при должном старании и годах серьезной работы могут достичь того, что покажется другим огромным астрологическим талантом. Их совершенное владение предметом приходит не как странный загадочный дар, а как прямое следствие их причинных усилий.
Этот закон причины и следствия работает везде, но менее очевидным кажется то, что точный научный принцип «Для каждого действия есть равное противодействие» постоянно применим к человеческой жизни. Легко увидеть реакции на наши действия в повседневных отношениях. Но намного труднее понять, что общая сумма, испытываемых нами реакций, точно равна сумме действий, которые мы совершили. Другими словами, поступление и отдача в конце концов должны всегда уравновешиваться. Это кажется нам обманчивым, потому что индивидуум А вполне может давать индивидууму Б намного больше любви, чем тот может ему возвратить. В таких случаях закон причины и следствия кажется сомнительным индивидууму А, который больше отдает. Создается впечатление, что о пропорциональной реакции на каждое действие не может быть и речи. Но из-за того, что вселенная действует по определенным космическим законам, индивидуум А в итоге получит от индивидуумов В, Г или Д больше любви, чем он сам может дать. Когда подсчитывается общая сумма дебита и кредита человеческих взаимоотношений, итоговые результаты каждой колонки всегда будут равными.
Ощущая этот эффект бумеранга, люди всего мира учат своих детей золотому правилу: «Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой». В иной интерпретации это просто другая версия того же научного принципа, что при каждом действии можно ожидать равного противодействия. Если индивидуум пытается возвысить свое сознание посредством медитации, созерцания или какой-то другой формы эзотерических занятий, он автоматически столкнется с теми силами в мире, которые стараются понизить его сознание. Таким образом, когда человек начинает вибрировать в направлении более позитивных энергий, он автоматически становится более чувствительным и должен противостоять негативным энергиям, представляющим равное противодействие его действиям.
В известной работе Лао-цзы «Дао дэ цзин» задается вопрос: «Что такое хороший человек?» И приводится ответ: «Это учитель плохого человека». Тогда задается следующий вопрос: «Что такое плохой человек?» И на него приводится следующий ответ: «Это бремя и забота хорошего человека». Если человек целеустремленно старается быть «хорошим», он всегда сталкивается с людьми, которые стараются быть «плохими». Если человек избегает добродетели в себе, он подсознательно привлекает в свою жизнь всех тех, кто научит его «добродетели».
Причина того, что закон действия и противодействия, причины и следствия так тяжело распознать, заключается главным образом во временном факторе. Человек обычно ожидает, что реакция последует за действием в течение разумного промежутка времени, чтобы между ними можно было провести различимую логическую связь. Когда временной фактор между действием и реакцией растягивается на дни, месяцы или годы, многие люди пытаются объяснить закон причины и следствия словом «совпадение». Слово «совпадение» — это препятствие, которое нужно преодолеть человеку, если он хочет понять универсальную истину. Из какого бы источника ни черпал человек свое понимание (имеет ли он математические, научные, философские, религиозные корни или представляет их смесь), факт заключается в том, что «совпадение» невозможно. Если человек смотрит на свою жизнь с персональной точки зрения, то легко может допустить, что совпадения происходят повсеместно, так как пучок неудовлетворенных желаний возбуждает его, ограничивая перспективу понимания того, что непосредственно не связано с удовлетворением его желаний. Но если человек может сойти с персональной точки зрения и увидеть мир таким, как он есть, тогда он начинает замечать, что по сути есть множество миров — и каждый человек живет в рамках закона причины и следствия, действия и противодействия с перспективы, которую он может воспринять через собственное жизненное пространство.
Таким образом, люди говорят друг другу, но редко говорят друг с другом — все же это действие, и оно вызывает противодействие. Недостаток понимания, проистекающий из этого, заставляет каждого человека искать других индивидуумов, чтобы объяснить идеи, которые они не смогли передать или получить от людей, вибрирующих в мирах, не гармонирующих с их миром.
Человек никогда полностью не понимает степень своей силы, так как он чаще воспринимает созданный им самим мир, чем совокупность миров, составляющих вселенную. Если человек в Америке покупает импортные ботинки, он косвенно помогает накормить в чужой стране семью, с которой никогда не встретится. Тем не менее он помог поднять экономику чужой страны и в то же время позволил семье, которая непосредственно получила пользу от этого, вести торговлю где-то еще, возможно, покупая еду, произведенную людьми, которых они в свою очередь никогда не узнают. Люди, которые произвели еду, могут в свою очередь приобрести импортное оборудование в Америке. А удивительная часть всего этого цикла становится ясной тогда, когда человек осознает, что, возможно, определенные детали этого импортного оборудования были произведены в Соединенных Штатах компанией, выплачивающей жалование тому самому американцу, который приобрел пару ботинок! Таким образом, через серию различных миров, состоящих из людей, которые могут никогда не узнать друг друга, каждый столкнулся с жизнью другого, чтобы универсальный закон действия и противодействия, причины и следствия, космический закон кармы был осуществлен.
Третья интерпретация кармы исходит от Эдгара Кейса, знаменитого «спящего Пророка», который благодаря своим исключительным качествам визионера смог помочь тысячам людей найти более гармоничный и здоровый образ жизни. Почти все работы Кейса были основаны на законе кармы. В отличие от утверждения Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали», и математической формулировки Ньютона: «Для каждого действия есть равное противодействие», Кейс использовал только три слова, чтобы описать этот удивительный космический закон. Он называл это «Встречей с собой». Что он подразумевал под этим? Как человек может встретиться с собой? Говорил ли Кейс о зеркале, посредством которого каждый человек использует свой жизненный опыт и людей в своей жизни, чтобы увидеть себя? Кейс обнаружил, что лучший способ узнать человека — это посмотреть на то, как человек смотрит на себя. Зеркало не лжет, оно показывает то, что есть в действительности. Хотя это не реальность человека, это достаточно яркое отображение его реальности, чтобы он поверил, что все это существует. Людям нравится знать, что думают о них другие. Они ищут одобрения и избегают осуждения во внешнем окружении. Таким образом, внешние обстоятельства в жизни человека — это просто зеркальное отражение всего, что происходит внутри.
Человек постоянно стремится увидеть себя глазами других. Достаточно интересно, что, чем больше он это делает, тем меньше является собой. Но человеку кажется, что это наиболее естественный способ учиться, или, сформулировав это более ясно, вводить себя в иллюзию, что он учится, В обычных повседневных разговорах, которые ведут между собою люди, легко заметить, что они почти всегда разговаривают с собой, делая вид, что говорят с другими. Внешний вербальный разговор всегда сопровождается внутренним разговором, который человек ведет в это время с собой, постоянно спрашивая, что дают ему или берут у него другие, что он сам дает или берет у них и сколько одобрения получает за свои усилия. Если индивидуум ведет такой образ жизни, насколько трудно ему узнать свою карму? Если друзья, которых он выбирает, правдивы, тогда он искренне интересуется встречей с собой. Если же, с другой стороны, он заводит друзей по расчету, которые скорее тактичны, чем правдивы, тогда он не встречается с собой. Это основано на том факте, что люди склонны искать поддержку правильности своих убеждений и поведения. Вместо того чтобы самим посмотреть в собственное зеркало, люди склонны искать зеркала, отражающие те их грани, которые они готовы увидеть. Таким образом, когда замужняя женщина общается с многочисленными друзьями, которые по большей части разведены или одиноки, становится очевидным направление, на которое она нацеливается. Если большинство друзей человека составляют преуспевающие бизнесмены, а не избегающие ответственности люди, то легко увидеть мерило успеха, к которому движется человек. Если у ребенка много ориентированных на цель друзей, то это говорит многое о ребенке. Таким образом, становится ясно, что для процесса встречи с собой очень верна пословица: «Рыбак рыбака видит издалека».
Однако определение встречи с собой не заканчивается на этом. Оно основано на том факте, что в каждом человеке есть действие и противодействие. Только когда они уравновешены, человек может обрести единство в центре своего существования. Только тогда он по-настоящему встречается с собой.
По утверждению Успенского в человеке существуют различные «я», каждое из которых стремится к кратковременной власти над другими. Он сравнивает их с чертовым колесом, где в одно мгновенье одно «я» находится на вершине власти, а в другое мгновенье другое «я» старается взять управление на себя. Превосходный пример — это покупка автомобиля, когда «я», находящееся в данный момент у власти принимает импульсивное решение приобрести в кредит желаемую вещь, за которую всем остальным «я» придется расплачиваться. Но ни одно из них не является истинным «я». Истинное «я» — это центр колеса, единственная часть индивидуума, которая способна увидеть и в конечном счете понять все остальные индивидуальности, которые в разное время тянут в разных направлениях.
Таким образом, чтобы, по словам Кейса, встретиться с собой, человек должен научиться быть в центре своего колеса. Тогда вместо того, чтобы смотреть на жизнь через серию пробных зеркал, человек сможет излучать чистую сущность, исходящую от наилучшего единства, которое он может достичь, со своим единым, божественным, всезнающим существом.
Теперь мы видим три различные грани кармического треугольника. Во-первых, в словах Будды: «Вы являетесь тем, что вы думаете, становясь тем, что вы думали». Во-вторых, в законе Исаака Ньютона: «Для каждого действия (в вашей жизни) будет (когда-то вы испытаете) равное противодействие». И в третьих, в толкованиях Эдгара Кейса, — процесс встречи с собой. Во всех трех случаях карма создает впечатление тонкого действия инь/ян конфликта. Мысль торопит действие. Действие вызывает противодействие. Через процесс действия и противодействия человек в конце концов может развить третье высшее «я», которое способно увидеть с более ясной и выгодной позиции постоянные битвы между его поведением инь и ян. Именно с этой выгодной позиции, центра чертова колеса Успенского, человек может увидеть истину о себе. Только такое восприятие позволяет человеку медленно освобождаться от законов кармического взаимодействия.
Аналогия пирамиды или треугольника — это одна из старейших и наиболее таинственных аналогий, известных человеку. У треугольника две точки в основании и одна на вершине. У человека две ноги, но один разум, который, если человек собирается быть единым, должен управлять координацией обеих ног. Во всех учениях йоги всегда говорится о том, что человек в своем низшем «я», разделенный инь и ян или позитивными и негативными влияниями, которые он видит в окружающем мире, борется с собой. Сначала он один, затем другой. И только путем обучения и воспитания он развивает третью часть себя, вершину треугольника, которая смотрит на две другие созданные им идентичности с космической точки зрения. Йога называет эту верхнюю точку треугольника Беспристрастным Я. Только через развитие этого Беспристрастного Я, в единстве разума, человек может, наконец, узнать себя. А от этого знания исходит полнота, являющаяся результатом фактической «встречи с собой» и, что даже более важно, принятия себя. Эта точка на вершине треугольника не может существовать одна. Это результат многолетней борьбы между двумя противоположными точками у основания треугольника.
В течение столетий астрология сосредотачивала внимание на качествах инь и ян натуры человека, позитивных и негативных эффектах планетарных энергий и взаимосвязи между ними. Легко рассматривать мир как множество позитивных и негативных сил, потому что есть различия между днем и ночью, любовью и ненавистью, концепциями правильного и неправильного, идеями добра и зла и массой других постоянно проявляющихся двойственностей. Но существует также и более широкий и более многогранный взгляд на вещи, который не рассматривает двойственность как обилие противоположных сил. Этот взгляд не основывается на концепции позитивного и негативного, хорошего и плохого, правильного и неправильного, здесь и там, вчера и завтра и всех других делений, при которых восприятие может отклонить человека от истины. Вместо этого есть единое восприятие, которое, хотя и видит позитивные и негативные двойственности, также видит столько же ценности в негативном, как и в позитивном. Оно не ценит будущее больше или меньше прошлого. Оно не ценит день больше или меньше ночи.
Наиболее спорная и поразительная особенность точки зрения этого восприятия заключается в том, что оно не оказывает предпочтения хорошему над плохим или плохому над хорошим. Все двойственности рассматриваются как две стороны одной монеты, обе из которых необходимы, чтобы монета была завершенной.
Причина того, почему большинство людей никогда не достигает такой точки зрения, очень проста. Пока человек занимает свой ум проблемами двойственности, он живет в угнетенном сознании. Мир не позволяет ему быть всем, кем, как он чувствует, он мог бы быть. От мгновенья к мгновенью, когда человек переключает свое отождествление с позитивного на негативное и наоборот, он не перестает искать виновного за все, что противодействует ему на пути удовлетворения его желаний. Он будет винить свое детство, религию, пол, учителей, работу, друзей и общество, в котором он живет, за все ограничения, которые считает причинами конфликтов, ощущаемых внутри. Человек не осознает, что, рассматривая вещи таким образом, он делает все возможное, чтобы нарушить три принципа, составляющие по существу закон кармы. Он создает дисгармоничные мысли, мешающие ему быть созидателем, которым он хочет быть. Он жалуется на результаты своих мыслей, которые выводят его из гармонии со вторым принципом кармы (или законом причины и следствия). И, наконец, постоянно пытаясь увидеть себя глазами других, он делает все возможное, чтобы избежать фактической встречи с собой в истинном свете божественного понимания. Почему же тогда человек постоянно делает все, что в конечном счете удерживает его от единства с собой?
Ответ на этот вопрос вовсе не таинственен, а по сути столь очевидно прост, что человечество в своем поиске истины часто упускало его из виду, Если бы человеку было не на что жаловаться, если бы в остановке его прогресса нельзя было обвинить внешние проблемы, если бы все его финансовые потребности и потребности выживания удовлетворялись, что бы он тогда делал с собой? Гораздо проще быть поплавком, плывущим по воде и ждущим внешних течений, перемещающих человека в различных направлениях, обвиняя эти внешние течения во всех помехах на пути к прогрессу, чем фактически взять ответственность за то, чтобы стать всем, чем человек мог бы быть.
Когда устами Гамлета Шекспир сказал: «Быть или не быть, вот в чем вопрос…», — мир едва ли понял, что он имел в виду. Это отсутствие понимания не прекращается просто из-за того, что человек начинает изучать астрологию, которая оказывается первой дверью к пониманию. Вряд ли есть изучающий астрологию, который в тот или иной момент не пытался возложить вину за обстоятельства в своей жизни на какой-то аспект в своем гороскопе. Таким образом, натура человека такова, что он всегда пытается найти внешнего козла отпущения за то, чему он не готов посмотреть в лицо как собственной правде. Этот поиск внешних причин, эффектов и следствий вызывает то, что Шекспир назвал бы состоянием «не быть». Но в тот момент, когда индивидуум решает, что он хочет «быть», он начинает по-настоящему «встречаться с собой» как с причиной и следствием, лидером и последователем, источником и отражением. В сущности, он начинает становиться собственным властителем. И именно в этот момент он может начать понимать истинное значение кармы, ибо единственной особенностью, общей для всех событий, обстоятельств и людей в его жизни, является Он сам!
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи