Понятие о чувствах и эмоциях.
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Эмоции тесно связаны с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» ? сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, ? так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс (Крылов). По Р.С. Немову, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Различают несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей.
Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица, пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» ? выражение эмоций в интонации и тембре голоса).
Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции в свою очередь обусловлены индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.
Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, поза, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Влияние эмоций на человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40‑60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения сказываются на восприятии, мышлении, поведении индивида и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы.
Разум и тело требуют действия. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
(Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание.) То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. (Если в течение долгого времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию – даже если эти эмоции слабо выражены, – то у человека больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.)
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Эмоции и развитие личности. При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоции и развития личности нужно учитывать 2 фактора:
1) влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции;
2) индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере, т.е. навыки выражения
эмоции.
Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.
От эмоций, которые чаще всего испытывает человек, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, эмоциональность сказывается даже на интеллектуальном развитии.
Эмоции и секс. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом, презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.
Эмоции супружества и родительское чувство. Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют способ ухаживания и выбор партнера для совместной жизни. Человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциального спутника жизни не шли в разрез с его переживаниями и способами выражения эмоций, с другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем, с теми же способами эмоциональной экспрессии. Эмоции во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.
Наиболее общими и фундаментальными принципами человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление, деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретным действиям.
К эмоциональной сфере традиционно относят не только эмоции как таковые, но и настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
О связи эмоциональных переживаний с процессами жизнедеятельности организма было известно уже давно. Аристотель полагал, что познавательные процессы реализуются только «душой», а эмоциональные – совместно «душой» и «телом». В XVII в. Декарт (1950) постулировал, что страсть, возникающая в душе, имеет своего «телесного двойника».
Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.
Эмоции тесно связаны с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.
Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» ? сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, ? так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.
По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс (Крылов). По Р.С. Немову, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Различают несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей.
Эмоции проявляются в так называемых выразительных движениях (мимике – выразительные движения лица, пантомимике – выразительные движения всего тела и «вокальной мимике» ? выражение эмоций в интонации и тембре голоса).
Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции в свою очередь обусловлены индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.
Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, поза, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций.
Влияние эмоций на человека. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной и дыхательной систем. Пульс разгневанного или испуганного человека может на 40‑60 ударов в минуту превышать нормальный. Столь резкие изменения соматических показателей при переживании человеком сильной эмоции указывают на то, что в этом процессе задействованы практически все нейрофизиологические и соматические системы организма. Эти изменения сказываются на восприятии, мышлении, поведении индивида и в крайних случаях могут приводить к соматическим и психическим нарушениям. Эмоция активизирует вегетативную нервную систему, которая воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы.
Разум и тело требуют действия. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, – мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьезны, что их невозможно игнорировать.
(Соматические реакции на умеренную эмоцию не столь интенсивны, как бурная реакция на яркое эмоциональное переживание.) То, что мы называем «настроением», обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Последние исследования в области нейрофизиологии показывают, что эмоции и настроение влияют на иммунную систему, снижают сопротивляемость болезням. (Если в течение долгого времени человек испытывает злость, тревогу или депрессию – даже если эти эмоции слабо выражены, – то у человека больше шансов заболеть ОРЗ, гриппом или подхватить кишечную инфекцию.)
Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования.
Эмоции и развитие личности. При рассмотрении вопроса о взаимодействии эмоции и развития личности нужно учитывать 2 фактора:
1) влияние наследственности на эмоциональный склад личности. Генетические предпосылки играют важную роль в формировании эмоциональности, в установлении величины порогов переживания той или иной эмоции;
2) индивидуальный опыт и обучение в той части, которая относится к эмоциональной сфере, т.е. навыки выражения
эмоции.
Можно сказать, что эмоциональные черты индивида в значительной степени обусловлены особенностями его социального опыта, особенно опыта, приобретенного в младенчестве и раннем детстве. Ребенок, предрасположенный к вспыльчивости, пугливый или улыбчивый ребенок встречают разный прием в мире сверстников и взрослых.
От эмоций, которые чаще всего испытывает человек, зависит успешность его взаимодействия с окружающими его людьми, а значит, и успешность его социального развития, эмоциональность сказывается даже на интеллектуальном развитии.
Эмоции и секс. Сексуальное влечение практически всегда сопровождается той или иной эмоцией. В сочетании с гневом, презрением оно перерождается в садизм или сексуальное насилие. Сочетание сексуального влечения с чувством вины может дать мазохизм либо импотенцию. В любви и супружестве сексуальное влечение вызывает у партнеров радостное возбуждение, острое переживание чувственного удовольствия и оставляет после себя самые яркие впечатления.
Эмоции супружества и родительское чувство. Особенности эмоционального склада человека, его эмоциональная отзывчивость во многом определяют способ ухаживания и выбор партнера для совместной жизни. Человек, выбирая партнера, стремится к тому, чтобы эмоциональные переживания и экспрессия потенциального спутника жизни не шли в разрез с его переживаниями и способами выражения эмоций, с другой стороны, предпочтение зачастую отдается человеку со сходным эмоциональным профилем, с теми же способами эмоциональной экспрессии. Эмоции во многом определяют родительские чувства и установки. Любопытство ребенка, его радость, отвращение или страх вызывают у родителей эмоциональный отклик в соответствии с присущими им индивидуальными порогами этих эмоций.
Наиболее общими и фундаментальными принципами человеческого поведения является то, что эмоции заряжают энергией и организуют мышление, деятельность. Интенсивная эмоция вызывает у человека прилив энергии. Конкретная эмоция побуждает человека к конкретным действиям.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи