Устранение отрицательных эмоций

Наука » Психология » Психология эмоций
Устранение отрицательных эмоций

Эмоциональный подъем, хорошее настроение способствует осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.

В.М. Бехтерев писал о необходимости регулировать эмоциональное состояние маленьких детей. Он писал о том, что переживание положительных эмоций способствует нормальному развитию ребенка, в том числе и интеллектуальному. В.М. Бехтерев отмечал роль правильного ухода за младенцем для вызова у него положительных эмоций. С дальнейшим развитием ребенка его радует всякая блестящая безделушка и «…вообще, всякое новое впечатление, не содержащее в себе чего-либо неблагоприятного для него. Наконец, источником бодрящей веселой эмоции являются доступные ребенку занятия, которые в состоянии его заинтересовать, в особенности же забавы и игры».

Особое внимание В.М. Бехтерев уделяет устранению отрицательных эмоций, для этого необходимо поддерживать физическое благосостояние организма, удовлетворение различных стремлений ребенка, устранение соблазнов, которые нельзя удовлетворить. Если ребенок расплакался под влиянием какого-либо внешнего повода,

а) первым делом надо его успокоить и утешить…;

б) важной мерой, способствующей устранению и облегчению подавляющих эмоций, является отвлечение внимания… новым впечатлением, каким-либо забавным рассказом, способным заинтересовать ребенка…;

в) если ни увещевания, ни отвлечение внимания не оказывают действия, полезно оставить на время ребенка одного, так как в этом случае, не видя людей, он перестает капризничать и скоро успокаивается.

Как показал Р. Нельсон-Джоунс, эмоции можно разделить на уместные и неуместные: «Неуместными эмоциями являются такие эмоции, которые мешают достижению разумного баланса…, уместно в чужом и сложном мире быть испуганным, осторожным, бдительным… для защиты. Однако тревога и чрезвычайная озабоченность являются неуместными эмоциями, т.к. они основаны на иррациональном мышлении… и могут препятствовать достижению целей».

Поэтому желательно научиться управлять эмоциями и контролировать их внешнее проявление. Великий педагог И.Г. Песталоцци в 1782 г. писал: «Самое главное – это научить детей владеть своими чувствами….».

Ключевую роль в управлении эмоциональным состоянием играет осознание своих жизненных целей и соотнесение с ними конкретных ценностей. Своевременность подобного взвешивания нормализует состояние человека.

Контроль выражения своих эмоций. Сдерживание демонстрации своего переживания, то есть отсутствие внешнего проявления эмоций, помогает легче перенести боль и другие неприятности. Контроль эмоций проявляется в трех формах:

а) «подавление» – когда скрывают переживаемые эмоции;

б) «маскировка» – когда заменяют выражение переживаемых эмоций выражением другой эмоции, которую в данный момент не переживают;

в) «симуляция» – когда выражают не переживаемые в данный момент эмоции.

Как пишет И.А. Переверзева (1986, 1989), существуют индивидуальные различия в контроле эмоций у разных индивидов.

Люди, склонные к устойчивому переживанию отрицательных эмоций:

– имеют более высокую степень контроля и положительных, и отрицательных эмоций;

– отрицательные эмоции чаще переживают, чем выражают («подавление»);

– положительные эмоции чаще выражают, чем переживают («симуляция»).

Поэтому за счет более высокой степени контроля своих эмоций они реже выражают отрицательные эмоции, «маскируют» свои переживания положительными эмоциями.

Лица с преобладанием положительных эмоций обладают более слабым их контролем, то есть различий между частотой переживания и частотой выражения различных эмоций Переверзевой у них не обнаружено.

Возрастные особенности контроля эмоций. Ряд авторов показали, что с возрастом увеличивается подавление отрицательных эмоций. Дети, не приобретшие подобный опыт в семье, могут оказаться отвергнутыми вне дома (Корр, 1989).

Выражение своих эмоций в разных культурах имеет некоторые особенности. Например, в западной культуре не принято показывать не только положительные, но и отрицательные эмоции (что ты чего-то боишься). А в индейском племени навахо детские страхи – нормальная и здоровая реакция (Ф. Тикальски и С. Уоллес, 1988). Ребенок должен бояться (но это не означает, что его надо намеренно пугать).
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!

Похожие статьи

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.