С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ
Слово "гипноз" так часто использовалось, что почти лишилось всяческого значения. Если некий термин должен описывать такое множество понятий, то запутаться немудрено. Единого, общепринятого определения гипноза нет и по всей видимости мы еще не скоро дождемся такового. Также как не существует единой теории, которая была бы в состоянии описать все аспекты гипноза. Некоторые известные теоретики, ученые и практики, видя эту проблему, рекомендуют посвятить больше внимания вопросам природы явления гипноза (Hall, 1989; Hilgard, 1973, 1991; Lynn, Rhue, 1991; Rossi, 1993).
Тот факт что слово "гипноз" относиться к такому множеству видов разнородного опыта, убеждает среднего человека в том что "гипноз это гипноз", независимо от ситуации где он применяется. Часто также профессионалы, прошедшие необходимое обучение, не ознакомленные однако с гипнозом, скептически относятся к возможности использования его в клинических условиях. Они думают, есть ли какая - либо разница между клиническим гипнозом и теми глупостями, какие им показывают с эстрады. Сторонникам гипноза давно известны опасности, возникающие из такого положения вещей, однако термин "гипноз" все еще повсеместно используется. Однозначное определение гипноза на основе разнородных понятий и гипнотических техник является, короче говоря, довольно сложной задачей. Пытаясь решить эту неблагодарную проблему можно воспользоваться уже существующими определениями, обзор которых позволит нам понять разнообразие взглядов, существующих на эту тему. Более часто встречающиеся определения можно представить так:
1.Гипноз это направленное воображение. Гипнотизер, или другой человек (в случае гетерогипноза) или сам заинтересованный (в случае аутогипноза), действует таким образом, чтобы управлять чувствами, имеющими характер фантазии (Barber, 1979; Barber, Spanos, Chaves, 1974).
2.Гипноз это естественно измененное состояние сознания. Человек входит в гипнотическое состояние, значительно отличающееся от "нормального" состояния, в результате естественного процесса, не связанного с принятием каких либо субстанций или иного рода физического вмешательства (Ludwig, 1966; Ludwig, Levine, 1965, Tart, 1969).
3.Гипноз это состояние расслабления и особой восприимчивости к внушению. Личность достигая состояния расслабления сознания и тела, легче реагирует на предлагаемое вну-шение (Edmonston, 1991; Miller, 1979).
4.Гипноз это состояние интенсивной концентрации внимания на определенной идее или сенсорном раздражителе (Spigel, Spigel, 1987).
Процесс клинического вмешательства можно описать как серию контактов терапевта и клиента (Araoz, 1985; Watzlawick, 1978). Независимо от терапевтической ориентации, контакт с клиентом используется для соответствующей оценки его ситуации и как средство терапии. Терапевтический контакт воздействует на человека, который попал в трудное положение, таким образом что его чувства и поведение меняются в сторону способствующую адаптации или приносящую пользу (Zeig, Rennick, 1991)
Для меня важнейшим вопросом в отношениях с клиентом является установление контакта и взаимное влияние. Именно в этот момент вступает в действие гипноз. Если отбросить статический образ гипноза, как субъективного внутреннего состояния данного человека, сфокусировавшись на динамике интерперсонального контакта, применяемого терапевтом для воздействия на клиента так чтобы заставить его пережить внушаемый терапевтический опыт, то нам откроются совершенно новые и богатые возможности. В контактах клиента с терапевтом, или гипнотизером, есть особенные элементы позволяющие изменить субъективный опыт клиента, давая возможность возникнуть терапевтическому влиянию (Watzlawik 1985). Понимание гипноза в категориях интеракции делает ставку на успешную коммуникацию, что означает способность определять способ мышления людей, и далее вступать с ними в контакт, таким образом, чтобы увеличить шансы к достижению договоренности на одном или на многих уровнях, а в результате добиться интеграции с выразительным позитивным значением (Gilligen, 1987).
Когда в понимании гипноза (и терапии с его участием) мы сконцентрируемся в основном на его коммуникативном аспекте, увеличивающем силу влияния на ощущения другого человека, то видно что ритуалы и достижения отдельных уровней гипноза теряют свое значение в противовес уделению большего внимания специфическому использованию слов и жестов (Haley, 1973). Благодаря этому элементы каждого процесса коммуникации могут иметь черты гипноза, формально не являющиеся гипнозом (Watzlawik, 1985). Такой подход увеличивает потенциальную ценность изучения гипноза, для всех работающих с людьми. Даже если вы не хотите стать специалистом в гипнозе, то сможете получить пользу познавая различные аспекты успешной коммуникации. Одно неверно использованное слово (или предложение) может затруднить или сделать невозможным достижение позитивного ре-зультата лечения. В свою очередь точно использованное выражение (или фраза) может способствовать созданию атмосферы доверия, которая значительно увеличит шансы успеха.
Распознание природы интерперсонального влияния я считаю весьма важным делом. Свой курс по социальной психологии я начинаю словами: "Когда вы одни, вы можете делать то, что невозможно представить в присутствии хотя бы одного человека". (Само присутствие другого человека влияет на наше поведение. Вопрос не в том: "Влияете ли вы на людей?" — конечно влияете — а в том: "Как вы повлияете на них?". Научиться ответственно применять паттерны поведения, на других людях, одновременно уважая интеграцию тех с кем мы работаем, является настоящим вызовом. Эти паттерны касаются не только терапии или гипноза. Их можно увидеть везде где имеют место социальные контакты.) Распознание гипнотических элементов в обычной жизни это способность, позволяющая более гибко и успешно использовать гипноз (Erickson, 1958).
Я определяю клинический гипноз как процесс коммуникации который вызывает влияние, уделяя большое внимание исполнению установленных ритуалов, с целью достижения состояния, которое я называю "формальный гипноз". Растущая популярность близких к гипнозу техник, как дополнение непосредственных методов, является последствием открытия того, что человеческими ощущениями можно управлять, а гипнотические реакции возможны без применения формальной индукции (Wagstaff, 1991;
Watzlawick, 1985) Если гипноз в определенном смысле является ощущением, возникающем в нормальной обстановке, то роль доброго гипнотизера сводится к целенаправленному развитию гипноза вместо того чтобы ожидать его случайного возникновения. Ведь ни один гипнотизер не вызывает ощущений не входящих в сферу естественного опыта данного человека Когда я опишу явление гипноза это утверждение станет более ясным
Определение гипноза как процесса коммуникации, оказывающего влияние явно слишком обобщенно. Более точное определение — как это часто случается при попытках определить абстрактные понятия — может быть сформулировано лишь тогда когда примутся во внимание определенные переменные, появляющиеся в данном контексте Я предлагаю менее жесткое, соответствующее ситуации, определение, принимающее во внимание субъективные ощущения гипнотизируемых. Этим ощущениям будет посвящено много места в этой книге
Источник: Майкл Д. Япко «Введение в гипноз»
Авторское право на материал
Копирование материалов допускается только с указанием активной ссылки на статью!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.
Похожие статьи