Эмоциональные ситуации
П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциональной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека. Ю.Я. Киселев (1983) считает, что ситуация для человека – это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. (Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая, нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или не выгодная и т.д.
Исследования Н.В. Боровиковой в 1998 г. показали, что эмоциональность беременных женщин приобретает эгоцентрический характер. У них сужается диапазон источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для них приобретает все, что касается их самих и ожидаемого ребенка. Социально значимые события, общественные процесса отходят на второй план. Ни одна из беременных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует прежде всего ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.)
Большую роль в возникновении эмоций Б. Вейнер (1985) отводит каузальной атрибуции. Наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, человек либо приписывает, либо не приписывает его поступку цель, которая противоречит его интересам, достоинству и т.п., например, если нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить его без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека обстоятельства). (Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае можно говорить о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциогенную реакцию зрителей.)
П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:
1. Недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:
а) новизне ситуации;
б) необычности ситуации;
в) внезапности ситуации.
2. Избыточная мотивация:
а) не находящая применения;
б) при фрустрации;
в) при присутствии других лиц;
г) при конфликтах.
Эта классификация касается только случаев появления негативных эмоций.
П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциональной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношений между мотивацией и возможностями человека. Ю.Я. Киселев (1983) считает, что ситуация для человека – это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. (Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая, нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или не выгодная и т.д.
Исследования Н.В. Боровиковой в 1998 г. показали, что эмоциональность беременных женщин приобретает эгоцентрический характер. У них сужается диапазон источников эмоциональных переживаний. Наибольшую значимость для них приобретает все, что касается их самих и ожидаемого ребенка. Социально значимые события, общественные процесса отходят на второй план. Ни одна из беременных женщин не отмечала значительные, государственного масштаба, общественные и экономические явления в качестве источников эмоциональных переживаний. Беременную женщину радует прежде всего ожидание рождения ребенка, ощущение его активности внутри себя. В то же время она болезненно реагирует на критические замечания в свой адрес, на шутки, касающиеся ее внешнего вида.)
Большую роль в возникновении эмоций Б. Вейнер (1985) отводит каузальной атрибуции. Наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, человек либо приписывает, либо не приписывает его поступку цель, которая противоречит его интересам, достоинству и т.п., например, если нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить его без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека обстоятельства). (Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае можно говорить о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциогенную реакцию зрителей.)
П. Фресс (1975) дает следующую классификацию эмоциогенных ситуаций:
1. Недостаточность приспособительных возможностей. Человек не может или не умеет дать адекватный ответ на стимуляцию при:
а) новизне ситуации;
б) необычности ситуации;
в) внезапности ситуации.
2. Избыточная мотивация:
а) не находящая применения;
б) при фрустрации;
в) при присутствии других лиц;
г) при конфликтах.
Эта классификация касается только случаев появления негативных эмоций.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи