ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С МЕТОДИКОЙ X. СМИШЕКА
Данная методика была разработана X. Смишеком в 1970 г. На основе концепции акцентуированных личностей К. Леон-гарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов — «да», «нет».
Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.
Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.
После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций («сырые» баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: «сырые» баллы X коэффициент = итоговый показатель.
Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:
1. Гипертимический — 3.
2. Застревающий — 2.
3. Педантичный — 2.
4. Эмотивный — 3.
5. Тревожный — 3.
6. Циклотимный — 3.
7. Возбудимый — 3.
8. Дистимический — 3.
9. Демонстративный — 2.
10. Экзальтированный — 6.
Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение — 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные (Уфа, 1986), которые подтверждаются и нашими исследованиями, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.
Далее результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации — значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций (рис. 9.2.)
Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности и убеждения нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, можно иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае мы советуем при определении типов акцентуации не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.
Данная методика была разработана X. Смишеком в 1970 г. На основе концепции акцентуированных личностей К. Леон-гарда. По форме она представляет собой опросник, состоящий из 88 вопросов и предполагающий два варианта ответов — «да», «нет».
Для проведения тестирования требуется сам опросник и ответный бланк. Тестирование может проводиться как индивидуально, так и в групповом варианте. Опросник рассчитан на взрослых лиц, но успешно применялся и на подростках 14-16 лет.
Прилагаемая к опроснику инструкция может быть изменена, если возникнет необходимость приспособить ее к особенностям контингента испытуемых. Инструкция должна быть максимально простой и соответствовать умственным возможностям испытуемых. В случае испытуемых-подростков желательно подкрепить инструкцию 1-2 примерами.
После тестирования психолог обрабатывает ответный бланк с помощью ключей. В результате он получает показатели по каждому из типов акцентуаций («сырые» баллы). Затем полученные показатели преобразуются с помощью соответствующих коэффициентов по формуле: «сырые» баллы X коэффициент = итоговый показатель.
Коэффициенты для каждого типа акцентуаций следующие:
1. Гипертимический — 3.
2. Застревающий — 2.
3. Педантичный — 2.
4. Эмотивный — 3.
5. Тревожный — 3.
6. Циклотимный — 3.
7. Возбудимый — 3.
8. Дистимический — 3.
9. Демонстративный — 2.
10. Экзальтированный — 6.
Результаты подсчета записываются в бланке фиксации результатов. Сразу же может быть дана приблизительная оценка типа акцентуации. Если итоговый показатель превосходит 12 (максимальное значение — 24), то это считается признаком акцентуации по данному типу. Однако имеются данные (Уфа, 1986), которые подтверждаются и нашими исследованиями, что критическое значение для диагностики типа лежит в пределах 14-16.
Далее результаты могут быть представлены графически. Для этого следует отложить полученные показатели в системе координат: тип акцентуации — значение показателя. Эта система координат уже представлена на бланке фиксации результатов. После соединения точек на графике получаем профиль личностных акцентуаций (рис. 9.2.)
Следует учитывать, что опросник не имеет шкалы лжи, поэтому требуются дополнительные действия, чтобы получить достоверные результаты. Максимум внимательности и убеждения нужны психологу на стадии инструктирования, чтобы заметить возможные отрицательные установки на исследование и создать атмосферу благожелательности и серьезного настроя на работу. На стадии оценки результатов, анализируя график, можно иногда заметить, что профиль акцентуаций сильно сдвинут вверх или вниз. В этом случае мы советуем при определении типов акцентуации не привязывать оценку к каким-то числовым значениям, а оценивать форму профиля.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи