ВСТУПИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ
Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу.
Обычно мотивационная сфера личности, именно в связи с вышесказанным, изучается с помощью сложных методик, так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют высочайшей квалификации от специалиста — психолога, который с ними работает. Неслучайно среди специалистов существует даже узкая специализация по работе с той или иной конкретной проективной методикой (ТАТ, тест Роршаха, тест Хекхаузена и др.).
Уместно будет заметить, что для рассмотренной в предыдущем разделе диагностики мотивации достижения и боязни неудачи также применяется проективная методика — тест Хекхаузена. Собственный многолетний опыт работы с этой методикой позволяет нам говорить как о ее больших психодиагностических возможностях, так и обо всех тех сложностях, с которыми связана работа с ней. Эти сложности, конечно, ограничивают возможности широкого распространения методики, а тем более возможности ее использования при массовой психодиагностике в педагогическом процессе. Все это и побудило нас заняться разработкой соответствующего опросника для диагностики мотивации успеха и боязни неудачи (раздел 1.2.). Было бы, естественно, неплохо, чтобы аналогичная задача была решена и относительно диагностики специфичных мотивов учебной деятельности. Однако на сегодняшний день мы не можем назвать методики диагностики учебной мотивации, которая бы строго отвечала психодиагностическим требованиям, предъявляемым к опросникам.
Вместе с тем в педагогической практике и в психолого-педагогических исследованиях применяются методики, которые хотя и не удовлетворяют в полной мере необходимым требованиям, все-таки дают возможность получать определенные результаты.
Ниже мы приведем две методики такого типа. Обе они достаточно широко применяются как в исследованиях, так и в деятельности психологической службы школы. Необходимо только сделать здесь следующие комментарии.
Достоверность результатов, получаемых по методикам такого типа, существенно повышается, если опрос проводится анонимно. Ясно, что это не всегда приемлемо. Но в тех случаях, когда это возможно, указанное обстоятельство следует иметь в виду. И второе. Строго говоря, ниже рассматриваемые две методики по типу относятся скорее не к психологическим, а к социально-педагогическим, социологическим и, может быть, к социально-психологическим методикам. А потому результаты, полученные с их помощью, являются особенно ценными и полезными, когда речь идет не об индивидуальной диагностике, а об исследованиях массовых выборок (школа, ПТУ, курс, параллель, класс и т.д.).
Заметим, что именно такие задачи являются нередко актуальными для оптимального функционирования образовательного учреждения, планирования, осуществления педагогического процесса и получения обратной связи.
Диагностика мотивационной сферы представляет собой очень сложную задачу с точки зрения разработки адекватных методик. Это связано с тем, что мотивы деятельности и поведения, образуя ядро личности, являются наиболее «закрытой зоной» личности. И наиболее оберегаемой (сознательно или подсознательно) самой личностью от постороннего проникновения в эту сферу.
Обычно мотивационная сфера личности, именно в связи с вышесказанным, изучается с помощью сложных методик, так называемого проективного типа. Проективные методики очень трудоемки и, кроме того, требуют высочайшей квалификации от специалиста — психолога, который с ними работает. Неслучайно среди специалистов существует даже узкая специализация по работе с той или иной конкретной проективной методикой (ТАТ, тест Роршаха, тест Хекхаузена и др.).
Уместно будет заметить, что для рассмотренной в предыдущем разделе диагностики мотивации достижения и боязни неудачи также применяется проективная методика — тест Хекхаузена. Собственный многолетний опыт работы с этой методикой позволяет нам говорить как о ее больших психодиагностических возможностях, так и обо всех тех сложностях, с которыми связана работа с ней. Эти сложности, конечно, ограничивают возможности широкого распространения методики, а тем более возможности ее использования при массовой психодиагностике в педагогическом процессе. Все это и побудило нас заняться разработкой соответствующего опросника для диагностики мотивации успеха и боязни неудачи (раздел 1.2.). Было бы, естественно, неплохо, чтобы аналогичная задача была решена и относительно диагностики специфичных мотивов учебной деятельности. Однако на сегодняшний день мы не можем назвать методики диагностики учебной мотивации, которая бы строго отвечала психодиагностическим требованиям, предъявляемым к опросникам.
Вместе с тем в педагогической практике и в психолого-педагогических исследованиях применяются методики, которые хотя и не удовлетворяют в полной мере необходимым требованиям, все-таки дают возможность получать определенные результаты.
Ниже мы приведем две методики такого типа. Обе они достаточно широко применяются как в исследованиях, так и в деятельности психологической службы школы. Необходимо только сделать здесь следующие комментарии.
Достоверность результатов, получаемых по методикам такого типа, существенно повышается, если опрос проводится анонимно. Ясно, что это не всегда приемлемо. Но в тех случаях, когда это возможно, указанное обстоятельство следует иметь в виду. И второе. Строго говоря, ниже рассматриваемые две методики по типу относятся скорее не к психологическим, а к социально-педагогическим, социологическим и, может быть, к социально-психологическим методикам. А потому результаты, полученные с их помощью, являются особенно ценными и полезными, когда речь идет не об индивидуальной диагностике, а об исследованиях массовых выборок (школа, ПТУ, курс, параллель, класс и т.д.).
Заметим, что именно такие задачи являются нередко актуальными для оптимального функционирования образовательного учреждения, планирования, осуществления педагогического процесса и получения обратной связи.
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи